1. Общие требования охраны труда
1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, межотраслевыми и отраслевыми нормативными актами по вопросам охраны труда и устанавливает основные требования охраны труда для начальника высокоскоростного электропоезда (далее - начальник поезда) при эксплуатации высокоскоростных электропоездов ОАО "РЖД" (далее - электропоезда).
1.2. На основе настоящей Инструкции в структурных подразделениях Дирекции скоростного сообщения - филиала ОАО "РЖД" (далее - Дирекция) разрабатываются инструкции по охране труда для начальника поезда с учетом типов и серий обслуживаемых ими электропоездов высокоскоростного движения, выполняемых видов работ и специфики местных условий.
1.3. К работе начальником поезда допускаются лица, прошедшие в установленном порядке специальное обучение, профессиональный отбор, обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, вводный и первичный инструктажи по охране труда, стажировку, экзамен по практическим и теоретическим навыкам, аттестацию, предусматривающую проверку знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - ПТЭ), проверку знаний по охране труда, правил пожарной безопасности, проверку знаний норм и правил работы в электроустановках.
Начальником поезда, обслуживаемого машинистом без помощника машиниста, могут быть назначены только лица, имеющие опыт работы в высокоскоростном или скоростном движении не менее 6 месяцев.
1.4. Начальник поезда, впервые принятый на работу или переведенный из подразделения в подразделение внутри Дирекции скоростного сообщения с существенным изменением характера работы, впервые в зимних условиях выполняющий работу, связанную с движением поездов ("первозимник"), должен проходить обучение для работника, впервые приступающего к работе в зимних условиях.
1.5. В процессе работы начальник поезда обязан проходить обязательные периодические медицинские осмотры, предрейсовые осмотры (алкометрия), в установленном порядке повторные, внеплановые и целевые инструктажи по охране труда, инструктажи о порядке применения средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), обучение по охране труда, электробезопасности и пожарной безопасности, очередную и внеочередную проверку знаний требований охраны труда, пожарной безопасности, норм и правил работы в электроустановках.
Не реже 1 раза в год начальник поезда должен проходить обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.
1.6. Начальник поезда, направляемый в командировку, должен проходить целевой инструктаж по месту постоянной работы, а по прибытии на место командирования - вводный и первичный инструктажи по охране труда с учетом особенностей выполнения работы в месте командирования.
1.7. Во время работы на начальника поезда могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
движущийся железнодорожный подвижной состав и другие транспортные средства;
повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и воздуха рабочей зоны;
повышенная подвижность воздуха;
повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
недостаток естественной или искусственной освещенности рабочей зоны (в темное время суток).
1.8. Начальник поезда должен знать:
ПТЭ и другие нормативные документы ОАО "РЖД" в объеме должностных обязанностей;
правила внутреннего трудового распорядка;
схему формирования и расположения поездной бригады обслуживаемого электропоезда;
требования технологических процессов обслуживания пассажиров электропоезда;
действие на человека опасных и вредных производственных факторов, которые могут возникнуть во время работы, и меры защиты от их воздействия;
требования охраны труда, пожарной и электробезопасности при обслуживании пассажиров в электропоездах;
знаки безопасности, видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения;
правила нахождения на железнодорожных путях, маршруты служебных проходов по территории станции, структурного подразделения Дирекции;
места хранения на электропоезде аптечек для оказания первой помощи пострадавшим, СИЗ, первичных средств пожаротушения, инструмента, сигнальных принадлежностей;
места хранения на электропоезде аварийно-спасательного оборудования, аварийных устройств и правила их использования;
порядок действий в случае пожара на электропоезде и правила пользования первичными средствами пожаротушения;
порядок действий при эвакуации пассажиров;
способы оказания первой помощи пострадавшим.
1.9. В процессе работы начальник поезда обязан:
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
руководствоваться требованиями по выполнению режимов труда и отдыха в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
соблюдать требования охраны труда;
правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
соблюдать требования настоящей Инструкции и других нормативных документов по охране труда, электробезопасности, пожарной безопасности, установленные для выполняемой им работы.
1.10. При исполнении служебных обязанностей начальник поезда должен быть одет в форменную одежду и иметь при себе служебное удостоверение, удостоверение о присвоении группы по электробезопасности.
1.11. Начальник поезда должен быть обеспечен жилетом сигнальным 2 класса защиты.
1.12. Начальник поезда должен соблюдать требования личной гигиены. Форменная одежда должна быть чистой. Для мытья рук следует использовать сертифицированные смывающие средства.
1.13. Начальник поезда относится к электротехническому персоналу и должен иметь группу по электробезопасности не ниже III и права административно-технического персонала.
1.14. В случае получения травмы или ухудшения состояния своего здоровья или здоровья других работников в пути следования, начальник поезда обязан сам или через другого работника поездной бригады поставить в известность машиниста электропоезда для сообщения о случившемся поездному диспетчеру (дежурному по станции), дежурному по депо, сменному инженеру оперативно-распорядительного отдела Дирекции и вызова медицинской помощи.
В случае получения травмы или ухудшения состояния своего здоровья или здоровья других работников на территории структурного подразделения Дирекции начальник поезда должен сообщить об этом дежурному по депо (пункту оборота), сменному инженеру оперативно-распорядительного отдела Дирекции для вызова медицинской помощи.
1.15. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья, вследствие нарушения требований охраны труда, начальник поезда имеет право отказаться от выполнения работ до устранения такой опасности, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
1.16. В процессе работы начальнику поезда запрещается:
проходить через ворота, предназначенные для въезда и выезда из них подвижного состава, автотранспорта и прочих средств механизации;
подниматься на эстакаду и пандус, предназначенные для подъема и спуска с подвижного состава, при отсутствии на них подвижного состава или его движении;
подниматься или спускаться по лестнице эстакады и пандуса при занятых обеих руках. Одна рука должна быть свободна для того, чтобы держаться за "перила-ограждения";
открывать входные двери вагонов электропоезда со стороны, где отсутствует платформа, пандус, эстакада;
подниматься на эстакаду, пандус для прохода в подвижной состав, выходить из подвижного состава на эстакаду для дальнейшего прохода в тех местах, где используемый для прохода участок эстакады или пандуса не огражден с одной стороны "перилами-ограждениями", а с другой стороны самим подвижным составом.
1.17. При нахождении на железнодорожных путях начальник поезда обязан соблюдать следующие требования безопасности:
находиться в сигнальном жилете со световозвращающими полосами и надписью с наименованием принадлежности к структурному подразделению (далее - сигнальный жилет);
обращать внимание на показания светофоров, видимые и звуковые сигналы и предупреждающие знаки;
проходить к месту работы и обратно по установленным маршрутам служебного прохода, обозначенным указателями "Служебный проход";
при проходе вдоль железнодорожных путей идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса. При этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава по смежным путям и смотреть под ноги;
(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 29.12.2014 N 3186р)
(см. текст в предыдущей редакции)
переходить железнодорожные пути следует в установленных местах (по пешеходным мостикам, тоннелям, настилам), а при их отсутствии - под прямым углом, перешагивая через рельс, не наступая на концы шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись в том, что в этом месте с обеих сторон нет приближающегося подвижного состава;
при переходе железнодорожного пути, занятого подвижным составом, следует пользоваться переходными площадками вагонов. Переходить через переходную площадку вагона во время движения поезда запрещается. Перед подъемом и при спуске с площадки следует предварительно убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналах, подаваемых локомотивом перед отправлением состава. При подъеме на переходную площадку и сходе с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов. Перед спуском с переходной площадки вагона на междупутье следует осмотреть место схода - нет ли на междупутье посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе, а также убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава;
обходить подвижной состав, стоящий на железнодорожном пути, следует на расстоянии не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона (локомотива, электропоезда);
проходить между расцепленными вагонами (локомотивами) допускается, если расстояние между автосцепками не менее 10 м;
оказавшись на пути следования подвижного состава следует отойти на обочину земляного полотна на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч и не менее 5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения более 140 км/ч;
(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 29.12.2014 N 3186р)
(см. текст в предыдущей редакции)
при выходе из помещения вблизи железнодорожных путей в условиях плохой видимости, а также из-за угла здания, затрудняющего видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава, а в темное время выждать некоторое время, пока глаза привыкнут к темноте, а окружающие предметы будут различимы;
при нахождении работников на путях станций допускается отойти на середину широкого междупутья (в случае движения поезда по смежному пути);
(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 29.12.2014 N 3186р)
при приближении поездов по обоим (соседним) путям необходимо заблаговременно сойти на обочину или другое свободное междупутье, чтобы не оказаться между движущимися поездами. При вынужденном нахождении между движущимися поездами по соседним путям необходимо немедленно присесть или лечь на землю параллельно железнодорожным путям.
(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 29.12.2014 N 3186р)
1.18. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:
находиться и передвигаться внутри колеи пути;
переходить или перебегать железнодорожные пути при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава, а также отходить на соседний путь (внутрь колеи пути или на край его балластной призмы) на время пропуска проходящего поезда;
(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 29.12.2014 N 3186р)
(см. текст в предыдущей редакции)
запрыгивать на подножки единиц подвижного состава и сходить (спрыгивать) с них во время движения, а также находиться на подножках, лестницах и других наружных частях единиц подвижного состава при их движении;
перемещаться под стоящим на железнодорожных путях подвижным составом, через автосцепки или под ними;
переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков, а также становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком в желоба на стрелочном переводе и на концы шпал;
располагаться в негабаритном месте при пропуске подвижного состава или автотранспорта;
находиться в междупутье при следовании поездов и других отдельных единиц подвижного состава по смежным путям;
становиться или садиться на рельсы, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные устройства;
переходить через пути, оборудованные световой и звуковой сигнализацией, в момент оповещения о перемещении подвижного состава в зону мойки;
пользоваться мобильной сотовой связью, аудио- и видеоплеерами и другими устройствами, отвлекающими внимание работника от соблюдения необходимых мер безопасности.
1.19. В целях соблюдения требований электробезопасности начальнику поезда запрещается:
наступать на электрические кабели и провода;
открывать внутривагонные шкафы с электрооборудованием, находящимся под напряжением;
ремонтировать радиооборудование, электрооборудование системы кондиционирования воздуха и другое электрооборудование электропоезда;
заходить за защитные ограждения электрооборудования в помещениях и на территории структурного подразделения;
подниматься на крышу электропоезда;
прикасаться к оборванным проводам контактной сети, воздушной линии электропередачи (далее - ВЛ) и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций.
1.20. В целях обеспечения требований пожарной безопасности начальнику поезда запрещается:
перевозить и хранить взрывоопасные, легковоспламеняющиеся и горючие вещества в вагонах электропоезда;
допускать к поездке пассажиров с взрывоопасными, легковоспламеняющимися и горючими веществами;
применять электробытовые приборы, не предусмотренные электрической схемой электрооборудования вагона;
разбирать или производить самостоятельно ремонт электрооборудования электропоезда;
курить и использовать открытый огонь в вагонах электропоезда и в непосредственной близости от него;
загромождать вещами пути эвакуации пассажиров.
1.21. Начальнику поезда запрещается находиться на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.
1.22. Начальник поезда, не выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей