III. Требования к минимуму содержания программы "Музыкальный фольклор"

III. Требования к минимуму содержания программы

"Музыкальный фольклор"

3.1. Минимум содержания программы "Музыкальный фольклор" должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

3.2. Результатом освоения программы "Музыкальный фольклор" является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

а) вокального ансамблевого:

- знания характерных особенностей народного пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений ансамблевого исполнительства;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах фольклорных коллективов;

- умения самостоятельно разучивать вокальные партии;

- умения сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций;

- навыков фольклорной импровизации сольно и в ансамбле;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений;

б) инструментального:

- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения на народном инструменте;

- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

- умения создавать художественный образ при исполнении на народном инструменте музыкального произведения;

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

- умения аккомпанировать при исполнении несложных вокальных музыкальных произведений;

- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;

- навыков подбора по слуху музыкальных произведений;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений;

в области теории и истории музыки:

- знания музыкальной грамоты;

- первичных знаний об основных эстетических и стилевых направлениях в области музыкального искусства;

- знаний особенностей национальной народной музыки и ее влияния на специфические черты композиторских школ;

- умения использовать полученные теоретические знания при вокальном ансамблевом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

- навыков восприятия элементов музыкального языка;

- сформированных вокально-интонационных навыков и ладового чувства;

- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;

- навыков анализа музыкального произведения;

- навыков записи музыкального текста по слуху;

- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

3.3. Результатом освоения программы "Музыкальный фольклор" с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 3.2 настоящих ФГТ предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

а) вокального ансамблевого:

- знаний ансамблевого репертуара, включающего произведения основных жанров народной музыки;

- знаний начальных теоретических основ народного вокального искусства, особенностей оформления нотации народной песни, художественно-исполнительских возможностей фольклорного коллектива;

б) инструментального:

- знаний основного репертуара народного инструмента;

- знаний различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;

- умения исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;

в области теории и истории музыки:

- умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

- первичных знаний об основных эстетических и стилевых направлениях в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;

- наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда, фактурного изложения материала (типов фактур);

- навыков сочинения и импровизации музыкального текста;

- навыков восприятия современной музыки.

3.4. Результаты освоения программы "Музыкальный фольклор" по учебным предметам обязательной части должны отражать:

3.4.1. Фольклорный ансамбль:

- знание начальных основ песенного фольклорного искусства, особенностей оформления нотации народной песни, художественно-исполнительских возможностей вокального коллектива;

- знание профессиональной терминологии;

- навыки коллективного ансамблевого исполнительского творчества, в том числе исполнения театрализованных фольклорных композиций;

- умения самостоятельно разучивать вокальные партии;

- умения сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций;

- сформированные практические навыки исполнения народно-песенного репертуара;

- формирование навыков владения различными манерами пения;

- навыки фольклорной импровизации (соло и в ансамбле);

- навыки аккомпанирования голосу в работе и концертном исполнении вокальных произведений различных жанров.

3.4.2. Музыкальный инструмент:

- воспитание у обучающегося интереса к восприятию музыкального искусства, самостоятельному музыкальному исполнительству;

- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности музыкального инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;

- знание инструментального репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;

- знание художественно-исполнительских возможностей музыкального инструмента;

- знание профессиональной терминологии;

- наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;

- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства;

- навыки по решению музыкально-исполнительских задач, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;

- наличие музыкальной памяти, полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.

3.4.3. Сольфеджио:

- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой деятельности. В том числе:

- первичные теоретические знания, в том числе профессиональной музыкальной терминологии;

- умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать несложные музыкальные построения с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

- умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;

- умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;

- вокально-интонационные навыки;

- навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и другие навыки).

3.4.4. Народное музыкальное творчество:

- знание жанров отечественного народного музыкального творчества, обрядов и народных праздников;

- знание особенностей исполнения народных песен;

- знание специфики средств выразительности музыкального фольклора;

- умение анализировать музыкальный фольклор, владение навыками его записи;

- умение применять теоретические знания в исполнительской практике.

3.4.5. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):

- первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

- знание основных музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

- умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;

- навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения - формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;

- знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;

- знание основных музыкальных терминов;

- сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;

- умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

- навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать свое отношение к нему, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.