Стандарт, утвержденный данным документом, применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года.

Коррекционно-развивающая область и основные задачи реализации содержания

Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: "Ритмика", "Коррекционные занятия (логопедические и психокоррекционные)".

Содержание данной области может быть дополнено организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР.

Коррекционный курс "Ритмика".

Основные задачи реализации содержания:

Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением или пением. Развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки. Привитие навыков участия в коллективной творческой деятельности.

Коррекционный курс "Логопедические занятия".

Основные задачи реализации содержания:

Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).

Коррекционный курс "Психокоррекционные занятия".

Основные задачи реализации содержания:

Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему "Я", повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения.

Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение самостоятельно определяется организацией, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основании рекомендаций ПМПК и ИПР инвалида. На реализацию коррекционно-развивающей области отводится до 6 часов в неделю от общего количества часов, предусмотренных на внеурочную деятельность.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:

учебные занятия для факультативного изучения отдельных учебных предметов (основы безопасности жизнедеятельности; домоводство, деловое и творческое письмо и другие);

увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;

учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные (история и культура родного края; занимательная информатика; компьютерная грамотность и другие);

введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии.

Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: "Сенсорное развитие", "Предметно-практические действия", "Двигательное развитие", "Альтернативная коммуникация", "Коррекционно-развивающие занятия".

Содержание данной области может быть дополнено организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР.

Коррекционный курс "Сенсорное развитие".

Основные задачи реализации содержания:

Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы. Развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.

Коррекционный курс "Предметно-практические действия".

Основные задачи реализации содержания:

Формирование интереса к предметному рукотворному миру; освоение простых действий с предметами и материалами; умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий. Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

Коррекционный курс "Двигательное развитие".

Основные задачи реализации содержания:

Мотивация двигательной активности; поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений. Обучение переходу из одной позы в другую; освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации); формирование функциональных двигательных навыков; развитие функции руки, в том числе мелкой моторики; формирование ориентировки в пространстве; обогащение сенсомоторного опыта.

Коррекционный курс "Альтернативная коммуникация".

Основные задачи реализации содержания:

Освоение доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы. Освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации. Составление коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей для общения в школе, дома и в других местах. Освоение технических коммуникативных устройств.

Коррекционный курс "Коррекционно-развивающие занятия".

Основные задачи реализации содержания:

Коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы. Формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и другое. Коррекция речевых расстройств и нарушений коммуникации. Дополнительная помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными. Развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии.