2. Обеспечение условий для развития и диверсификации сельской экономики

2. Обеспечение условий для развития и диверсификации

сельской экономики

Перспективы и прогноз развития сельских территорий в значительной степени определяются состоянием агропромышленного производства, в первую очередь сельского хозяйства.

Оценка ресурсного потенциала сельского хозяйства дает основания для значительного увеличения производства сельскохозяйственной продукции, а также для повышения ее конкурентоспособности на внутреннем и мировых рынках.

Основными факторами, которые определят более полное использование имеющегося в отрасли потенциала, являются:

модернизация и переход к инновационной модели развития, ускоренное освоение современных достижений науки и техники, позволяющих повышать производительность труда, снижать ресурсоемкость производимой продукции и формировать кадровый потенциал села, способный осваивать прогрессивные технологии;

введение в оборот заброшенных неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, в том числе пашен, в целях наращивания отечественного производства, а также формирования экспортных ресурсов и более полного освоения сельских территорий;

диверсификация агропромышленного производства, направленная на создание эффективной занятости сельского населения;

повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях создания условий для расширенного воспроизводства, сближение уровня оплаты труда занятых в сельском хозяйстве со средним его значением по экономике страны, а также рост престижности сельскохозяйственного труда;

развитие производственной и непроизводственной инфраструктуры, воспроизводство земельных и других ресурсов отрасли, а также экологизация производства.

Принятие мер, направленных на ускоренное развитие сельского хозяйства, позволит на этапе до 2020 года в основном решить вопросы продовольственной безопасности страны. На втором этапе до 2030 года представляется возможным увеличить производство продукции сельского хозяйства по сравнению с ее уровнем в 2014 году в 1,7 - 1,8 раза, полностью обеспечить продовольственную независимость и потребление населением пищевых продуктов в размере рациональных норм, увеличить их экспорт до объемов, превышающих импорт продовольствия, а также занять достойное место в международном разделении труда.

Новый импульс должны получить научные исследования в аграрной сфере и система освоения научно-технических достижений в реальном секторе производства. Это, в свою очередь, станет стимулом для развития сельскохозяйственного машиностроения и создания в стране отечественной базы технического и технологического развития. Энергообеспеченность отрасли предстоит увеличить к 2020 году в 1,6 раза, к 2030 году - в 3,3 раза.

Все это будет способствовать росту производительности труда к 2020 году в 1,7 раза и к 2030 году - в 3 раза по сравнению с действующим уровнем, повышению уровня доходов и оплаты труда в аграрном секторе до уровня, приближенного (80 - 85 процентов) к среднему по экономике страны, а также создаст необходимый базис для устойчивого развития сельских территорий.

Природно-экономическое многообразие определяет роль и место каждого субъекта Российской Федерации в совершенствовании территориально-отраслевого разделения труда в агропромышленном производстве страны. При этом в задачу государства входят реализация системы мер по рациональному размещению, углублению специализации и усилению концентрации агропромышленного производства, формированию межрегионального обмена и специализированных зон по отдельным видам сельскохозяйственной продукции, а также информационное обеспечение участников агропродовольственного рынка и дифференцированный подход к выделению субъектам Российской Федерации финансовых ресурсов в зависимости от уровня их социально-экономического развития.

В перспективе для рационального размещения сельскохозяйственного производства и связанных с ним отраслей особое внимание следует уделить таким проблемным регионам, как:

депрессивные области северо-запада и центра европейской части страны, регионы Дальнего Востока почти с повсеместно сокращающимися сельским населением и сельскохозяйственным производством;

районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с их особенностями развития и сложившимися традициями жизнеобеспечения коренного населения;

республики Северного Кавказа с высоким уровнем безработицы;

приграничные и анклавные территории страны со своими особенностями развития аграрной сферы экономики.

Одновременно необходимо стимулировать развитие субъектов Российской Федерации с благоприятными природно-экономическими условиями для ведения интенсивного и конкурентоспособного агропромышленного производства, используя межрегиональные и региональные инновационно-инвестиционные проекты по производству определенных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Для этого предстоит разработать общероссийскую схему размещения агропромышленного производства, на базе которой целесообразно определить и сформировать специализированные зоны производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, внедрить систему ведения хозяйства и осуществить рациональное внутрирегиональное размещение сельскохозяйственного производства с учетом возможного развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, создания межгосударственных продуктовых кластеров в рамках Евразийского экономического союза. Это позволит улучшить согласованность параметров развития основных отраслей агропромышленного комплекса страны с параметрами развития объектов социальной сферы, инфраструктуры и обеспеченностью важнейшими производственными ресурсами, а также скоординировать совместные действия государств Евразийского экономического союза по рациональному размещению и углублению специализации агропромышленного производства, расширению взаимной торговли и наращиванию экспорта. Необходимо также разработать и реализовать общую схему территориально-отраслевого разделения труда в агропромышленном производстве стран Евразийского экономического союза на основе углубления их специализации на производстве отдельных видов продукции для развития межгосударственного обмена и экспорта.

Основными задачами Стратегии в области региональной политики являются:

создание необходимых организационно-экономических условий для совершенствования территориально-отраслевого разделения труда в агропромышленном производстве, обеспечивающего улучшение использования биоклиматического потенциала страны и ее регионов, ресурсосбережение, рост эффективности и устойчивости производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также обеспечение импортозамещения и развитие экспорта;

использование более эффективных механизмов государственной поддержки для развития сельскохозяйственного производства и социальной сферы сельских территорий в первую очередь депрессивных регионов, районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регионов Дальнего Востока, а также для уменьшения дифференциации социально-экономических условий между субъектами Российской Федерации;

преодоление социально-экономического неравенства населения и товаропроизводителей в сельских территориях за счет более интенсивного развития социальной и инженерной инфраструктуры (транспортной сети, энерго-, водоснабжения и др.), обеспечивающих доступность, качество и сроки предоставления услуг, соответствующих параметрам устойчивого развития этих территорий.

В субъектах Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, должно получить дальнейшее развитие производство сельскохозяйственной продукции, ориентированное на обеспечение населения, в том числе мегаполисов и крупных промышленных центров, молоком, молочными продуктами, картофелем, овощами, мясом птицы и яйцами. Здесь предстоит осуществление больших инвестиционных проектов, предусматривающих новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение пищевых и перерабатывающих организаций по производству широкого ассортимента продовольственных товаров. В регионах Нечерноземной зоны необходимо фактически возродить льноводство и овцеводство.

В областях Центрального Черноземья, регионах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, учитывая относительно высокий потенциал плодородных земель, следует продолжить интенсификацию возделывания зерновых культур, сахарной свеклы, овощей, подсолнечника и других масличных культур, увеличить производство мяса свиней и птицы, формировать экспортные ресурсы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Одновременно целесообразно направить инвестиции на модернизацию и строительство новых сахарных заводов, масложировых и мясоперерабатывающих организаций.

В приморских и горных районах Северного Кавказа, Юга и Крыма с трудоизбыточным населением целесообразна разработка программ по наращиванию производства и переработки овощей, развитию виноградарства и плодово-ягодного подкомплекса.

Развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Северо-Западного региона будет определяться преимущественно потребностями обеспечения продовольствием населения г. Санкт-Петербурга и других крупных городов, в том числе молочными продуктами, мясом свиней и птицы и поставками зерна по межрегиональному обмену.

Для регионов Поволжья, Южного Урала и Западной Сибири традиционным являются возделывание продовольственных пшениц, в том числе в определенных зонах - твердых сортов, а также производство мяса крупного рогатого скота, свиней, овец и птицы. В этих регионах дальнейшее развитие должны получить предприятия мукомольно-крупяной промышленности, предприятия по выработке широкого ассортимента молочной продукции, особенно масла животного и сыров.

В регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока развитие сельского хозяйства и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в значительной мере связано с удовлетворением потребностей населения в картофеле, овощах и продукции животноводства, за исключением отдельных видов мяса. Вместе с тем эти регионы обладают высоким потенциалом по производству и формированию экспортных ресурсов пшеницы и сои.

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях необходимо оказывать государственную поддержку развитию традиционных видов деятельности, связанных с оленеводством, охотой и рыболовством.

С учетом разнообразия рыбохозяйственных водоемов различного типа целесообразно осуществлять развитие современных направлений аквакультуры, в частности пастбищной аквакультуры, прудовой аквакультуры, индустриальной аквакультуры, марикультуры, рекреационной аквакультуры.

Развитие и рациональное размещение агропромышленного производства в стране позволят существенно повысить эффективность инвестиций в отраслях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, обеспечить комплексное развитие сельских территорий, соблюдение экологических норм при производстве сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, формирование единого экономического пространства, выравнивание условий жизни сельского населения и увеличение его доходов.

В 2015 - 2020 годах динамика и структура государственной поддержки определяется Государственной программой развития сельского хозяйства.

В следующем десятилетии предполагается использовать такие механизмы регулирования, как:

совершенствование системы закупочных интервенций;

расширение области использования залоговых операций;

расширение использования мер государственной поддержки, не подлежащих сокращению в соответствии с требованиями Всемирной торговой организации;

модернизация системы страхования в сельском хозяйстве.

Происходящие в результате модернизации сельскохозяйственного производства структурные сдвиги в занятости сельского населения обусловливают необходимость принятия дополнительных мер по диверсификации сельской экономики, поддержке малого и среднего бизнеса, кооперации и стимулированию развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности.

Приоритетными мерами в области повышения занятости населения и регулирования рынка труда в сельской местности являются:

создание новых и модернизированных рабочих мест в сельскохозяйственных организациях, обеспечивающих переход агропромышленного производства на инновационные технологии и индустриальные формы ведения хозяйства;

стимулирование развития предпринимательства, крестьянских (фермерских) хозяйств, самозанятости и форм семейной занятости на базе личных подсобных хозяйств и потребительской кооперации, а также содействие интеграции крупного и малого бизнеса;

повышение территориальной и профессиональной мобильности граждан, проживающих в сельской местности, доступности для них профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;

создание условий для привлечения и закрепления квалифицированных молодых специалистов в сельской местности.

Развитие несельскохозяйственных видов деятельности является важным источником занятости и доходов сельского населения, значение которого было существенным всегда в силу сезонности аграрного труда и невозможности обеспечить интенсивную круглогодичную занятость сельского населения в сельскохозяйственном производстве. В будущем роль несельскохозяйственных видов деятельности еще более возрастет по мере сокращения удельного веса сельского хозяйства в сельской экономике.

Основными направлениями развития несельскохозяйственных видов деятельности являются:

заготовка древесины и деревообработка, производство строительных материалов и строительство;

промыслы и ремесла;

бытовое и социально-культурное обслуживание населения;

заготовка и переработка дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого природного сырья;

сельский туризм;

торговля.

Россия обладает уникальными природно-климатическими и культурно-историческими особенностями, позволяющими развивать практически все популярные виды туризма, одним из которых является сельский туризм. Доля сельского туризма в России пока невелика и на сегодняшний день, по данным Ростуризма, составляет 1,5 - 2 процента. Однако в России есть все предпосылки для развития этого вида туризма.

Сельский туризм является не просто отраслью туристической индустрии, но выполняет следующие важные социально-экономические функции:

создание привлекательных рабочих мест, в том числе для сельской молодежи и женщин;

обустройство сельских территорий;

комплексное использование природных и культурных потенциалов сельских территорий.

Развитие сельского туризма напрямую содействует повышению привлекательности проживания в сельской местности.

Перспективными направлениями развития сельского туризма являются Сибирь и Дальний Восток, а также регионы Центрального федерального округа, учитывая степень развития инфраструктуры в этой части страны.

В целях повышения туристической привлекательности сельских территорий необходимо принятие мер, направленных:

на создание агротуристских кластеров;

на проведение образовательных мероприятий (курсы повышения квалификации, обучающие семинары, мастер-классы, тренинги) для владельцев сельских гостевых домов, представителей крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, сельских жителей, занятых в организации и предоставлении туристских услуг в сельской местности;

на освещение в средствах массовой информации лучшего опыта и наиболее успешных проектов по развитию сельского туризма.

При создании необходимых условий и развитии инфраструктуры сельского туризма у нас есть все шансы для того, чтобы в будущем наша страна стала одним из мировых лидеров сельского туризма.

Для решения задач развития удаленных сельских территорий целесообразно развивать местные строительные организации, в том числе на кооперативной основе, и строительную индустрию местных строительных материалов, что позволит экономить на стоимости возводимых объектов, создать новые рабочие места в сельской местности и повысить налоговую базу сельских поселений.

Исторически сельское население России занимается кустарными промыслами и ремеслами. Подсобные промыслы и вспомогательные производства позволяют обеспечить круглогодичную занятость. Занятия промыслами и ремеслами - это реальный путь повышения доходов сельского населения. Промыслы и ремесла, которыми занимались и занимаются сельские жители, исключительно разнообразны. Это деревообрабатывающее, кирпичное, гончарное производство, производство упаковочных ящиков, бочек и иной тары, плетеных корзин и мебели, веников и метел, пакли, щеток и кистей, садово-огородного инвентаря (черенки для лопат, ручки для напильников, деревянные молотки и грабли и др.), веревочное производство, изделия из бересты и соломы, художественная вышивка и резьба по дереву, кружево, шитье, вязка и роспись, металлообработка, изготовление домашней утвари (ложки, ушаты, решета, игрушки и др.), изделия из лыка, скорняжный и кожевенный промыслы и многое другое.

В современных условиях, когда трудно изыскать значительные материальные и финансовые ресурсы для организации местной промышленности, развитие промыслов и ремесел имеет следующие несомненные преимущества:

относительно небольшие капитальные вложения при организации и функционировании производства;

дополнительная круглогодичная занятость для работников, имеющих сезонную занятость по основному месту работы (сельскохозяйственное производство, заготовка леса и лесотехнического сырья);

возможность организации надомного труда и поэтому относительно небольшой штат постоянных работников;

возможность использования дешевых материалов и вторсырья для производства многих изделий;

возможность привлечения к занятиям промыслами представителей различных возрастных и социальных групп населения (пенсионеры, инвалиды, старшеклассники и др.).

Традиционно изделия промыслов и ремесел реализуются через торговую сеть - художественные салоны, магазины промышленных товаров, сувенирные магазины и киоски, постоянные художественные выставки, аукционы и др. Значительный объем продукции может быть реализован через временные торговые точки - киоски, павильоны и торговые места на рынках, распродажах и ярмарках. Новой формой производства и реализации продукции могут быть ремесленные центры в районных центрах и крупных сельских поселениях, выполняющие функции обучения традиционным ремеслам, бизнес-инкубаторов для начинающих мастеров и интеграции в реализации готовой продукции.

Органическое сельское хозяйство является быстро растущим рынком. Спрос на продукцию органического сельского хозяйства пока не удовлетворен, хотя под органическими культурами занято более 35 млн. гектаров в целом в мире (в России - менее 100 тыс. гектаров). Органическое сельское хозяйство является одной из потенциальных точек роста для сельских поселений. Особенно высокий эффект от развития этого направления можно получить, если параллельно развивать агротуризм и агропансионы с употреблением в пищу органических продуктов питания. Органическое сельское хозяйство предполагает защиту культурных растений от сорняков, вредителей и болезней без применения или с минимальным использованием пестицидов. Это особенно актуально в связи с появлением популяций и рас патогенов, вредителей и сорных растений, резистентных к пестицидам.

Ориентация аграрной политики Российской Федерации на развитие органического сельского хозяйства позволит:

повторно ввести в оборот значительную часть посевных площадей;

обеспечить занятость сельского населения в регионах, где производство сельскохозяйственной продукции в настоящее время сократилось;

создать имидж России на внешнем рынке как поставщика экологически чистой продукции и обеспечить тем самым более высокие цены на экспортируемые сельскохозяйственные товары;

обеспечить внутренний продовольственный рынок отечественной продукцией высокого качества.

Для реализации этих и других преимуществ необходима выработка соответствующих приоритетов развития национальной сельскохозяйственной политики.

Сочетание крупного и мелкого производства является основой устойчивого развития сельского хозяйства. В стране 7,5 тыс. крупных и средних сельскохозяйственных организаций обеспечивают 37,7 процента производства продукции сельского хозяйства. Они являются основными производителями сахарной свеклы (77,5 процента), скота и птицы (62,1 процента).

Мелкое сельскохозяйственное производство представлено 257 тыс. субъектов малого предпринимательства, включая 223,2 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года, в Российской Федерации работает 20,2 млн. личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан. Из общего числа личных подсобных хозяйств 15,5 процента получали основной и дополнительный доходы от своей сельскохозяйственной деятельности.

В малых сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, у индивидуальных предпринимателей и в хозяйствах населения содержится значительное количество сельскохозяйственных животных - 13,4 млн. голов крупного рогатого скота (68,7 процента общего поголовья в стране), в том числе 6,3 млн. коров (72,8 процента), 22,9 млн. овец и коз (94,2 процента). В совокупности этот сектор обеспечивает более 60 процентов объема производства продукции сельского хозяйства. Здесь производится 50,5 процента зерновых и зернобобовых культур, 57,9 процента подсолнечника, 94 процента картофеля, 88,7 процента овощей и 65,4 процента молока. Таким образом, этот сектор играет важную роль не только в обеспечении занятости сельского населения, но и продовольственной безопасности страны.

Целесообразно стимулировать развитие в сельской местности семейных ферм с приданием им статуса хуторов, заимок, улусов и других поселений, входящих в состав муниципальных образований, путем разработки и реализации соответствующей программы, а также создавать условия для повышения доходности крестьянских (фермерских) хозяйств, создающих дополнительные рабочие места в сельской местности.

До реформ аграрная структура во всех регионах была примерно одинаковой. В процессе реформ произошла резкая дифференциация аграрных структур субъектов Российской Федерации. В более чем 30 субъектах Российской Федерации сохранился корпоративный тип аграрной структуры с преобладанием (более 50 процентов) сельскохозяйственных организаций в структуре производства продукции сельского хозяйства. В значительной части субъектов Российской Федерации, наоборот, доля сельскохозяйственных организаций резко снизилась, а крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства стали давать более 70 процентов продукции, то есть сложился семейный тип аграрной структуры производства. Более чем 30 субъектов Российской Федерации имеют смешанный тип аграрной структуры производства.

Государственная поддержка не может не учитывать сложившуюся региональную аграрную структуру и должна оказываться дифференцированно.

Развитие сельскохозяйственной кооперации должно стать ключевым направлением повышения уровня доходов сельских жителей, поскольку сельскохозяйственные кооперативы различных видов решают задачи повышения доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в конечной цене реализации его продукции, обеспечения доступа своих членов к заемным ресурсам, снабжения продукцией производственного назначения и обеспечения занятости посредством совместного использования основных фондов.

Развитие сельскохозяйственной кооперации является необходимым условием обеспечения рентабельности сельскохозяйственного производства, сохранения занятости в сельской местности, повышения покупательной способности сельского населения и, в конечном счете, устойчивого развития сельских территорий. Потенциально социальной базой кооперации в сельской местности являются не только все сельские жители, но и более 40 тыс. сельскохозяйственных организаций, а также более 200 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств (включая индивидуальных предпринимателей).

Кооперирование крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств позволит повысить уровень доходов сельского населения и улучшить качество жизни в сельской местности.

Перспективным направлением развития малого предпринимательства является реализация проектов по интеграции крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей с субъектами малого предпринимательства, в том числе крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. На основе такого взаимодействия не только создается система гарантированного сбыта сельскохозяйственной продукции для субъектов малого предпринимательства, но и обеспечивается их доступ к современной инфраструктуре переработки и хранения продукции на взаимовыгодных условиях.