Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Проведение государственной экспертизы внешнеэкономической сделки

Проведение государственной экспертизы

внешнеэкономической сделки

3.11. При отсутствии замечаний представленные заявителем документы передаются начальнику соответствующего тематического отдела под расписку в Журнале регистрации заявлений о предоставлении лицензий и выдаче разрешений для организации проведения государственной экспертизы внешнеэкономической сделки (далее - государственная экспертиза) межведомственной экспертной группой.

Тематический отдел, ответственный за организацию проведения государственной экспертизы, определяется начальником Управления или его заместителем с учетом номенклатуры продукции, являющейся предметом внешнеэкономической сделки.

3.12. Государственная экспертиза проводится в целях определения соответствия внешнеэкономической сделки с контролируемой продукцией международным обязательствам Российской Федерации и государственным интересам.

3.13. Государственная экспертиза проводится постоянно действующими межведомственными экспертными группами, образуемыми при ФСТЭК России по следующим направлениям науки, техники и технологии:

ядерные материалы, оборудование, специальные неядерные материалы и соответствующие технологии;

оборудование, материалы и технологии, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия;

товары и технологии двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники;

оборудование и материалы двойного назначения, а также соответствующие технологии, применяемые в ядерных целях;

микроорганизмы, токсины, оборудование и технологии, которые могут быть использованы при создании биологического оружия;

химикаты, оборудование и технологии, которые могут быть использованы при создании химического оружия.

3.14. В соответствии с пунктом 3 Правил проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2001 г. N 294, в состав межведомственных экспертных групп входят уполномоченные представители федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - эксперты), в компетенцию которых входит участие в проведении государственной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией (далее - участники межведомственных экспертных групп).

3.15. Организационно-техническое обеспечение деятельности межведомственных экспертных групп осуществляет Управление.

3.16. Государственная экспертиза проводится на основании документов, представленных заявителем в ФСТЭК России для получения лицензии или разрешения.

Блок-схема последовательности действий при проведении государственной экспертизы приведена в приложении N 7 к Регламенту.

3.17. Межведомственная экспертная группа проводит государственную экспертизу представленных документов, как правило, в срок, не превышающий 30 дней. При этом рассмотрение документов и оценка внешнеэкономической сделки экспертом соответствующего участника межведомственной экспертной группы осуществляется в срок не более 7 рабочих дней.

В исключительных случаях, когда для целей государственной экспертизы необходимо проведение дополнительной проверки, получение дополнительной информации либо принятие других мер, предусмотренных международными обязательствами и законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, сроки рассмотрения представленных документов экспертом соответствующего участника межведомственной экспертной группы могут быть продлены, но не более чем на один месяц, на основании мотивированного решения руководителя, заместителя руководителя или руководителя структурного подразделения участника межведомственной экспертной группы, в ведении которых находятся вопросы экспортного контроля, с уведомлением о принятом решении ФСТЭК России.

Письмо о продлении срока проведения государственной экспертизы с указанием причин такого продления за подписью начальника Управления готовит и отправляет заявителю соответствующий тематический отдел в течение 3 дней с момента получения уведомления.

3.18. Начальник тематического отдела определяет работника тематического отдела, являющегося членом межведомственной экспертной группы, для проведения анализа имеющейся информации о внешнеэкономической сделке и ее участниках, экспертной оценки внешнеэкономической сделки и подготовки заключения государственной экспертизы.

3.19. Внешнеэкономическая сделка оценивается с точки зрения:

1) правильности проведенной заявителем идентификации контролируемой продукции, являющейся предметом внешнеэкономической сделки;

2) цели и места использования контролируемой продукции, а также степени риска ее применения по иному назначению, в том числе для подготовки и (или) совершения террористических актов;

3) участия конечного пользователя в разработке военных программ и наличия отказов государств - участников международных режимов экспортного контроля в выдаче разрешений на аналогичные передачи.

3.20. При проведении государственной экспертизы эксперт обязан:

1) осуществлять всесторонний, полный и объективный анализ информации и документов, имеющих отношение к внешнеэкономической сделке;

2) соблюдать законодательство Российской Федерации в области экспортного контроля, порядок и сроки проведения государственной экспертизы;

3) выражать точку зрения федерального органа исполнительной власти или организации, которые он представляет;

4) обеспечивать сохранность документов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экспертизу.

3.21. Оценки и выводы делаются с учетом:

соблюдения международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции двойного назначения;

обеспечения защиты политических, экономических, военных интересов и безопасности государства;

цели использования контролируемой продукции, являющейся предметом сделки, а также степени риска ее применения по иному назначению, в том числе для подготовки и (или) совершения террористических актов;

значения сделки для наращивания военно-промышленного потенциала государства-получателя, ее влияния на региональную и международную безопасность и стабильность;

иных факторов, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля и международными договорами.

3.22. По результатам проведенного анализа эксперт тематического отдела оформляет заключение государственной экспертизы внешнеэкономической сделки, в котором указывает:

перечень рассмотренных документов и материалов с кратким изложением их содержания;

информацию о лицах, участвующих во внешнеэкономической сделке;

сведения о контролируемой продукции, являющейся предметом сделки, и ее назначении, включая наличие документально подтвержденных гарантий использования в заявленных целях;

оценки и выводы, к которым пришло большинство экспертов;

дополнительные требования, условия и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, предъявляемые к внешнеэкономической сделке, а также к контролируемой продукции, являющейся предметом этой сделки, при условии соблюдения которых российскому участнику внешнеэкономической деятельности могут быть выданы лицензия или разрешение на совершение этой сделки.

3.23. Если в проведении государственной экспертизы участвуют эксперты нескольких тематических отделов, заключение готовит эксперт тематического отдела, ответственного за проведение государственной экспертизы. При этом заключение подписывается всеми экспертами, участвовавшими в государственной экспертизе. К заключению прилагаются особые обоснованные мнения экспертов тематических отделов, не согласных с результатами государственной экспертизы.

3.24. Заключение государственной экспертизы не позднее одного дня после его подписания вместе с представленными документами передается на рассмотрение экспертам других участников соответствующей межведомственной экспертной группы.

3.25. Эксперты участников межведомственной экспертной группы осуществляют анализ и дают оценку внешнеэкономической сделке в части, относящейся к ведению участника межведомственной экспертной группы, которого они представляют, учитывая положения пунктов 3.22 - 3.24 Регламента.

Эксперты не должны обуславливать рассмотрение полученных для проведения государственной экспертизы документов необходимостью их предварительного рассмотрения другими экспертами.

В случае, когда содержащихся в представленных документах сведений о внешнеэкономической сделке, о вовлеченных в нее лицах, о назначении и технических особенностях контролируемой продукции, являющейся предметом этой сделки, недостаточно для принятия решения, эксперты вправе запрашивать и получать через ФСТЭК России необходимую для проведения государственной экспертизы дополнительную информацию у заявителей, а также у федеральных органов исполнительной власти и организаций по вопросам, находящимся в их ведении.

Запросы в федеральные органы исполнительной власти и организации подписываются заместителем директора ФСТЭК России, курирующим вопросы экспортного контроля, запросы заявителям - начальником Управления или его заместителем.

В случае продления срока проведения государственной экспертизы ФСТЭК России письменно уведомляет об этом заявителя с указанием причин такого продления.

3.26. Передача заключения и представленных документов участникам межведомственной экспертной группы, а также их возврат представителям ФСТЭК России осуществляются по реестру с указанием даты получения документов.

3.27. Основанием для отрицательного заключения государственной экспертизы является:

наличие в документах, представленных заявителем для проведения государственной экспертизы, недостоверной или искаженной информации;

совершение внешнеэкономической сделки на условиях, которые могут привести к нарушению международных обязательств Российской Федерации в области экспортного контроля либо причинить ущерб политическим, экономическим, военным интересам или безопасности государства;

наличие неприемлемого для национальной безопасности риска, связанного с распространением оружия массового поражения и средств его доставки либо с угрозами террористического характера;

неисполнение два и более раза заявителем, занимающим монопольное или доминирующее положение на внутреннем рынке, своих обязательств по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства;

иные, предусмотренные законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, основания.

3.28. Заключение государственной экспертизы подписывается всеми экспертами, участвовавшими в ее проведении.

К заключению прилагаются особые обоснованные мнения экспертов или федеральных органов исполнительной власти либо организаций, которые представляют эксперты, не согласных с результатами государственной экспертизы.

3.29. Заключение передается в отдел работы с участниками внешнеэкономической деятельности Управления для внесения соответствующей записи в Журнал регистрации заключений государственной экспертизы внешнеэкономических сделок (приложение N 8 к Регламенту).

3.30. При наличии разногласий Управление в срок не более 10 дней с даты получения заключения проводит согласительное совещание с представителями участников межведомственной экспертной группы (не ниже заместителей руководителей структурных подразделений, в ведении которых находятся вопросы экспортного контроля) в целях поиска взаимоприемлемого решения.

Результаты согласительного совещания оформляются протоколом, являющимся неотъемлемой частью заключения государственной экспертизы.

Сведения о проведенном совещании заносятся в Журнал учета проведения согласительных совещаний (приложение N 9 к Регламенту).

В случае если согласованное решение не принято, вопрос об урегулировании разногласий рассматривается Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации в установленном порядке.

О наличии разногласий и необходимости проведения согласительного совещания или вынесение вопроса об урегулировании разногласий на рассмотрение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации заявитель письменно уведомляется ФСТЭК России в срок не более трех дней.

3.31. Заключение государственной экспертизы является основанием для выдачи либо отказа в выдаче разовой лицензии или разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией.