Документ не применяется. Подробнее см. Справку

XII. Предложения по направлениям, срокам и этапам реализации Программы на вариантной основе

XII. Предложения по направлениям, срокам и этапам

реализации Программы на вариантной основе

Направления реализации Программы определяются ее задачами.

Достижение целей и решение задач Программы предполагается осуществлять путем выполнения ряда взаимосвязанных мероприятий, объединенных в блоки по следующим направлениям:

совершенствование норм и условий для полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России;

совершенствование условий для укрепления и расширения русского языкового, российского культурного и образовательного пространства в государствах - участниках СНГ;

совершенствование условий для расширения присутствия русского языка и образования на русском языке в иностранных государствах;

развитие открытого образования на русском языке и обучения русскому языку;

проведение крупных социально значимых мероприятий, направленных на популяризацию русского языка, и обеспечение управления реализацией Программы.

Реализацию Программы предполагается осуществить в течение 5 лет.

Предлагается 2 варианта определения сроков и этапов реализации Программы.

Первый вариант предусматривает реализацию мероприятий Программы в 2 этапа. На первом этапе (2016 - 2018 годы) планируется сконцентрировать усилия на реализации наиболее приоритетных мероприятий, на втором этапе (2019 - 2020 годы) планируется обеспечить устойчивое функционирование, развитие системы, завершение планируемых мероприятий.

На первом этапе (2016 - 2018 годы) предполагается выполнение следующих мероприятий:

проведение комплекса научно-исследовательских работ в области функционирования, развития и изучения русского языка;

формирование аналитического и организационно-нормативного обеспечения;

доработка, экспертиза, тиражирование и распространение пособий по грамматике, справочников, словарей (в том числе в электронном виде), содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации;

создание для российских детей и молодежи, соотечественников, проживающих за рубежом, и иностранцев новых возможностей и условий для изучения русского языка, а также получения образования на русском языке по образовательным программам общего и дополнительного образования на основе передовых технологий;

разработка проектов по формированию инфраструктурного и содержательного наполнения системы открытого образования на русском языке и обучения русскому языку;

разработка механизмов сетевого взаимодействия организаций, осуществляющих деятельность в языковой, культурной и образовательной сферах;

формирование базы данных, структурированной по ключевым позициям, отражающим потребности и возможности в сфере функционирования, изучения и преподавания русского языка;

разработка и внедрение учебно-методического комплекса по обучению русскому языку нового поколения с использованием информационных технологий и высокотехнологичного оборудования;

формирование партнерской сети бренда "Институт Пушкина";

развитие онлайн-школы на русском языке;

техническое, учебно-методическое и содержательное обеспечение единого электронного образовательного пространства, объединяющего широкий спектр ресурсов для организации обучения русскому языку и на русском языке на всех уровнях подготовки;

проведение работ по совершенствованию системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации преподавателей русского языка (как родного, неродного, иностранного), в том числе в дистанционном формате;

организационно-методическое обеспечение поддержки русских школ в государствах - участниках СНГ и других иностранных государствах;

увеличение поставок учебников, учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре в иностранные государства (в российские центры науки и культуры, русские школы (классы);

создание иностранным гражданам полноценных условий для обучения русскому языку в объемах, необходимых для их трудовой деятельности в России;

организационно-методическое обеспечение проведения тестирования по русскому языку;

создание центров коллективного доступа к российским образовательным, информационно-просветительским и социокультурным ресурсам на базе российских центров науки и культуры и образовательных организаций в государствах - участниках СНГ и других иностранных государствах;

проведение комплексных мероприятий просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленных на продвижение, поддержку и укрепление позиций русского языка, а также на популяризацию российской культуры, науки и образования в государствах - участниках СНГ и других иностранных государствах.

На втором этапе (2019 - 2020 годы) планируется проведение следующих программных мероприятий:

завершение запланированных научно-исследовательских работ;

обеспечение эффективности развития кадрового потенциала в сфере русского языка и образования на русском языке;

проведение систематизации накопленного опыта в сфере функционирования, изучения и распространения русского языка;

завершение формирования инфраструктуры и основного содержательного наполнения системы открытого образования на русском языке и обучения русскому языку;

осуществление работы по привлечению инвестиций для дальнейшего развития образования на русском языке в глобальном пространстве;

обеспечение широкой вариативности программ, реализуемых в рамках дистанционных программ обучения русскому языку;

апробация и совершенствование механизмов сетевого взаимодействия организаций;

проведение работы по расширению присутствия русского языка в сети "Интернет", повышению насыщенности сети "Интернет" качественными ресурсами на русском языке;

развитие партнерской сети бренда "Институт Пушкина";

разработка и внедрение эффективной системы мотивации иностранной молодежи к изучению русского языка и получению образования на русском языке;

совершенствование условий для обучения иностранных студентов в российских образовательных организациях высшего образования;

обеспечение системной поддержки, оказываемой зарубежным структурам, ориентированным на сохранение русского языка и ценностей русского мира;

реализация проектов, обеспечивающих расширение спектра и увеличение количества различных конкурсов, олимпиад по русскому языку и литературе, в том числе с участием представителей регионов России, государств - участников СНГ и других иностранных государств;

проведение мероприятий, направленных на повышение популярности и престижа русского языка и образования на русском языке.

Второй вариант предусматривает реализацию Программы в один этап без определения приоритетности каждого направления Программы относительно других направлений (в том числе равномерное выполнение работ на объектах федеральной собственности), однако не учитывает последствий возможного риска сокращения финансирования Программы.

При реализации этого варианта возможное сокращение финансирования Программы может привести к частичному сбою в решении поставленных задач и к невозможности реализации части мероприятий Программы.

Из заявленных вариантов определения сроков и этапов реализации Программы наиболее целесообразным является первый.