I. Введение

Концепция региональной информатизации (далее - Концепция) разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 2516-р. В Концепции устанавливаются основные цели и направления деятельности по использованию информационно-коммуникационных технологий в субъектах Российской Федерации (далее - региональная информатизация) на период до 2018 года. Положения Концепции распространяются на информатизацию региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, в которых размещается государственное задание или муниципальное задание (заказ) на предоставление государственных и (или) муниципальных услуг.

Основными целями региональной информатизации являются:

повышение качества жизни граждан за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий;

выравнивание уровня развития информационного общества в субъектах Российской Федерации;

формирование эффективной системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Основными задачами, требующими решения для достижения указанных целей, являются:

комплексная и согласованная с целями, определенными на федеральном уровне, реализация программ социально-экономического развития регионов;

повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, а также услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ), с помощью информационных технологий;

повышение доступности для граждан информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;

формирование региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для информационного взаимодействия;

обеспечение комплексного управления внедрением информационно-коммуникационных технологий в субъектах Российской Федерации.

Концепция соответствует основным направлениям государственной политики в области информатизации, сформулированным в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212, Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 2036-р, государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)".

В предшествующий период были сформированы основные органы управления региональной информатизацией, введены в эксплуатацию региональные информационные системы, сформированы элементы телекоммуникационной инфраструктуры. Информационные технологии используются при исполнении полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

По данным Росстата за 2013 год, 86,9 процента органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления использовали средства электронной подписи, 74,6 процента использовали системы электронного документооборота, при этом 49,2 процента общего объема документооборота органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществлялось в электронной форме. В то же время ведомственные системы электронного документооборота часто не обеспечивают юридически значимый обмен документами, а обеспеченность государственных и муниципальных служащих сертификатами ключей проверки электронных подписей сохраняется на низком уровне.

Недостаточным остается использование компьютерной техники и широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и социальной сфере, особенно в малонаселенных и труднодоступных районах. Доля органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, использующих широкополосный доступ к сети "Интернет", в общем количестве указанных органов согласно данным Росстата за 2013 год составляет в среднем 50,3 процента, доля организаций и домашних хозяйств - 79,4 процента и 56,5 процента соответственно. Сохраняется нехватка квалифицированных специалистов в сфере информационных технологий.

С 2010 года одним из важнейших направлений региональной информатизации является обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Однако, несмотря на значительные расходы, по данным мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме за 2013 год, проведенного Министерством экономического развития Российской Федерации, формы получения указанных услуг в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал) реализованы менее чем для 5,5 тыс. государственных и муниципальных услуг (что составляет 5 процентов общего количества услуг органов государственной власти субъектов Российской Федерации, размещенных на Едином портале), при этом значительная их часть неработоспособна, что приводит к невозможности дистанционного получения гражданами государственных и муниципальных услуг.

По состоянию на начало 2014 года 40 процентов региональных порталов государственных и муниципальных услуг (далее - региональные порталы) используют системы регистрации и авторизации, несовместимые с федеральной государственной информационной системой "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - Единая система идентификации и аутентификации), что приводит к невозможности для граждан использовать одну учетную запись для получения государственных и муниципальных услуг на разных порталах.

Значительные расходы понесены на внедрение информационно-коммуникационных технологий в отраслях экономики и социальной сфере субъектов Российской Федерации, прежде всего в здравоохранении и образовании. Однако формирование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органов государственной власти, а также государственных и муниципальных учреждений часто осуществляется изолированно, не учитывает необходимость совместной работы информационных систем и не всегда направлено на повышение качества предоставляемых гражданам государственных и муниципальных услуг. Это приводит к необоснованному росту числа используемых программно-аппаратных решений, избыточным расходам и снижает эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в регионах.

Сохраняется различный уровень бюджетных расходов регионов Российской Федерации на информатизацию. В пересчете на одного жителя указанные расходы отличаются более чем в 100 раз - от 2,5 тысяч рублей в г. Москве до 22 рублей в Чеченской Республике на одного жителя в год.