V. Возможные варианты реализации Программы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах ее реализации
V. Возможные варианты реализации Программы,
оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных
вариантах ее реализации
Для решения проблемы эффективного долгосрочного устойчивого развития экономики, инфраструктуры и социальной сферы Курильских островов предлагается 2 варианта.
Первый вариант (оптимистичный) обеспечивает условия для ускорения экономического роста с использованием новой модели развития дальневосточных территорий, сбалансированного инфраструктурного потенциала с учетом преемственности мер государственного регулирования, что в конечном счете позволит достичь показателей экономического роста и социального развития, определенных Государственной программой.
Одним из таких подходов является формирование конкурентоспособных точек роста, обеспечивающих опережающее социально-экономическое развитие при условии создания необходимой инфраструктуры, практического применения инновационных разработок в традиционных отраслях экономики Курильских островов, вовлечения в хозяйственный оборот ранее не используемых ресурсов, расширения продуктовой линейки и увеличения добавленной стоимости и глубины переработки сырья. Это обеспечит диверсификацию производства, рост потребности в использовании высококвалифицированных трудовых ресурсов, расширение предложения в различных сегментах внутреннего рынка и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Этот вариант реализации Программы предполагает осуществление мероприятий по комплексной модернизации энергетической и производственной инфраструктуры, создание площадок проведения прикладных исследований и внедрения инновационных разработок и реализацию мер поддержки малого и среднего бизнеса. Также на условиях государственно-частного партнерства будут реализованы проекты по диверсификации экономики Курильских островов.
В области развития социальной сферы и человеческого капитала будут реализованы меры по опережающему развитию базовой опорной сети организаций, ориентированных на предоставление социальных услуг, с учетом перспективных потребностей экономики Курильских островов в трудовых ресурсах. Также будут реализованы меры по привлечению высококвалифицированных специалистов на производственные предприятия, в организации социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.
Комплекс мероприятий Программы обеспечит в долгосрочной перспективе реализацию естественных конкурентных преимуществ Курильских островов, повышение качества человеческого капитала, благоприятные условия для экономического роста на основе освоения минерально-сырьевой базы, развития энергетики и туризма.
Таким образом, будет обеспечена привлекательность Курильских островов как места для жизни и реализации долгосрочных жизненных планов населения.
Основными преимуществами этого варианта являются формирование инфраструктуры инноваций и условий для модернизации экономики, что повлечет за собой существенное повышение производительности труда и реальных доходов населения. Дополнительные преимущества будут обеспечены возможностью привлечения новых специалистов в трудодефицитные высокоспециализированные производства и организации социальной сферы, что позволит изменить качество предоставления инфраструктурных и социальных услуг населению Курильских островов.
Бюджетные инвестиции, направленные на повышение качества предпринимательского и инвестиционного климата прежде всего в формировании современной инженерной и транспортной инфраструктуры, рассматриваются как стимул для роста частных инвестиций и необходимое условие реализации проектов в сфере малого и среднего бизнеса. При реализации этого сценария существенно повысится привлекательность продукции предприятий Курильских островов на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Одним из основных рисков реализации оптимистичного варианта решения проблемы является риск сокращения бюджетного финансирования Программы в процессе ее реализации. В этом случае нужно будет реструктурировать расходы и оптимизировать мероприятия Программы, сдвигать сроки реализации мероприятий на более поздние вплоть до отказа от их реализации. Основным последствием структурных изменений станет недостижение целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы.
Экономические риски связаны в основном с цикличными изменениями конъюнктуры на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона и со стремлением основной части хозяйствующих субъектов опираться на традиционные подходы к ведению экономической деятельности, что будет препятствовать устранению социально-экономических дисбалансов и тормозить поступательное развитие Курильских островов.
Минимизация рисков оптимистичного варианта решения проблемы будет обеспечена за счет качественного ситуационного анализа и прогноза экономической ситуации в Дальневосточном федеральном округе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона, оценки доступных государственных и негосударственных финансовых ресурсов и иных источников финансирования мероприятий Программы, анализа хода реализации Программы в целом, по ее приоритетным направлениям и ключевым мероприятиям.
Второй вариант (инерционный) не предполагает форсирование темпов экономического роста, ориентирован в основном на удовлетворение ожиданий населения Курильских островов по повышению качества и доступности социальных услуг и улучшения транспортного сообщения.
Ключевое значение в реализации этого варианта решения проблемы имеет завершение начатых в ходе реализации предшествующих федеральных целевых программ мероприятий и объектов капитального строительства.
Объемы и перечень наименований продукции, отгружаемой предприятиями Курильских островов, не будут иметь тенденции к увеличению. Среднеобластной уровень обеспечения населения услугами социально-культурной сферы на Курильских островах будет достигнут только к концу срока реализации Программы. Не будут сформированы условия для закрепления населения, проживающего на Курильских островах на постоянной основе, и сохранится тенденция к значительным сезонным миграциям рабочей силы.
Медленный рост налогооблагаемой базы не позволит обеспечить самодостаточность местных бюджетов. Объем налоговых и неналоговых доходов не позволит развить социальную и коммунальную инфраструктуры и избежать дефицита средств на их текущее содержание. Отсутствие развитых инженерной и транспортной инфраструктур, необходимых для рационального развития производительных сил, не позволит обеспечить в ближайшей перспективе рост частных инвестиций в экономику Курильских островов.
Все это будет иметь негативные последствия для достижения приоритетных целей долгосрочного социально-экономического развития субрегиона и продвижения экономических интересов Российской Федерации в странах Азиатско-Тихоокеанского региона с использованием потенциала Курильских островов.
Таким образом, анализ вариантов реализации Программы показал, что первый (оптимистичный) вариант является приоритетным.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей