II. Предпосылки построения и развития комплекса "Безопасный город"

II. Предпосылки построения и развития комплекса

"Безопасный город"

Актуальность мероприятий по обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания каждого субъекта Российской Федерации в целом и муниципального образования в частности обусловливается наличием различного рода угроз (природного, техногенного, биолого-социального, экологического и другого характера) для всей среды обитания населения (жилых, общественных и административных зданий, объектов промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, технических сооружений и систем коммунального хозяйства (водо-, газо-, тепло-, электроснабжения и др.), систем водоотведения, природных ресурсов и др.).

Природными угрозами являются природные явления или процессы, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, а также к нарушению жизнедеятельности населения (опасные геофизические, геологические, метеорологические явления, гидрологические явления).

К основным природным угрозам относятся:

возможность подтопления территории города;

сейсмическая опасность, появление деформации земной поверхности в виде провалов и неравномерных оседаний земли;

появление оползней;

вероятность ураганов, штормового ветра, обильных снегопадов и затяжных дождей, обледенения дорог и токонесущих проводов;

падение крупных небесных тел (метеоритов, болидов);

задымление вследствие массовых торфяных и лесных пожаров.

Техногенными угрозами являются опасные ситуации, спровоцированные хозяйственной деятельностью человека, несущие угрозу вредного физического, химического и механического воздействия на население и среду обитания.

К основным техногенным угрозам относятся:

транспортные аварии, включая дорожно-транспортные происшествия, крушения поездов, железнодорожные аварии и авиационные катастрофы;

пожары на промышленных объектах, транспорте и в жилых зданиях;

обрушения элементов транспортных коммуникаций, производственных и непроизводственных зданий и сооружений;

аварии на магистральных трубопроводах;

аварии на подземных сооружениях;

прорывы гидротехнических сооружений, являющихся гидродинамически опасными объектами (плотин, запруд, дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений;

аварии с выбросом химически опасных веществ и образованием зон химического заражения;

аварии с выбросом радиоактивных веществ с образованием обширных зон загрязнения;

аварии с разливом нефтепродуктов;

аварии на электростанциях и сетях с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей;

аварии на системах жизнеобеспечения и очистных сооружениях;

прорывы в сетях тепло- и водоснабжения;

старение жилого фонда, инженерной инфраструктуры;

снижение надежности и устойчивости энергоснабжения;

перегруженность магистральных инженерных сетей канализации и полей фильтрации;

дефицит источников теплоснабжения;

медленное внедрение новых технологий очистки питьевой воды;

несвоевременная и некачественная уборка улиц;

нарушение порядка утилизации производственных и бытовых отходов;

воздействие внешних факторов на качество питьевой воды;

несоответствие дорожного покрытия требованиям безопасности автомобильных перевозок.

Биолого-социальными угрозами являются ситуации, возникшие на определенной территории, когда нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных.

К основным биолого-социальным угрозам относятся:

инфекционные, паразитарные болезни и отравления людей;

особо опасные болезни сельскохозяйственных животных и рыб;

карантинные и особо опасные болезни.

Экологическими угрозами являются ситуации, обусловленные критическим состоянием атмосферного воздуха, воды и почв.

К основным экологическим угрозам относятся:

просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр при добыче полезных ископаемых и другой деятельности человека;

наличие тяжелых металлов (в том числе радионуклидов) и других вредных веществ в почве (грунте) сверх предельно допустимых концентраций;

интенсивная деградация почв, опустынивание на обширных территориях из-за эрозии, засоления, заболачивания почв и так далее;

ситуации, связанные с истощением невозобновляемых природных ископаемых;

ситуации, вызванные переполнением хранилищ (свалок) промышленными и бытовыми отходами, загрязнением ими окружающей среды;

резкие изменения погоды или климата в результате антропогенной деятельности;

превышение предельно допустимой концентрации вредных примесей в атмосфере;

температурные инверсии над городами;

"кислородный" голод в городах;

значительное превышение предельно допустимого уровня городского шума;

образование обширной зоны кислотных осадков;

разрушение озонового слоя атмосферы;

значительные изменения прозрачности атмосферы;

недостаток питьевой воды вследствие истощения водных источников или их загрязнения;

истощение водных ресурсов, необходимых для организации хозяйственно-бытового водоснабжения и обеспечения технологических процессов;

нарушение хозяйственной деятельности и экологического равновесия вследствие загрязнения зон внутренних морей и мирового океана.

Угрозами в сфере транспортной безопасности являются условия и факторы, способные привести к понижению уровня транспортной безопасности.

К основным угрозам транспортной безопасности относятся:

террористические и диверсионные акции (угон или захват воздушных, морских, речных судов, железнодорожного подвижного состава, автотранспорта, взрывы на железнодорожных вокзалах, на транспорте, диверсии против гидротехнических сооружений и прочее);

иные случаи незаконного вмешательства в функционирование транспорта (наложение посторонних предметов на рельсы, разоборудование устройств железнодорожных путей, "телефонный терроризм", противоправное блокирование аэропортов и основных транспортных магистралей), угрожающие жизни и здоровью пассажиров, несущие прямой ущерб транспортной сфере и порождающие в обществе негативные социально-политические, экономические и психологические последствия;

криминальные действия против пассажиров;

криминальные действия против грузов;

чрезвычайные происшествия (аварии), обусловленные состоянием транспортных технических систем (их изношенностью, аварийностью и несовершенством), нарушением правил эксплуатации технических систем, в том числе нормативных требований по экологической безопасности при перевозках, а также природными факторами, создающими аварийную обстановку и влекущими за собой материальные потери и человеческие жертвы.

Конфликтными угрозами являются ситуации, при которых возможно возникновение социальных взрывов, криминогенных и террористических угроз, эскалация экстремистской деятельности, разжигание национальных и религиозных конфликтов и др.

К основным конфликтным угрозам относятся:

нападения на объекты и их захват;

взрывы;

похищения людей;

применение отравляющих биологически активных и радиоактивных веществ;

преступления (правонарушения), совершаемые на улицах, объектах транспорта и иных общественных местах;

действия организованной преступности;

несанкционированные публичные мероприятия, массовые беспорядки.

Угрозами информационной безопасности является совокупность условий и факторов, создающих опасность нарушения информационной безопасности.

К основным угрозам информационной безопасности относятся:

нарушение информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, муниципальных предприятий и служб;

перехват трансляций телерадиовещания, систем оповещения и информирования населения;

несанкционированный доступ к информации о деятельности органов государственной власти, муниципальных предприятий и служб;

несанкционированный доступ к управлению информационными ресурсами;

оказание целенаправленного негативного информационного воздействия на население через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет";

неполная реализация прав граждан в области получения и обмена достоверной информацией, в том числе манипулирование массовым сознанием с использованием информационно-психологического воздействия;

провоцирование социальной, межнациональной и религиозной напряженности через деятельность отдельных (в том числе электронных) средств массовой информации;

распространение злоупотреблений в кредитно-финансовой сфере, связанных с проникновением в компьютерные системы и сети.

Управленческими (операционными) рисками являются ситуации, грозящие нарушением жизнедеятельности населения ввиду низкой эффективности контроля и взаимодействия оперативных служб, государственных органов исполнительной власти.

К основным управленческим (операционным) рискам относятся:

риски возникновения потенциально опасных техногенных угроз при работе с объектами муниципальной инфраструктуры;

нарушение нормальных условий жизнедеятельности населения в силу несвоевременного устранения последствий происшествий, аварий и чрезвычайных ситуаций;

риски причинения ущерба среде обитания и здоровью людей, а также дополнительных материальных расходов на устранение последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий в силу низкой эффективности систем прогнозирования и поддержки решений.

Общей характерной особенностью угроз на современном этапе является их взаимосвязанный характер, выражающийся в том, что одно возникающее бедствие (или реализация угрозы) может вызывать целую цепочку других катастрофических процессов (эффект домино), что определяет необходимость комплексного подхода к обеспечению безопасности среды обитания и общественной безопасности муниципального образования.

Настоящая Концепция предполагает в том числе создание единой информационной среды, обеспечивающей эффективное и незамедлительное взаимодействие всех сил и служб, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, а именно:

центров управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;

служб скорой медицинской помощи;

дежурных служб территориальных центров медицины катастроф;

дежурных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации;

дежурных служб территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и районном уровнях;

подразделений госавтоинспекции территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и районном уровнях;

дежурных служб линейных управлений, отделов и отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

дежурных служб территориальных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

дежурно-диспетчерских служб объектов экономики;

дежурно-диспетчерских служб "01";

дежурно-диспетчерских служб Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта и открытого акционерного общества "Российские железные дороги";

иных служб оперативного реагирования органов местного самоуправления, в функции которых входит обеспечение управления муниципальным хозяйством и инфраструктурой.