- Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение адекватно оценивать свои силы; пользоваться двумя индивидуальными слуховыми аппаратами или аппаратом и имплантом, или двумя имплантами и другими личными адаптированными средствами в разных ситуациях; пользоваться специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; написать при необходимости SMS-сообщение; адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью; выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей; умение принимать решения в области жизнеобеспечения; владение достаточным запасом фраз для обозначения возникшей проблемы.
- Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни: прогресс в самостоятельности и независимости в быту и школе; представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности; стремление ребенка участвовать в подготовке и проведении праздника;
|
Коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи": Слухозрительное восприятие (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) знакомого речевого материала разговорного и учебно-делового характера. Различение, опознавание и распознавание на слух знакомого и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала (фраз, слов, словосочетаний); восприятие на слух небольших текстов диалогического и монологического характера, отражающих типичные ситуации общения в учебной и внеурочной деятельности, опознавание на слух основного речевого материала (отдельных предложений, слов, словосочетаний) из данных текстов, предъявленных вразбивку; ответы на вопросы по тексту и выполнение заданий. При затруднении в восприятии речевой информации выражение в устных высказываниях непонимания; реализация умений вероятностного прогнозирования речевого сообщения при его слухозрительном или слуховом восприятии с учетом коммуникативной ситуации, при опоре на воспринятые элементов речи, речевой и внеречевой контекст.
|
Коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи": Слухозрительное восприятие (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) знакомого речевого материала разговорного и учебно-делового характера. Различение, опознавание и распознавание на слух знакомого по значению и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала (фраз, слов, словосочетаний); слухозрительное восприятие коротких текстов диалогического и монологического характера, отражающих типичные коммуникативные ситуации учебной и внеурочной деятельности обучающихся, опознавание на слух основного речевого материала (отдельных предложений, слов, словосочетаний) из данных текстов, предъявленных вразбивку; ответы на вопросы по тексту и выполнение заданий. При затруднении в восприятии речевой информации выражение в устных высказываниях непонимания.
Произнесение речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра, в темпе, приближающемся к нормальному, достаточно внятно, реализуя сформированные умения воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной интонационной структуры речи; использование в процессе устной коммуникации естественных невербальных средств (мимики лица, позы, пластики и т.п.); применение отработанных приемов самоконтроля произносительной стороны речи; соблюдение орфоэпических правил (по знаку, образцу учителя, самостоятельно в знакомых словах). Реализация умений использовать устную речь в общении в различных видах учебной и внеурочной деятельности.
|
Коррекционный курс "Формирование слухового восприятия и обучение устной речи": Овладение умениями пользоваться слуховыми аппаратами. Наличие условной двигательной реакции на неречевые и речевые стимулы разной частоты и интенсивности (без слуховых аппаратов и с индивидуальными слуховыми аппаратами) с учетом возможностей обучающихся. Развитие умений различать и опознавать на слух (без слуховых аппаратов и с индивидуальными слуховыми аппаратами) доступные звучания музыкальных инструментов (игрушек); определение на слух громкости звуков, количества, продолжительности их звучания (кратко, долго), слитности, темпа, ритмов, высоты звучания. Развитие слухового восприятия неречевых звучаний окружающего мира (с использованием индивидуальных слуховых аппаратов): социально значимых бытовых и городских шумов; природных звучаний и шумов.
Слухозрительное восприятие знакомого речевого материала, необходимого в учебной внеурочной деятельности (фраз, слов, словосочетаний, коротких текстов). Развитие речевого слуха, т.е. умений различать, опознавать и распознавать речевой материал (знакомые и необходимые в общении фразы, слова и словосочетания, по возможности, короткие тексты).
|
- Овладение навыками коммуникации: умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную); умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации, умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение использовать при поддержке взрослых словесную речь как средство достижения цели в новых ситуациях общения, в мероприятиях школьного и внешкольного характера, гибко применяя формы речи и речевые конструкции, обеспечивающие взаимопонимание; умения воспринимать (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов или кохлеарного импланта и индивидуального слухового аппарата, кохлеарных имплантов с учетом медицинских показаний) речевой материал, связанный с учебной и внеурочной деятельностью, говорить достаточно внятно и естественно, понятно для окружающих; представления о собственных возможностях воспринимать речь и быть понятым в процессе устной коммуникации, умения следить в ходе общения за правильным восприятием речи собеседника и его пониманием собственной речи ребенка, при непонимании уточнять информацию, вносить изменения и дополнения, просить повторить непонятое; представление об особых способах коммуникации людей с нарушением слуха между собой. - Дифференциация и осмысление картины мира: адекватность бытового поведения ребенка с точки зрения опасности (безопасности) для себя и окружающих; способность прогнозировать последствия своих поступков; понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с их значением; расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы;
- Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье, учителями и учениками в школе; незнакомыми людьми в транспорте и т.д.); иметь достаточный запас фраз и определений для взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса; понимание недопустимости выяснения информации сугубо личного характера при общении с учителем или незнакомым взрослым; расширение круга освоенных социальных контактов.
|
Произнесение речевого материала достаточно внятно, естественно и эмоционально, используя в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации и реализуя сформированные умения говорить голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, воспроизводить звуковую и ритмико-интонационную структуры речи. Соблюдение орфоэпических норм в знакомых словах. Применение знакомых орфоэпических правил при чтении новых слов. Воспроизведение новых слов с опорой на образец речи учителя, графическое обозначение норм орфоэпии. Реализация сформированных умений самоконтроля произносительной стороны речи. Реализация навыков речевого поведения (с соблюдением элементарных правил речевого этикета); желание и умения вступать в устную коммуникацию с детьми и взрослыми.
Коррекционный курс "Музыкально-ритмические занятия": Приобщение к эстетической деятельности, связанной с музыкальным искусством. Эмоциональное восприятие музыки (в исполнении учителя, в аудиозаписи и видеозаписи); элементарные представления о выразительности и изобразительности в музыке, музыкальных жанрах (марш, танец, песня), об инструментальной и вокальной музыке, ее исполнении (хор, солист, симфонический оркестр, оркестр народных инструментов, ансамбль, отдельные музыкальные инструменты, певческие голоса); определение в словесной форме (с помощью учителями самостоятельно) характер музыки, жанр (марш, танец, песня), доступные средства музыкальной выразительности. Знание названий прослушиваемых произведений, фамилий композиторов, названия музыкальных инструментов. Эмоциональное, выразительное, правильное и ритмичное исполнение под музыку несложных композиций народных, современных и бальных танцев, овладение элементами музыкально-пластической импровизации. Эмоциональная, выразительная декламация песен под музыку в ансамбле под аккомпанемент и управление учителя при передаче в достаточно внятной речи (при реализации произносительных возможностей) темпоритмической структуры мелодии, характера звуковедения, динамических оттенков. Эмоциональное, выразительное и ритмичное исполнение на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле сопровождения к музыкальной пьесе или песне, исполняемой учителем. Проявление творческих способностей в музыкально-ритмической деятельности. Слухозрительное и на слух восприятие речевого материала, отрабатываемого на занятиях. Закрепление произносительных умений при широком использовании фонетической ритмики и музыки. Владение тематической и терминологической лексикой, связанной с музыкально-ритмической деятельностью, в том числе, ее восприятием и достаточно внятным и естественным воспроизведением при реализации произносительных возможностей. В различных видах внеурочной художественной деятельности, в том числе совместной со слышащими сверстниками, реализация сформированных умений.
|
Коррекционный курс "Музыкально-ритмические занятия": Приобщение к эстетической деятельности, связанной с музыкой. Развитие восприятия музыки - ее характера, средств музыкальной выразительности. Овладение элементарной тематической и терминологической лексикой, связанной с развитием восприятия музыки, различными видами музыкально-исполнительской деятельности обучающихся. Эмоциональное, правильное и ритмичное исполнение под музыку отдельных движений, несложных танцевальных композиций. Эмоциональная декламация песен под музыку в ансамбле под аккомпанемент и управление учителя при передаче в достаточно внятной речи (при реализации произносительных возможностей) темпоритмической структуры мелодии, характера звуковедения, динамических оттенков. Эмоциональное и ритмичное исполнение на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле сопровождения к музыкальной пьесе или песне, исполняемой учителем. Слухозрительное и на слух восприятие речевого материала, отрабатываемого на занятиях. Закрепление произносительных умений при использовании фонетической ритмики и музыки. Владение лексикой, связанной с музыкально-ритмической деятельностью, в том числе ее восприятием и достаточно внятным и естественным воспроизведением при реализации произносительных возможностей. Реализация сформированных умений в различных видах внеурочной художественной деятельности, в том числе совместной со слышащими сверстниками.
Коррекционный курс "Развитие слухового восприятия и техника речи": Наличие условной двигательной реакции на доступные неречевые звучания. Различение и опознавание на слух звучаний музыкальных инструментов (игрушек); определение на слух количества звуков, продолжительности их звучания (кратко, долго), характера звуковедения (слитно или неслитно), темпа (нормальный быстрый, медленный), громкости (нормально, громко, тихо), ритмов, высоты звучания.
Восприятие слухозрительно и на слух отработанного на занятиях речевого материала (фраз, слов, словосочетаний, коротких текстов, прежде всего диалогического характера). Произнесение отработанного речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, достаточно внятно, реализуя сформированные навыки воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, используя естественные невербальные средства коммуникации (мимику лица, позу, пластику и т.п.); соблюдение орфоэпических правил в отработанных словах; реализация сформированных навыков самоконтроля произносительной стороны речи. Восприятие на слух и словесное определение неречевых звучаний окружающего мира: социально значимых бытовых и городских шумов; голосов животных и птиц; шумов, связанных с явлениями природы; различения и опознавания разговора и пения, мужского и женского голоса. Применение приобретенного опыта в восприятии неречевых звуков окружающего мира и навыках устной коммуникации в учебной и различных видах внеурочной деятельности, в том числе совместной со слышащими детьми и взрослыми.
|
Овладение произношением (с учетом индивидуальных возможностей) - речевым дыханием, голосом нормальной высоты, силы и тембра, темпом речи, звуковой и ритмико-интонационной структурами речи; соблюдение орфоэпических правил (по знаку, образцу учителя, самостоятельно в знакомых словах). Умение произносить достаточно внятно, с учетом произносительных возможностей, отработанные слова и короткие фразы, необходимые для общения на уроках и во внеурочное время.
Коррекционный курс "Музыкально-ритмические занятия": Развитие эмоционального отношения к музыке, приобщение к элементарной музыкально-эстетической деятельности. Восприятие музыки (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) в исполнении учителя, в аудиозаписи. Формирование правильных, координированных и ритмичных движений под музыку, умений исполнять под музыку отдельные элементарные танцевальные движения и их простые композиции (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся). Развитие навыков достаточно внятной декламации простейших детских песенок под музыку в ансамбле при соблюдении, по возможности, темпо-ритмической организации мелодии, характера звуковедения, динамических оттенков. Умение эмоционально и ритмично исполнять музыкальные пьесы на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле под аккомпанемент учителя. Развитие слухозрительного и слухового восприятия речи, закрепление произносительных умений при использовании фонетической ритмики и музыки.
|
|
Коррекционный курс "Развитие слухового восприятия и техника речи": Различение и опознавание на слух звучаний музыкальных инструментов (игрушек); определение на слух количества звуков, продолжительности их звучания (кратко, долго), характера звуковедения (слитно или неслитно), темпа (нормальный быстрый, медленный), громкости (нормально, громко, тихо), ритмов, высоты звучания. Восприятие слухозрительно и на слух знакомого и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала (фраз, слов, словосочетаний); восприятие и воспроизведение текстов диалогического и монологического характера, отражающих типичные ситуации общения в учебной и внеурочной деятельности обучающихся. Произнесение отработанного речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, достаточно внятно и естественно, эмоционально, реализуя сформированные навыки воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, используя естественные невербальные средства коммуникации (мимику лица, позу, пластику и т.п.); осуществление самоконтроля произносительной стороны речи, знание орфоэпических правил, их соблюдение в речи, реализация в самостоятельной речи сформированных речевых навыков, соблюдение элементарных правил речевого этикета. Восприятие на слух и словесное определение неречевых звучаний окружающего мира: социально значимых бытовых и городских шумов; голосов животных и птиц; шумов, связанных с явлениями природы, шумов, связанных с проявлениями физиологического и эмоционального состояния человека; различения и опознавания разговора и пения, мужского и женского голоса (с использованием звучаний музыкальных инструментов, игрушек). Применение приобретенного опыта в восприятии неречевых звуков окружающего мира и навыках устной коммуникации в учебной и различных видах внеурочной деятельности, в том числе совместной со слышащими детьми и взрослыми.
|
Коррекционный курс "Развитие познавательной деятельности": Коррекция и развитие познавательных процессов и личностных особенностей; активизация познавательной деятельности обучающихся.
Коррекционный курс "Социально-бытовая ориентировка": Подготовка обучающихся к самостоятельной жизнедеятельности с учетом их возраста, возможностей и особенностей развития. Формирование конкретных представлений о предметах и явлениях окружающего мира в процессе практической социально-бытовой деятельности. Развитие жизненных компетенций, необходимых для социальной адаптации, получения образования.
|
|