4.4. Предметные результаты освоения АООП НОО
|
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей слепых обучающихся предметные результаты должны отражать:
|
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметные результаты должны отражать:
|
С учетом особых образовательных потребностей слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) предметные результаты должны отражать:
|
Филология
Русский язык. Родной язык:
1) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
2) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
3) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими) и правилами речевого этикета;
4) умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) умение соотносить рельефные изображения в учебнике с натуральными объектами и их моделями;
6) овладение учебными действиями с языковыми единицами и развитие умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
7) овладение умениями и навыками письма рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля;
8) овладение умением правильно использовать дидактический материал при фонетическом и морфологическом разборе слов (при чтении и составлении рельефных схем);
9) овладение приемами и способами ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе).
|
Филология
Русский язык. Родной язык:
1) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
2) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
3) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими) и правилами речевого этикета;
4) умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) умение соотносить рельефные изображения в учебнике с натуральными объектами и их моделями;
6) овладение учебными действиями с языковыми единицами и развитие умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
7) овладение умениями и навыками письма рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля, плоским письмом по Гебольду;
8) овладение умением правильно использовать дидактический материал при фонетическом и морфологическом разборе слов (при чтении и составлении рельефных схем);
9) овладение приемами и способами ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе).
|
Язык и речевая практика
Русский язык:
1) формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
2) овладение умением свободно ориентироваться в приборе Л. Брайля;
3) овладение грамотой, основами письма и чтения с использованием рельефно-точечного шрифта Л. Брайля;
4) использование основных речевых форм;
5) овладение обучающимися элементарными коммуникативно-речевыми умениями;
6) использование знаний в области русского языка для решения практических задач;
7) овладение умением составления рассказов по рельефным предметным и сюжетным изображениям.
|
Язык и речевая практика.
Русский язык:
1) овладение умением ориентироваться в приборе Л. Брайля;
2) проявление интереса к чтению тактильных книг и книг, напечатанных рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля;
3) формирование умения отвечать на вопросы по рельефным изображениям; овладение грамотой, простейшими речевыми формами и правилами их применения;
4) овладение основами письма с использованием рельефно-точечного шрифта Л. Брайля;
5) использование знаний в области русского языка при решении практических задач.
|
Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, этических чувств, способности к творческой деятельности;
2) освоение специальных умений работы с текстом;
3) осознание значимости чтения для личностного развития, успешности обучения по всем учебным предметам;
4) наличие представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
5) развитие потребности в систематическом чтении; понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
6) сформированность умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
7) овладение умениями и навыками чтения рельефно-точечного шрифта Л. Брайля;
8) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития (овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов);
9) наличие умения самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
10) повышение уровня речевого развития, использование речи как средства компенсации нарушений развития;
11) нивелирование вербализма и формализма речи; обогащение словарного запаса;
12) владение специальными приемами работы с текстом.
|
Чтение (Литературное чтение):
1) овладение правильным чтением текстов вслух целыми словами, выполненных рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля;
2) овладение специальными умениями работы с текстом;
3) проявление интереса к чтению тактильных книг;
4) формирование умения точно соотносить слово с обозначаемым предметом, действием, признаком;
5) участие в обсуждении прочитанных произведений;
6) формирование умения высказывать отношение к поступкам героев;
7) овладение максимально разборчивой и четкой речью;
8) преодоление речевой стереотипии, коммуникативно-речевой инактивности;
9) формирование умения выбирать с помощью взрослого литературу для чтения.
|
Чтение:
1) овладение чтением вслух целыми словами текстов, напечатанных рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля;
2) овладение умением эмоционально реагировать на прослушивание литературных произведений;
3) формирование представлений о мире, первоначальных этических представлений (о добре и зле, нормах поведения).
Устная речь:
1) обогащение речевой практики, в том числе приобретение опыта в словоподражании, звукоподражании;
2) овладение номинативной функцией речи, обогащение словаря (умение называть предметы ближайшего окружения, собственные действия, эмоциональные проявления окружающих);
3) проявление интереса к освоению слов и простейших речевых конструкций, актуальных для жизнедеятельности;
4) развитие и использование устной речи (в соответствии с индивидуальными возможностями).
|
Иностранный язык:
1) приобретение начальных навыков общения на иностранном языке;
2) освоение правил речевого и неречевого поведения;
3) освоение начальных знаний и умений, необходимых для дальнейшего изучения иностранного языка, расширение словаря;
4) формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы;
5) закрепление умения соотносить слово и образ.
|
Не предусматривается
|
Не предусматривается
|
Математика и информатика:
1) использование начальных математических знаний для описания процессов, явлений, оценки их количественных и пространственных отношений;
2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, вычисления, записи и выполнения алгоритмов с использованием тифлотехнических средств;
3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
4) владение умениями выделять геометрические формы в рельефных рисунках, в моделях и натуральных предметах;
5) использование прибора для рельефного рисования "Школьник" и брайлевского прибора для записи математических данных;
6) владение умениями выполнять устные и письменные арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи; наличие умения действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, таблицы, схемы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры;
7) владение умением располагать предметы на плоскости (на парте, на рельефных рисунках и других), в пространстве, в заданном по отношении друг к другу положении;
8) владение умением словесно объяснять расположение предметов;
9) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
|
Математика:
1) использование начальных математических знаний о числах, вычислениях, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки их количественных и пространственных отношений;
2) овладение умениями производить простейшие измерения, пересчет, запись полученных результатов;
3) освоение математических знаков с использованием рельефно-точечного шрифта Л. Брайля;
4) овладение знаниями об основных сенсорных эталонах цвета (у слепых с остаточным зрением), формы, величины, умениями их использовать в процессе осязательного восприятия предметов;
5) овладение умениями использовать элементарные математические представления в пространственной и социально-бытовой ориентировке, в учебной деятельности;
6) приобретение опыта использования тифлотехнических средств обучения математике.
|
Математика:
1) овладение элементарными математическими представлениями о количестве, числе, цифрах, составе числа (в доступных обучающемуся пределах);
2) освоение математических знаков по системе Л. Брайля;
3) умение различать и сравнивать предметы по цвету (для обучающихся с остаточным зрением), форме, величине;
4) умение ориентироваться на схеме тела, в пространстве и на плоскости; умение пересчитывать предметы в доступных пределах;
5) умение использовать математические знания при решении соответствующих возрасту бытовых задач;
6) освоение элементарных практических действий с предметами, умение действовать по словесной установке.
|
Обществознание и естествознание (Окружающий мир):
1) понимание особой роли России в мировой истории, развитие чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному городу (краю), своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира;
4) освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
5) сформированность представлений о роли осязания, слуха, остаточного зрения, обоняния в жизнедеятельности человека;
6) освоение доступных способов изучения природы и общества; использование приемов и способов осязательного обследования натуральных предметов, их моделей, макетов и рельефных изображений;
7) развитие умений и навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
|
Естествознание:
1) формирование элементарных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
2) формирование умения наблюдать, сравнивать предметы и явления живой и неживой природы;
3) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы;
4) преодоление вербализма знаний об окружающем мире;
5) овладение доступными способами изучения природных явлений и процессов, некоторых социальных объектов;
6) приобретение опыта взаимодействия с живой и неживой природой;
7) понимание значения осязания, остаточного зрения, слуха и обоняния в познании окружающего мира.
|
Окружающий мир:
1) овладение опытом действий (манипулятивных, утилитарных, познавательных) с предметами, объектами живой и неживой природы;
2) умение узнавать предметы и объекты постоянного окружения; накопление опыта обследования предметов и объектов с помощью сохранных анализаторов;
3) формирование общих представлений о человеке, социальных ролях людей, входящих в ближайшее окружение;
4) понимание своей половозрастной общности с другими и отличие от других;
5) овладение представлениями об объектах, находящихся в зоне жизнеобеспечения обучающегося;
6) соблюдение правил безопасности и поведения в помещении и на улице.
|
Основы религиозных культур и светской этики:
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
5) овладение первоначальными представлениями об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
7) воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
8) осознание ценности человеческой жизни; формирование нравственных понятий;
9) преодоление негативных черт характера.
|
Не предусматривается
|
Не предусматривается
|
Искусство:
Тифлографика:
1) наличие первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) овладение основами художественной культуры (в том числе на материале художественной культуры родного края), эстетического отношения к миру;
3) освоение культурной среды, дающей обучающемуся представление об искусстве;
4) понимание красоты как ценности; наличие потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
5) владение умениями и навыками восприятия и непосредственной оценки произведений искусства;
6) владение элементарными практическими умениями и навыками в доступных видах художественной деятельности;
7) владение умениями обследовать на полисенсорной основе отдельные предметы, группы предметов, сравнивать их по форме, величине и расположении в пространстве;
8) владение умениями соотнесения предметов с моделями, макетами, рельефными изображениями;
9) овладение навыками выполнения рельефно-графических изображений;
10) овладение способами ориентировки на приборе для рисования, владение приемами рельефного рисования.
|
Искусство:
Тифлографика:
1) формирование эстетических чувств, умения отличать "красивое" от "некрасивого", высказывать мнение о произведениях искусства ("нравится" - "не нравится");
2) овладение элементарными практическими умениями и навыками в процессе реализации различных видов доступной художественной деятельности;
3) овладение элементарными практическими навыками рельефно-графического изображения;
4) расширение опыта самовыражения в доступных видах изобразительной деятельности.
|
Искусство:
Тифлографика:
1) формирование элементарных эстетических чувств, умения отличать "красивое" от "некрасивого";
2) овладение элементарными практическими умениями и навыками выполнения элементарных рельефно-графических изображений;
3) обогащение опыта самовыражения в доступных видах деятельности.
|
Музыка:
1) формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) овладение основами музыкальной культуры (в том числе на материале музыкальной культуры родного края), развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
4) наличие опыта использования музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в процессе импровизации;
5) умение организовывать свое культурное пространство, развитие опыта самовыражения посредством музыки.
|
Музыка:
1) наличие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, формирование элементарных эстетических представлений;
2) развитие эмоционального восприятия музыки;
3) формирование эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров;
4) расширение опыта самовыражения посредством музыки.
|
Музыка и движение:
1) формирование интереса к музыке и музыкальной деятельности, формирование элементарных эстетических чувств;
2) развитие музыкального слуха;
3) проявление эмоциональной отзывчивости при соприкосновении с доступными видами искусств (слушание музыки, пение, художественное чтение).
|
Технология:
1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии с учетом своих возможностей и противопоказаний;
2) сформированность первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
3) приобретение навыков самообслуживания;
4) владение технологическими приемами ручной обработки материалов;
5) усвоение правил техники безопасности;
6) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения технологических и организационных задач;
7) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
8) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных задач.
|
Технология:
1) формирование умений работать с отдельными видами материалов;
2) овладение способами обработки материалов в зависимости от их свойств;
3) формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми приемами ручной обработки материалов;
4) овладение доступными трудовыми умениями и навыками использования инструментов при обработке отдельных видов материалов;
5) овладение правилами безопасной работы и соблюдение офтальмо-гигиенических требований, обеспечивающих охрану нарушенного зрения;
6) формирование представлений о трудовых профессиях и понимание роли труда в жизни человека;
7) использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач.
|
Технология:
1) проявление интереса к занятиям ручным трудом;
2) овладение действиями с предметами, объектами; освоение элементарных операций ручного труда по инструкции педагога (с помощью приемов сопряженных, отраженных действий);
3) овладение элементарными действиями с различными материалами;
4) развитие потребности в выполнении практических действий.
|
Физическая культура:
1) укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
2) профилактика вторичных нарушений физического развития; сформированность первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
3) овладение основными двигательными умениями и навыками (бег, ходьба и другие);
4) овладение основными физическими качествами (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость, равновесие);
5) формирование потребности в занятиях физической культурой.
|
Физическая культура:
1) укрепление здоровья, содействие физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
2) профилактика вторичных нарушений физического развития;
3) сформированность первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
4) овладение основными двигательными умениями и навыками (бег, ходьба и другие);
5) овладение основными физическими качествами (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость, равновесие);
6) формирование потребности в занятиях физической культурой.
|
Физическая культура: Адаптивная физическая культура (АФК):
1) формирование умения показывать части собственного тела;
2) овладение умением выполнять определенные движения руками, ногами, корпусом;
3) овладение доступными физическими упражнениями;
4) расширение двигательного опыта;
5) коррекция нарушений физического развития.
|