4.3. Формирование потребительского набора товаров и услуг и отбора их видов с конкретными потребительскими свойствами
4.3. Формирование потребительского набора товаров и услуг
и отбора их видов с конкретными потребительскими свойствами
(в ред. Приказа Росстата от 27.11.2019 N 710)
(см. текст в предыдущей редакции)
Потребительский набор товаров и услуг (далее - Набор), на основании которого осуществляется наблюдение за ценами и рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех субъектов Российской Федерации выборку групп товаров и услуг.
В Набор включаются товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные их виды необязательного пользования (легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, деликатесные продукты и т.д.).
Основным критерием для включения новых товаров и услуг в Набор является доля товарных групп в общих потребительских расходах населения, которая должна составлять не менее 0,1% от общих потребительских расходов населения. Данный критерий отбора соответствует международным стандартам и является оптимальным для охвата всех категорий и групп товаров и услуг, представленных на потребительском рынке Российской Федерации.
При отборе позиций в Набор учитывается относительная важность их в потреблении, представительность с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивое наличие их в продаже на территории большинства субъектов Российской Федерации.
При этом наборы товаров (услуг)-представителей в субъектах Российской Федерации по составу могут незначительно отличаться в силу территориальных, национальных и инфраструктурных особенностей.
Отбор товаров (услуг)-представителей для регистрации цен производится поэтапно методом направленной выборки.
Набор включает продовольственные товары, непродовольственные товары и услуги.
Каждая из перечисленных групп представлена подгруппами, включающими в себя один или несколько товаров (услуг)-представителей.
Набор остается неизменным в течение определенного времени, не менее года.
При этом для различных категорий товаров (услуг) оптимальная периодичность актуализации может отличаться: для продовольственных товаров - 1 год; для непродовольственных товаров - от 1 года для цифровой техники, до 2 лет по остальным группам; по услугам - от 2 до 3 лет.
Для включения (исключения) товаров (услуг)-представителей в Набор используются подходы на основе:
концепции жизненного цикла товаров и услуг;
экспертных методов анализа (например, метод экспертных интервью);
Подход к отбору товаров (услуг)-представителей на основе концепции жизненного цикла и экспертных методов анализа применяется для актуализации Набора как на следующий отчетный год, так и на более длительную перспективу изменений в его составе.
В соответствии с концепцией жизненного цикла товары и услуги проходят определенные стадии на потребительском рынке. Основными ориентирами для определения стадии жизненного цикла являются объем продаж товаров (оказания услуг) и темпы роста (снижения) продаж товаров (оказания услуг).
Стадия зарождения и выведения на рынок нового товара (услуги). Новые товары (услуги) не имеют аналогов в прошлом, являются итогом принципиально новых разработок. Объемы продаж нового товара (услуги) незначительны. Реализуются отдельные образцы и модели поступивших на рынок новинок товара. Данные товары могут быть включены в Набор в следующем отчетном году или через год.
Стадия быстрого роста распространения товара (услуги) характеризуется возрастанием информированности потребителя о нем, увеличением спроса, расширением географии его реализации. Характерны темпы роста объема продаж более 10% в год, которые наблюдаются на протяжении длительного периода времени. Такие товары и услуги рассматриваются для введения в Набор в следующем отчетном году.
Стадия зрелости и насыщения рынка, при которой объем продаж товара и прибыли от реализации достигают своего пика и при этом характеризуются замедлением темпов роста (менее 10% в год), но сохранением их положительного значения. Товары и услуги, находящиеся в данной стадии жизненного цикла, должны быть включены в Набор для расчета ИПЦ.
Стадия спада характеризуется сокращением спроса на товар (услугу) в связи с потерей интереса к нему со стороны потребителей, снижением объема его производства с исходными техническими параметрами, сужением круга организаций, реализующих данный товар (услугу). Темпы роста объема продаж приобретают устойчивую тенденцию к отрицательным значениям, которые постоянно нарастают. Такие товары и услуги постепенно исключаются из Набора.
В качестве источников информации для выявления новых товаров (услуг) и определения стадии их жизненного цикла используются экспертные оценки работников организаций торговли и услуг, данные статистической отчетности, а также другие источники. Так, например, могут быть использованы интернет-сайты крупнейших мировых торговых компаний (например, WalMart, Amazon.py, Ebay), где размещается информация о принципиально новых товарах, ожидаемых на рынке, а также на сайтах крупнейших торговых компаний (оффлайн и онлайн), таких как "Перекресток", "Пятерочка", "Лента", "О.Кей", "МВидео", "Obi" и других. Анализ товаров-новинок проводится раз в год (в сентябре - октябре отчетного года).
Определение тенденций распространения новых товаров (услуг) в городах, где осуществляется наблюдение за потребительскими ценами, и оценка возможности включения их в наблюдение за ценами, а также исключение из набора неактуальных позиций осуществляется специалистами Росстата на основе информации, предоставляемой территориальными органами Росстата.
Метод отбора товаров (услуг)-представителей на основе ценностной мотивации может быть использован при значительных ассортиментных изменениях на потребительском рынке.
Использование ценностного подхода характерно в основном для некоторых категорий товаров с применением корректировок характеристик на основе ценностной (гедонистической) мотивации.
В процессе наблюдения за потребительскими ценами, часть товаров, которые изначально попадали в выборку, исчезают с рынка, одновременно появляются другие, что затрудняет сбор данных о динамике цен из месяца в месяц. Если определенные товары больше недоступны на рынке, выбирается на замену аналогичный или менее сопоставимый товар, потенциально соответствующий по ценности, но имеющий измененные характеристики.
Росстатом централизованно устанавливается Набор товаров (услуг)-представителей, имеющих общее описание потребительских свойств.
Специалисты территориальных органов Росстата для сбора данных о ценах по каждому товару (услуге)-представителю отбирают отдельные их виды с конкретными потребительскими свойствами в каждом городе, где предусмотрено наблюдение.
Сбором ценовой информации должен быть максимально охвачен весь перечень товаров (услуг)-представителей.
Исключение из наблюдения отдельных позиций допускается в случае систематического отсутствия на потребительском рынке обследуемых городов отдельных видов товаров (услуг)-представителей.
Отбор товаров конкретных марок, моделей, артикулов для регистрации цен осуществляется пропорционально объему их продаж и учитывается через количество ценовых котировок, включаемых в дальнейший расчет.
Определение доли продаж товаров с конкретными потребительскими свойствами проводится на основе опроса работников обследуемых организаций торговли.
Количество собранных в ходе регистрации ценовых котировок, отличающихся уровнем цен (тарифов), должно отражать структуру покупок населением конкретных товаров (получения услуг) в различных организациях торговли (сферы услуг) и обеспечивать возможность определения реального уровня средних цен (тарифов) на каждый товар (услугу) в городе.
В крупных универсальных магазинах, расположенных в разных частях города и входящих в розничную сеть, проводится регистрация цен по широкому перечню товаров-представителей. При этом количество цен, зарегистрированных по каждой позиции набора товаров (услуг)-представителей в отобранных для наблюдения магазинах данной сети, должно репрезентативно отражать объем их реализации во всех магазинах данной сети, расположенных в городе.
На каждый товар (услугу)-представитель в городе осуществляется регистрация не менее 5 ценовых котировок.
По товарам-представителям, ассортимент которых разнообразен, а разброс цен на отдельные марки, модели, артикулы велик, регистрируется большее количество ценовых котировок, чем по товарам-представителям, которые представлены однородными позициями.
Исключение составляют отдельные виды услуг (электроэнергия, услуги почтовой связи, услуги городской телефонной связи, муниципальный городской транспорт и т.п.), на которые в городе действуют единые тарифы.
Необходимое количество ценовых котировок для конкретного товара (услуги)-представителя должно учитывать специфику структуры его потребления населением в регионе, охват и насыщенность потребительского рынка товарами (услугами), уровень развития предприятий торговли и сферы услуг.
Расчет достаточного количества ценовых котировок в городе осуществляется в три этапа.
На первом этапе определяется перечень товаров (услуг)-представителей, цены (тарифы) на которые регулируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (в основном, услуги жилищно-коммунального хозяйства, отдельных видов транспорта). Для таких позиций количество ценовых котировок принимается равным единице.
На втором этапе определяется перечень товаров (услуг)-представителей, удельный вес каждого из которых составляет менее 0,5% в общих потребительских расходах населения. Для данных позиций количество ценовых котировок должно составлять не менее 5.
На третьем этапе для всех остальных товаров (услуг)-представителей количество ценовых котировок (Kj) рассчитывается по формуле:
Kj - количество ценовых котировок j-го товара (услуги);
Uj - условная дисперсия цен j-го товара (услуги);
Wj - вес j-го товара (услуги) в структуре потребительских расходов;
Rj - показатель, оценивающий сложность регистрации ценовой котировки j-го товара (услуги).
Условная дисперсия (Uj) позволяет при отсутствии сплошного обследования потребительских цен оценить степень колебания цен на отдельные товары с конкретными потребительскими свойствами (ценовые котировки) в рамках товара (услуги)-представителя в городе.
Для определения значения условной дисперсии осуществляется расчет коэффициента вариации по следующей формуле:
vj - коэффициент вариации по j-му товару (услуге)-представителю;
- среднее квадратическое отклонение цен на товары (услуги) от средней величины;
- среднее арифметическое выборки цен.
Среднее квадратическое отклонение цен на товары (услуги) рассчитывается по формуле:
- среднее арифметическое выборки цен рассчитывается по формуле:
x1j, x2j, ..., xnj - цены j-го товара (услуги)-представителя (элемент выборки);
n - количество зарегистрированных цен.
Значение условной дисперсии (Uj) определяется на основе расчетного коэффициента вариации по степени однородности совокупности.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей