4.3. Целевая форма организации химического и нефтехимического комплекса
С точки зрения перспективной формы организации химической отрасли, акцент будет сделан на стимулирование ее кластерного развития, в том числе в контурах складывающихся нефтехимических кластеров, но не будет ограничен ими.
Мировой опыт создания кластеров показывает существенные возможности по повышению конкурентоспособности химической и нефтехимической отрасли при реализации данного инструмента. На сегодняшний день кластеры рассматриваются как наиболее эффективная форма производственной организации химической и нефтехимической отрасли. Большая часть прироста химического и нефтехимического производства в мире в последние десятилетия приходится именно на кластеры, а не на отдельно стоящие предприятия.
Кластерная организация производств особенно важна в случаях наличия сложных производственных цепочек. Химический комплекс - это пример сложно организованной индустрии, где синергия от кластерного размещения позволяет значительно увеличить конкурентоспособность производителей. Кластеры дают возможность совершенствовать взаимоотношения производителей и переработчиков на долговременной правовой основе, что является ключевым фактором развития отрасли.
В мировой практике реализуются два основных принципа формирования кластеров: 1) ориентация на производство крупнотоннажной продукции широкого применения с последующим развитием производства продукции высоких переделов; 2) ориентация на производство специальной высокотехнологичной продукции.
В России, с учетом сложившейся специфики размещения производств и центров потребления, целесообразно осуществлять размещение химических индустриальных парков на следующей основе:
- в контурах складывающихся нефтехимических кластеров, расположенных как вблизи российских центров потребления (Волжский кластер), так и в портовых зонах (предполагаемые к формированию Дальневосточный и Северо-Западный кластеры), а также на базе других нефтехимических кластеров (Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Каспийский) при условии подтверждения целесообразности подобной локализации;
- на базе крупных химических и нефтехимических предприятий, расположенных вблизи внутренних центров потребления, а также рядом с крупными специализированными вузами и другими центрами компетенций (отраслевые научно-исследовательские институты), на территориях вновь создаваемых особых экономических зон.
Примером обозначенного подхода, в частности, может стать создание в рамках Каспийского нефтехимического кластера портового химического индустриального парка "Темрюк-Тамань", включающего:
- строительство терминала по перевалке аммиака мощностью 1,5 млн т в порту Тамань (Черное море);
- строительство современного припортового завода по производству аммиака и карбамида мощностью 1,2 млн т с созданием глубоководной морской перевалки в порту Тамань;
- строительство магистрального газопровода (его ответвления), обеспечивающего поставку природного газа в объемах не менее 1,1 млрд м3 в год.
Предпосылками к созданию Каспийского нефтехимического кластера портового химического индустриального парка "Темрюк-Тамань" выступают:
- недостаток портовых мощностей Азово-Черноморского бассейна, расположенных на территории Российской Федерации;
- наличие в портовой зоне Тамань производственной площадки, где возможно создание химического индустриального кластера с выходом на глубоководный порт, а через него на мировой рынок удобрений;
- рост производства и экспорта аммиака российскими предприятиями, расположенными в регионе, при отсутствии в России специализированных мощностей по его перевалке;
- необходимость в химически чистом углекислом газе (CO2), вырабатываемом в качестве побочного продукта при синтезе аммиака, для синтеза карбамида.
Ключевыми мероприятиями по стимулированию кластерного развития химической и нефтехимической отраслей должны стать создание и развитие химических индустриальных парков.
В наиболее крупных нефтехимических кластерах и химических индустриальных парках также должна существовать возможность для размещения инжиниринговых, машиностроительных и сервисных компаний.
В рамках действующих мер государственной поддержки и мер государственного регулирования поддержка, прежде всего, должна быть направлена на стимулирование развития продуктовых направлений категорий IA и IB (см. раздел 4.1 Приоритетные направления реализации Стратегии) как в части ОЭЗ <1>, так и в части инновационно-инвестиционного развития.
--------------------------------
<1> N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Одним из приоритетных направлений организаций химической промышленности необходимо считать такие формы организаций, как технопарки и химические индустриальные парки.
В качестве меры по привлечению малых и средних предприятий для работы в технопарках и химических индустриальных парках, в том числе, в сфере нефте- и газохимической промышленности, может выступать оказание государственной поддержки в рамках действующих нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.
С учетом того, что на территориях химических индустриальных парков будут преимущественно размещены производители продукции приоритетных продуктовых направлений, а также сопутствующих направлений в рамках технологических цепочек, резиденты кластеров смогут получить весь набор стандартных льгот для производств в приоритетных направлениях.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей