В соответствии с пунктом 2 Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года.

4.4. Предметные результаты освоения АООП НОО

Предметные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО <10>:

Филология

Русский язык. Родной язык:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Иностранный язык:

1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с РАС предметные результаты должны отражать:

Филология

Русский язык. Литературное чтение.

1) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

2) практическое овладение языком как средством общения (в условиях предметно-практической, учебной и различных внеурочных видов деятельности), включая владение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения; использование словесной речи (в устной и письменной формах) для решения жизненных и образовательных задач;

3) умения выбрать адекватные средства вербальной и невербальной коммуникации в зависимости от собеседника;

4) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи, стремления к улучшению качества собственной речи;

5) овладение орфографическими знаниями и умениями, каллиграфическими навыками;

6) сформированность интереса к чтению доступных литературных произведений, наличие положительного читательского опыта и личных читательских предпочтений;

7) овладение техникой чтения вслух (реализуя возможности воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи) и про себя; владение элементарными приемами анализа и интерпретации текста, понимание смысла прочитанного, участие в обсуждении текста, оценивание поступков героев;

8) овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое).

Иностранный язык:

1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметные результаты должны отражать:

Язык и речевая практика

Русский язык. Чтение. Речевая практика.

1) овладение обучающимися посильными умениями использовать словесную речь (в устной и письменной формах) как средства коммуникации в предметно-практической, учебной и элементарной социально-бытовой деятельности;

2) сформированность умения выбирать адекватные средства коммуникации в зависимости от собеседника;

3) сформированность позитивного отношения к речевому общению (на уровне индивидуальных возможностей обучающегося),

4) овладение орфографическими знаниями и умениями, по возможности, элементарными каллиграфическими умениями;

5) интерес к чтению доступных текстов;

6) осознанное и правильное чтение; владение элементарными приемами анализа текста для понимания смысла доступных текстов, ответы на вопросы по содержанию текста, в том числе связанные с отношением к событиям, поступкам героев.

С учетом особых образовательных потребностей обучающихся с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) предметные результаты должны отражать:

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация.

1) умение использовать доступные невербальные (жесты, рисунки, пиктограммы, предметные и символические календари, вокализации, голосовые реакции и другие) и вербальные средства общения в практике взаимодействия со взрослыми и детьми для решения практических задач;

2) умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила коммуникации;

3) понимание и использование слов и простых фраз, обозначающих объекты и явления окружающего мира;

4) умение использовать знакомый речевой материал в процессе коммуникации в бытовых и практических ситуациях;

5) умение дополнять отсутствие речевых средств невербальными средствами.

Математика и информатика.

Математика и информатика:

1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Математика и информатика

Математика и информатика:

1) использование начальных математических знаний для познания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений в процессе организованной предметно-практической деятельности;

2) овладение простыми логическими операциями, пространственными представлениями, необходимыми вычислительными навыками, математической терминологией, необходимой для освоения содержания курса;

3) приобретение начального опыта применения математических знаний в повседневных ситуациях;

4) умение выполнять арифметические действия с числами; накопление опыта решения доступных обучающемуся по смыслу и речевому оформлению текстовых задач; умение распознавать и изображать геометрические фигуры, составлять и использовать таблицы для решения математических задач, владение простыми навыками работы с диаграммами, умение объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы (используя доступные вербальные и невербальные средства);

5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Математика

Математика:

1) овладение начальными математическими знаниями о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах;

2) овладение элементарными навыками измерения, пересчета, записи и выполнения несложных математический действий;

3) применение элементарных математических знаний для решения учебно-практических и житейских задач.

Математика

Математические представления: формирование элементарных математических представлений о форме, величине, количестве, пространственных, временных отношениях на основе предметно-практической деятельности: умение различать и сравнивать предметы по цвету, форме, величине в играх и практической деятельности; способность к перемещению и ориентировке в пространстве в бытовых ситуациях; использование словесных и невербальных средств для передачи пространственных отношений в быту, в предметной, изобразительной и конструктивной деятельности; формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность; умение соотносить количество предметов (в допустимых пределах для каждого обучающегося - один - много, один, два, три, четыре, пять... десять) с количеством пальцев, подбором соответствующей цифры (слова); пересчет предметов в доступных ребенку пределах в процессе деятельности; обучение выполнению простых арифметических действий на наглядной основе, пониманию значений арифметических знаков; умение обозначать арифметические действия знаками;

Обществознание и естествознание

Окружающий мир:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и другие, с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Обществознание и естествознание

Окружающий мир:

1) сформированность чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества в условиях интересных и доступных для обучающегося видов деятельности; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире (с учетом индивидуальных возможностей обучающегося).

Естествознание:

Мир природы и человека:

1) формирование элементарных знаний об окружающем мире, умений наблюдать, сравнивать и давать элементарную оценку предметам и явлениям живой и неживой природы;

2) освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, бережного отношения к природе и ее ресурсам;

3) формирование представлений о здоровом образе жизни и о негативном влиянии на здоровье человека алкоголя, табака, наркотиков и других психоактивных веществ;

4) формирование представлений о безопасном и адекватном поведении в окружающем мире, а также в случаях возникновения экстремальных ситуаций.

Окружающий мир.

Человек: Формирование представлений о себе, своем "Я", осознания общности с другими и отличий "Я" от других; способности к распознаванию своих ощущений и обогащению сенсорного опыта. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание (раздевание). Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Представления о своей семье, о взаимоотношениях в семье.

Домоводство: Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами, участие в покупке продуктов, в процессе приготовления пищи, в сервировке и уборке столов.

Окружающий природный мир: Формирование представлений о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Формирование первоначальных представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

Окружающий социальный мир: Формирование первоначальных представлений о мире, созданном человеком: о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах, о транспорте и т.д. Усвоение правил безопасного поведения в помещении и на улице. Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. Развитие межличностных и групповых отношений. Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни. Формирование представлений об обязанностях и правах ребенка. Представление о своей стране (Россия).

Основы религиозных культур и светской этики:

1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

7) осознание ценности человеческой жизни.

Основы религиозных культур и светской этики:

1) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях;

2) воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

3) осознание ценности человеческой жизни.

Не предусматривается

Не предусматривается

Искусство

Изобразительное искусство:

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

Музыка:

1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека;

2) развитие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Искусство

Изобразительное искусство:

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;

2) развитие интереса к изобразительному искусству и изобразительной деятельности, потребности в художественном творчестве;

3) владение практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

Музыка:

1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека;

2) развитие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности

Искусство

Музыка. Рисование:

1) развитие элементарных эстетических чувств;

2) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, дизайна и других видах);

3) овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства и оценочными суждениями при выполнении собственных работ "аккуратно", "неаккуратно".

Искусство

Музыка и движение. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация):

1) накопление первоначальных впечатлений от разных видов искусств и получение доступного опыта художественного творчества;

2) развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства;

3) развитие опыта самовыражения в разных видах искусства, освоение элементарных форм художественного ремесла.

Технология:

1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; 2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Технология:

1) получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о профессиях;

2) формирование представлений о свойствах материалов;

3) приобретение навыков самообслуживания; овладение доступными трудовыми умениями и навыками использования инструментов и обработки различных материалов; усвоение правил техники безопасности;

4) развитие интереса и способностей к предметно-преобразующей деятельности, воспитание творческого подхода к решению доступных технологических задач;

5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.

Технология:

1) формирование умений работать с разными видами материалов и инструментами, выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;

2) формирование навыков самообслуживания, организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.);

3) использование приобретенных знаний и умений для решения повседневных практических задач.

Технология:

1) овладение предметными действиями как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;

2) наличие интереса к действиям с предметами и материалами;

3) умение выполнять простые действия с предметами и материалами под руководством взрослого;

4) умение следовать наглядному плану при выполнении предметных действий.

Физическая культура:

1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

3) формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и другие), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

Физическая культура

Физическая культура (адаптивная):

1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, физического развития;

2) формирование умения следить за своим физическим состоянием, осанкой;

3) понимание простых инструкций в ходе игр и при выполнении физических упражнений; овладение в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями доступными видами физкультурно-спортивной деятельности.

Физическая культура

Физическая культура (адаптивная):

1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, физического развития; овладение умениями правильно организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия и т.д.);

2) формирование основных представлений о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций;

3) формирование умений поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;

4) формирование умений включаться в занятия на свежем воздухе, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна;

5) формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок соразмерно собственным индивидуальным особенностям здоровья.

Физическая культура:

Адаптивная физическая культура (АФК):

1) формирование представлений о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций;

2) умение выполнять доступные виды движений на уроках физкультуры и вне их;

3) освоение основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазание) в доступной для каждого ребенка степени;

4) понимание правил поведения на уроках физкультуры, умение выполнять доступные виды упражнений по подражанию, по образцу, по словесной инструкции;

5) желание включаться в доступные подвижные игры и занятия;

6) освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности.