Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

4.3. Формирование потребительского набора товаров и услуг и отбора их видов с конкретными потребительскими свойствами

4.3. Формирование потребительского набора товаров и услуг

и отбора их видов с конкретными потребительскими свойствами

(в ред. Приказа Росстата от 27.11.2019 N 710)

(см. текст в предыдущей редакции)

Потребительский набор товаров и услуг (далее - Набор), на основании которого осуществляется наблюдение за ценами и рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех субъектов Российской Федерации выборку групп товаров и услуг.

В Набор включаются товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные их виды необязательного пользования (легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, деликатесные продукты и т.д.).

Основным критерием для включения новых товаров и услуг в Набор является доля товарных групп в общих потребительских расходах населения, которая должна составлять не менее 0,1% от общих потребительских расходов населения. Данный критерий отбора соответствует международным стандартам и является оптимальным для охвата всех категорий и групп товаров и услуг, представленных на потребительском рынке Российской Федерации.

При отборе позиций в Набор учитывается относительная важность их в потреблении, представительность с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивое наличие их в продаже на территории большинства субъектов Российской Федерации.

При этом наборы товаров (услуг)-представителей в субъектах Российской Федерации по составу могут незначительно отличаться в силу территориальных, национальных и инфраструктурных особенностей.

Отбор товаров (услуг)-представителей для регистрации цен производится поэтапно методом направленной выборки.

Набор включает продовольственные товары, непродовольственные товары и услуги.

Каждая из перечисленных групп представлена подгруппами, включающими в себя один или несколько товаров (услуг)-представителей.

Набор остается неизменным в течение определенного времени, не менее года.

При этом для различных категорий товаров (услуг) оптимальная периодичность актуализации может отличаться: для продовольственных товаров - 1 год; для непродовольственных товаров - от 1 года для цифровой техники, до 2 лет по остальным группам; по услугам - от 2 до 3 лет.

Для включения (исключения) товаров (услуг)-представителей в Набор используются подходы на основе:

концепции жизненного цикла товаров и услуг;

экспертных методов анализа (например, метод экспертных интервью);

ценностной мотивации.

Подход к отбору товаров (услуг)-представителей на основе концепции жизненного цикла и экспертных методов анализа применяется для актуализации Набора как на следующий отчетный год, так и на более длительную перспективу изменений в его составе.

В соответствии с концепцией жизненного цикла товары и услуги проходят определенные стадии на потребительском рынке. Основными ориентирами для определения стадии жизненного цикла являются объем продаж товаров (оказания услуг) и темпы роста (снижения) продаж товаров (оказания услуг).

Стадия зарождения и выведения на рынок нового товара (услуги). Новые товары (услуги) не имеют аналогов в прошлом, являются итогом принципиально новых разработок. Объемы продаж нового товара (услуги) незначительны. Реализуются отдельные образцы и модели поступивших на рынок новинок товара. Данные товары могут быть включены в Набор в следующем отчетном году или через год.

Стадия быстрого роста распространения товара (услуги) характеризуется возрастанием информированности потребителя о нем, увеличением спроса, расширением географии его реализации. Характерны темпы роста объема продаж более 10% в год, которые наблюдаются на протяжении длительного периода времени. Такие товары и услуги рассматриваются для введения в Набор в следующем отчетном году.

Стадия зрелости и насыщения рынка, при которой объем продаж товара и прибыли от реализации достигают своего пика и при этом характеризуются замедлением темпов роста (менее 10% в год), но сохранением их положительного значения. Товары и услуги, находящиеся в данной стадии жизненного цикла, должны быть включены в Набор для расчета ИПЦ.

Стадия спада характеризуется сокращением спроса на товар (услугу) в связи с потерей интереса к нему со стороны потребителей, снижением объема его производства с исходными техническими параметрами, сужением круга организаций, реализующих данный товар (услугу). Темпы роста объема продаж приобретают устойчивую тенденцию к отрицательным значениям, которые постоянно нарастают. Такие товары и услуги постепенно исключаются из Набора.

В качестве источников информации для выявления новых товаров (услуг) и определения стадии их жизненного цикла используются экспертные оценки работников организаций торговли и услуг, данные статистической отчетности, а также другие источники. Так, например, могут быть использованы интернет-сайты крупнейших мировых торговых компаний (например, WalMart, Amazon.py, Ebay), где размещается информация о принципиально новых товарах, ожидаемых на рынке, а также на сайтах крупнейших торговых компаний (оффлайн и онлайн), таких как "Перекресток", "Пятерочка", "Лента", "О.Кей", "МВидео", "Obi" и других. Анализ товаров-новинок проводится раз в год (в сентябре - октябре отчетного года).

Определение тенденций распространения новых товаров (услуг) в городах, где осуществляется наблюдение за потребительскими ценами, и оценка возможности включения их в наблюдение за ценами, а также исключение из набора неактуальных позиций осуществляется специалистами Росстата на основе информации, предоставляемой территориальными органами Росстата.

Метод отбора товаров (услуг)-представителей на основе ценностной мотивации может быть использован при значительных ассортиментных изменениях на потребительском рынке.

Использование ценностного подхода характерно в основном для некоторых категорий товаров с применением корректировок характеристик на основе ценностной (гедонистической) мотивации.

В процессе наблюдения за потребительскими ценами, часть товаров, которые изначально попадали в выборку, исчезают с рынка, одновременно появляются другие, что затрудняет сбор данных о динамике цен из месяца в месяц. Если определенные товары больше недоступны на рынке, выбирается на замену аналогичный или менее сопоставимый товар, потенциально соответствующий по ценности, но имеющий измененные характеристики.

Росстатом централизованно устанавливается Набор товаров (услуг)-представителей, имеющих общее описание потребительских свойств.

Специалисты территориальных органов Росстата для сбора данных о ценах по каждому товару (услуге)-представителю отбирают отдельные их виды с конкретными потребительскими свойствами в каждом городе, где предусмотрено наблюдение.

Сбором ценовой информации должен быть максимально охвачен весь перечень товаров (услуг)-представителей.

Исключение из наблюдения отдельных позиций допускается в случае систематического отсутствия на потребительском рынке обследуемых городов отдельных видов товаров (услуг)-представителей.

Отбор товаров конкретных марок, моделей, артикулов для регистрации цен осуществляется пропорционально объему их продаж и учитывается через количество ценовых котировок, включаемых в дальнейший расчет.

Определение доли продаж товаров с конкретными потребительскими свойствами проводится на основе опроса работников обследуемых организаций торговли.

Количество собранных в ходе регистрации ценовых котировок, отличающихся уровнем цен (тарифов), должно отражать структуру покупок населением конкретных товаров (получения услуг) в различных организациях торговли (сферы услуг) и обеспечивать возможность определения реального уровня средних цен (тарифов) на каждый товар (услугу) в городе.

В крупных универсальных магазинах, расположенных в разных частях города и входящих в розничную сеть, проводится регистрация цен по широкому перечню товаров-представителей. При этом количество цен, зарегистрированных по каждой позиции набора товаров (услуг)-представителей в отобранных для наблюдения магазинах данной сети, должно репрезентативно отражать объем их реализации во всех магазинах данной сети, расположенных в городе.

На каждый товар (услугу)-представитель в городе осуществляется регистрация не менее 5 ценовых котировок.

По товарам-представителям, ассортимент которых разнообразен, а разброс цен на отдельные марки, модели, артикулы велик, регистрируется большее количество ценовых котировок, чем по товарам-представителям, которые представлены однородными позициями.

Исключение составляют отдельные виды услуг (электроэнергия, услуги почтовой связи, услуги городской телефонной связи, муниципальный городской транспорт и т.п.), на которые в городе действуют единые тарифы.

Необходимое количество ценовых котировок для конкретного товара (услуги)-представителя должно учитывать специфику структуры его потребления населением в регионе, охват и насыщенность потребительского рынка товарами (услугами), уровень развития предприятий торговли и сферы услуг.

Расчет достаточного количества ценовых котировок в городе осуществляется в три этапа.

На первом этапе определяется перечень товаров (услуг)-представителей, цены (тарифы) на которые регулируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (в основном, услуги жилищно-коммунального хозяйства, отдельных видов транспорта). Для таких позиций количество ценовых котировок принимается равным единице.

На втором этапе определяется перечень товаров (услуг)-представителей, удельный вес каждого из которых составляет менее 0,5% в общих потребительских расходах населения. Для данных позиций количество ценовых котировок должно составлять не менее 5.

На третьем этапе для всех остальных товаров (услуг)-представителей количество ценовых котировок (Kj) рассчитывается по формуле:

00000016.wmz

где:

Kj - количество ценовых котировок j-го товара (услуги);

Uj - условная дисперсия цен j-го товара (услуги);

Wj - вес j-го товара (услуги) в структуре потребительских расходов;

Rj - показатель, оценивающий сложность регистрации ценовой котировки j-го товара (услуги).

Условная дисперсия (Uj) позволяет при отсутствии сплошного обследования потребительских цен оценить степень колебания цен на отдельные товары с конкретными потребительскими свойствами (ценовые котировки) в рамках товара (услуги)-представителя в городе.

Для определения значения условной дисперсии осуществляется расчет коэффициента вариации по следующей формуле:

00000017.wmz

где:

vj - коэффициент вариации по j-му товару (услуге)-представителю;

00000018.wmz - среднее квадратическое отклонение цен на товары (услуги) от средней величины;

00000019.wmz - среднее арифметическое выборки цен.

Среднее квадратическое отклонение цен на товары (услуги) рассчитывается по формуле:

00000020.wmz

где:

00000021.wmz - среднее арифметическое выборки цен рассчитывается по формуле:

00000022.wmz

где:

x1j, x2j, ..., xnj - цены j-го товара (услуги)-представителя (элемент выборки);

n - количество зарегистрированных цен.

Значение условной дисперсии (Uj) определяется на основе расчетного коэффициента вариации по степени однородности совокупности.