<Письмо> ФАС России от 10.12.2014 N АК/50597/14 "О банковской тайне"
Федеральная антимонопольная служба рассмотрела обращение по вопросу правомерности направления территориальными органами ФАС России кредитным организациям запросов информации, составляющей банковскую тайну, и сообщает.
На антимонопольные органы Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и иными нормативными правовыми актами возложены, в том числе, функции по выявлению нарушений антимонопольного законодательства, принятию мер для прекращения данных нарушений и привлечения к ответственности за эти нарушения.
Для реализации таких функций, в том числе, частью 6 статьи 44 Закона о защите конкуренции антимонопольным органам предоставлено право запрашивать у коммерческих организаций и иных лиц с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах.
Частью 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции для коммерческих организаций и иных лиц установлена обязанность представлять антимонопольному органу по его мотивированному требованию необходимые ему в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию, в том числе составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну.
Нормы об обязанности соблюдения антимонопольным органом получаемой при реализации возложенных на них функций коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны, а также об ответственности за ее разглашение установлены статьей 26 Закона о защите конкуренции.
ФАС России считает, что названные положения Закона о защите конкуренции не противоречат требованиям иных законодательных актов в части, касающейся правил работы со сведениями, составляющими банковскую тайну.
Так, согласно пункту 1 статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.
Одновременно пунктом 2 статьи 857 Гражданского кодекса установлено, что государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
Статьей 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" также установлено, что кредитная организация гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
Случаи и порядок предоставления антимонопольным органам сведений, составляющих любую охраняемую законом тайну, статьей 25 Закона о защите конкуренции предусмотрены, а их непредставление по мотивированному запросу антимонопольных органов, если они необходимы для реализации возложенных на антимонопольные органы полномочий, противоречит данной норме Закона о защите конкуренции и влечет административную ответственность, установленную статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Одновременно ФАС России отмечает, что судебная практика (в том числе акты по судебным делам N А69-1711/2011 и N А71-8856/2012) подтверждает, что при наличии мотивов для получения соответствующей информации в целях реализации своих полномочий антимонопольный орган вправе запрашивать и получать документы и информацию без ограничений по срокам, составу и объему, в том числе сведения, составляющие банковскую тайну.
При рассмотрении дел о непредставлении кредитными организациями в антимонопольные органы сведений, составляющих банковскую тайну, суды ссылаются на часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой допускается ограничение прав определенных категорий субъектов, в том числе для информационного обеспечения публичных функций, возложенных на антимонопольные органы (в данном случае такое ограничение предусмотрено Законом о защите конкуренции).
Изложенное также свидетельствует о наличии у кредитных организаций обязанности представлять запрошенную антимонопольным органом информацию, в том числе, составляющую банковскую тайну.
В случае если кредитные организации считают, что поступающие в их адрес письма антимонопольных органов о предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну, не соответствуют, в частности, условиям части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции, то кредитные организации могут оспорить действия антимонопольных органов по направлению этих писем с соответствующим запросом в судебном порядке.
При этом Федеральная антимонопольная служба просит учитывать содержание постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.11.2012 N 8039/12 по делу А12-15018/2011, в котором содержится позиция о том, какие сведения должны быть указаны в запросе антимонопольного органа для признания его соответствующим названным условиям.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей