Предметные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО <11>: Филология Русский язык. Родной язык: 1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; 3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; 5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении; 3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Иностранный язык: 1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения; 2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора; 3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. |
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА с легкой степенью умственной отсталости предметные результаты должны отражать: Язык - знания о языке и речевая практика Овладение грамотой: Чтение целыми словами. Слоговое чтение незнакомых и (или) трудных по структуре слов. Списывание с различных видов текста (рукописного и печатного) с использованием компьютера. Запись на слух слов и предложений, написание которых не расходится с произношением. Овладение основными речевыми формами и правилами их применения Правильное и точное обозначение словом предметов, событий, явлений и т.д., составляющих содержание ситуаций общения в повседневной жизни (на прогулке в парке, кабинете врача, в школьной столовой и т.п.). Участие в учебных диалогах, специально организованных учителем. Правильное построение и оформление ответных и инициативных реплик в диалогах на темы, близкие опыту учеников; Использование фразовой речи в высказываниях, основанных на личных впечатлениях, наблюдениях, практическом опыте и т.п. Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребенка житейских ситуациях. Умение решать актуальные житейские задачи, используя вербальную и невербальную коммуникацию как средство достижения цели. Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. Умение получать и уточнять информацию от собеседника. Освоение культурных форм выражения своих чувств. Развитие устной коммуникации. участие в диалогах на темы, близкие опыту детей. Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор. Овладение некоторыми формами речевого этикета (приветствие, прощание, выражение просьбы и т.п.) Способность поделиться об услышанном, увиденном или прочитанном с целью выражения собственного отношения и элементарной оценки. Расширение и обогащение опыта коммуникации ребенка в ближнем и дальнем окружении. Расширение круга ситуаций, в которых ребенок может использовать коммуникацию как средство достижения цели. Развитие письменной коммуникации. Составление и запись деловых бумаг, необходимых в различных жизненных ситуациях (например: заявления в коммунальные службы, пенсионный фонд, работодателю и т.д.). Составление небольших по объему письменных сообщений взрослым и сверстникам на личные темы (записки и личные письма). Овладение осмысленным чтением. Осознанное и по возможности правильное без искажения чтение художественных текстов, доступных по возрасту, несложных по содержанию и структуре. Возможность пересказать небольшой по объему текст или отрывок из него. Получение информации, необходимой для осмысления элементарной картины мира, из доступных по возрасту и содержанию научно-популярных статей. Овладение осмысленным письмом. Владение основами грамотного письма с использованием элементарных знаний по грамматике и орфографии. Применение навыков грамотного письма в различных жизненных ситуациях (заполнение поздравительной открытки, составление текста рецепта, памятки по уходу за комнатными растениями и другое). |
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ТМНР предметные результаты должны отражать: Язык и речевая практика Общение 1) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными. Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и др. графических изображений), неспецифических жестов. Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и др.), коммуникативными тетрадями, жестом, взглядом и др. 2) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач. Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями с графическими изображениями объектов и действий путем указательного жеста; использование доступных жестов для передачи сообщений; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, планшет и др.) 3) Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты, явления природы, рукотворного мира. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях. 4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Различение и узнавание напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. Умение читать и при возможности писать буквы, слоги, слова. |
||||
1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; 2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов; 3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; 4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные; 5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. |
Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением простых арифметических задач и другими). Понятие о натуральном ряде чисел и числе "0". Знание четырех арифметических действия для выполнения элементарных вычислений. Решение текстовых арифметических задач бытового и производственного характера. Знание основных метрических мер и мер времени. Представление об обыкновенных дробях (доля, дробь). Выполнение действий сложения и вычитания с десятичными дробями. Выполнение действия умножения и деления с десятичными дробями с использованием калькулятора. Формирование представлений об основных фигурах и телах. Формирование представлений о площади фигуры. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач. Умение ориентироваться в числовых показателях (цены, количество произведенной продукции, нумерация домов и т.д.). Ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и другими в различных видах обыденной практической деятельности. Применение элементарных математических знаний для решения житейских и профессиональных задач: рассчитывать семейный бюджет, разумно пользоваться карманными деньгами и другое. Использование калькулятора для решения житейских и профессиональных задач (расчет стоимости покупок, расчет оплаты коммунальных услуг и т.д.). |
Математика и применение математических знаний: Математические представления 1) Элементарные математические представления о цвете, форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления. Умение различать и сравнивать предметы по цвету, форме, величине. Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости. Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один - много, большой - маленький и т.д.). Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности. 2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах. Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 5-ти. Умение обозначать арифметические действия знаками. Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. 3) Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач. Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими и разумно пользоваться карманными деньгами и т.д. Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами. Умение устанавливать взаимнооднозначные соответствия. Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и другое. |
||||
Обществознание и естествознание (Окружающий мир): 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и другие, с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. |
Элементарные естественнонаучные представления. Представления о многообразии и свойствах веществ, параметрах пространства и времени. Представления об основных характеристиках пространства. Представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, их значении в жизни человека. Умение корректировать поведение с учетом событий в окружающей действительности. Проявление интереса к объектам и явлениям неживой и живой природы. Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрасту ребенка. Формирование умения ребенка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком. Умение ребенка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. Умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя в быту сообразно этому пониманию (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день и т.д.). Умение устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку. Неживая природа. |
Развитие речи и окружающий природный мир 1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Интерес к объектам и явлениям неживой природы. Расширение представлений об объектах неживой природы (огне, почве, земле, воздухе, лесе, луге, реке, водоемах, формах земной поверхности, полезных ископаемых). Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека. 2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека. Интерес к объектам живой природы. Расширение представлений о животном и растительном мире; Умение заботливо и бережно относиться к растениям и животным, ухаживать за ними; Умение соблюдать правила поведения в природе; 3) Элементарные представления о течении времени. Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года. Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д. Человек 1) Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими. Представления о собственном теле. |
||||
Представления о природных объектах и явлениях на территории России и Земного шара. Умения ориентироваться в системах естественных и искусственных координат. Понимание обусловленности хозяйственной деятельности человека многообразием природных условий России. Представления о народном хозяйстве России и своего региона. Представления о разнообразии природы материков и океанов Земного шара, о населении и его хозяйственной деятельности на территории различных стран. Понимание необходимости охраны природы. Умения вести себя в природе в соответствии с нормами экологического поведения. Умения использовать знания о неживой природе в социальной коммуникации. Живая природа. Представления о видовом многообразии жизни на Земле. Понимание взаимосвязи природных условий с морфологией и физиологией растений и животных. Владение элементарными правилами безопасного и экологически целесообразного взаимодействия с объектами живой природы. Представления о строении тела человека и функциях основных систем. Понимание важности здорового образа жизни, необходимости личной гигиены и владение комплексом необходимых умений. Умения использовать знания о живой природе в социальной коммуникации. Представления о профессиональной деятельности на основе взаимодействия с различными объектами живой природы. Формирование внимания и интереса ребенка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой. Развитие у ребенка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность. Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности. Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий Человек - знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми. Овладение первоначальными знаниями о человеке (о телесной и душевной жизни; здоровье, возрасте, поле, семейных и профессиональных ролях). Представление об индивидуальных особенностях каждого человека знание и соблюдение правил личной гигиены дома, в школе, во время экскурсий, походов; знание и соблюдение правил личной гигиены девушки и юноши; знание вредных последствий для телесной и душевной жизни человека от приема наркотических и токсических веществ, алкоголя, табака; знание основных видов семейных отношений и выполнение определенных обязанностей в семье (уборка помещения; мытье посуды; приготовление несложных видов блюд; забота о младших братьях и сестрах и т.д.); знание семейных традиций и морально-этических норм взаимоотношений в семье. выполнение правил поведения в семье и следование морально-этическим нормам взаимоотношений в семье (отношение к старшим и младшим поколениям в семье) знание основных профессиональных ролей на производстве Овладение первоначальными знаниями об общекультурных ценностях и моральных ориентирах, задаваемых культурным сообществом ребенка Формирование представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, с взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми. Знать и соблюдать основные нормы культурного поведения: в общественных местах, транспорте, гостях, на производстве, во время разговора с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе, т.п.; Анализировать поступки людей и давать им элементарную оценку в соответствии с принятыми нормам и правилами поведения. Развитие вкуса. Подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями; Рационально выбирать товары, учитывая их назначение и собственные возможности; Развитие способности к организации личного пространства и времени, поиску друзей; обогащение практики эмоционального сопереживания Участвовать в организации досуга и отдыха в семье, в классном и школьном коллективе. строить дружеские отношения, оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать. взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и трудовой деятельности. сопереживать, сочувствовать и адекватно эмоционально реагировать на различные ситуации дома и в школе. Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми. Представления об устройстве школьной жизни. Ориентироваться в пространстве школы и попросить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий, выполнении обязанностей по классу и школе. Включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность. Освоение необходимых ребенку социальных ритуалов. Умение адекватно использовать принятые в окружении ребенка социальные ритуалы, умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умение корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие. Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения. Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт. Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи. Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации Обществознание: развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими Представления о своей семье, ее истории (предки, потомки, родословная), традициях, взаимопомощи; освоение младшими членами семьи социального опыта, переданного старшими. Овладение представлениями о социальной жизни в настоящее время (профессиональных и социальных ролях людей) и в прошлом (в разные исторические времена). представления о профессиях окружающих людей, жизни и занятиях людей в прошлом. представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, гражданин, труженик и т.д.), правилах поведения согласно социальной роли. определение круга своих социальных ролей, умение вести себя в конкретной ситуации соответственно роли Формирование представлений об истории своей родины - России. представления об основных периодах развития российского государства, о важнейших событиях и выдающихся деятелях каждого периода. понимание связи современной жизни России с историческим прошлым, взаимосвязи и преемственности культуры разных периодов, отражения в государственных праздниках страны ее героического прошлого (символы, ритуалы проведения), необходимости уважительного и бережного отношения к истории своей страны. представления о своей малой родине как о крае, городе, в котором родился и живешь. понимание необходимости бережного отношения к своему городу, деревни, селу. Формирование представлений о правах и обязанностях самого ребенка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства, труженика. элементарные представления о морали, праве, государстве, конституции РФ как основном законе государстве, гражданстве, правопорядке в обществе. понимание единства (взаимосвязи) прав и обязанностей; необходимости соблюдения прав и выполнения обязанностей гражданином. представления обучающегося о собственных правах и обязанностях в различных сферах социальной жизни, в частности об обязанности трудиться. владение на доступном уровне умением оформлять стандартные бланки (заявление, ходатайство, расписку и другие), обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения. Формирование навыков учебной деятельности и накопление опыта продуктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками; развитие умения сопереживать другим и делать самостоятельный моральный выбор в разных ситуациях. умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, выбирая адекватные формы контакта. умение сопереживать другим, принимать самостоятельное решение в разных школьных и жизненных ситуациях. умение работать в коллективе, продуктивно взаимодействуя с другими в учебной и трудовой деятельности. Развитие стремления к достижениям в учебе, труде, способности к организации личного пространства и времени (учебного и свободного), стремления задумываться о будущем. Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни, положительного опыта трудового взаимодействия Интерес к учебной и трудовой деятельности и положительное отношение к результатам своего труда. Умение организовать свое личное пространство и время (свою деятельность). Умение соблюдать традиции государственных, семейных, школьных праздников. Интерес к совместной деятельности, умение сотрудничать. умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать полученный результат |
Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта. Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. Отнесение себя к определенному полу. Умение определять "мое" и "не мое", осознавать и выражать свои интересы, желания. Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и другие. Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям. 2) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым. Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и другие), чередовать их с занятиями. 3) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье. Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи. Самообслуживание 1) Умение решать жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей. Умение обслуживать себя или принимать помощь при одевании и раздевании, приеме пищи и других гигиенических процедурах. Умение сообщать о своих потребностях. Умение следить за своим внешним видом. Окружающий социальный мир 1) Представления о мире, созданном руками человека Интерес к объектам, изготовленным руками человека. Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах, о транспорте и т.д. Умение соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности. 2) Расширение представлений об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. Представления о профессиях людей, окружающих ребенка. Представления о социальных ролях людей, правилах поведения согласно социальной роли. Определение круга своих социальных ролей, умение вести себя в конкретной ситуации соответственно роли. 3) Освоение навыков учебной деятельности и накопление опыта продуктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующих возрасту и полу ребенка. 4) Стремление находить друзей, участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях, организовывать личное пространство и время (учебное и свободное). Умение находить друзей на основе личностных симпатий. Умение строить дружеские отношения, оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать. Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступной трудовой деятельности. Умение организовывать свободное время с учетом своих интересов и возможностей. 5) Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни. Интерес к праздничным мероприятиям, желание принимать участие в них, получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной деятельности. Использование простейших эстетических ориентиров (эталонов) в быту, дома и в школе. Умение соблюдать традиции государственных, семейных, школьных праздников. 6) Представления об обязанностях и правах ребенка. Доступные представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и другие. Доступные представления об обязанностях обучающегося, сына (дочери), гражданина и другие. 7) Формирование представления о России. Доступные представления о государственной символике. Доступные представления о значимых исторических событиях и выдающихся людях России. |
|||||
Основы религиозных культур и светской этики: 1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; 2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; 3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; 4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; 5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; 6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; 7) осознание ценности человеческой жизни. |
||||||
Изобразительное искусство: 1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; 2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; 3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; 4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.). Музыка: 1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека; 2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; 3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; 4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации. |
Основные навыки восприятия искусства. Интерес к различным видам искусства. Накопление знаний об искусстве (музыка, изобразительное искусство, художественная литература, театр, кино, фотография и другие). Представление об искусстве как способе познания мира, жизни и особенностях труда художника. Эстетическая отзывчивость, умения и навыки выражать свое эмоциональное отношение к произведениям искусства (способность сопереживать с содержанием художественных произведений). Развитие эмоционального отношения к художественному образу (радость, восхищение, удовольствие или противоположные им чувства). Умение проявлять осознано и адекватно эмоциональные реакции при восприятии произведений искусства. Знания о выразительных средствах и специфики художественного языка. Овладение практическими основами художественной деятельности. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво - не красиво) в практической жизни ребенка, их использование в организации обыденной жизни и праздника. Понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции "красиво" или "некрасиво", "нравится" или "не нравится". Использование простейших эстетических ориентиров (эталонов) в быту, дома и в школе. Понимание значимости эстетической организация школьного рабочего места как готовность к внутренней дисциплине. Умение эстетически оценивать предметы и пользоваться ими в повседневной хозяйственной и праздничной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в традиционном обществе. Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности. Освоение средств изобразительного искусства и их использование в повседневной жизни Интерес к разным видам изобразительного искусства деятельности. Знание основных признаков видов и жанров изобразительного искусства. Знание изобразительных, гармоничных и выразительных средств изобразительного искусства. Знания названий и назначения материалов, инструментов и приспособлений, используемых на уроках изобразительного искусства. Умение использовать материалы, инструменты и приспособления в процессе изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация). Умение использовать различные изобразительные техники и приемы в процессе рисования, лепки, аппликации. Способность к коллективной и самостоятельной изобразительной деятельности. Получение удовольствия, радости от процесса изобразительной деятельности и ее результата. Стремление к собственной творческой деятельности и демонстрации результата своей работы. Развитие вкуса и способности к самовыражению в искусстве. Знание произведений великих мастеров отечественного и зарубежного искусства. Накопление опыта в посещении музеев, выставок, театров, концертов т.п. Накопление образных представлений и впечатлений, развитие жизненного опыта, наблюдательности, представлений о практическом значении художественной деятельности в жизни людей. Умение отображать окружающую действительность, свое отношение к ней доступными художественными средствами. Умение использовать навыки, полученные на уроках искусства для выполнения творческих работ. Освоение элементарных форм художественного ремесла. Интерес к доступным видам художественных ремесел (вышивка, плетение, керамика, печать, художественное ткачество, художественная обработка твердых материалов и другие). Знания о том или ином художественном ремесле: традициях, материалах и способах их обработки, своеобразии изделий. Понимание художественной и утилитарной функции изделий декоративно-прикладного искусства. Умение использовать соответствующие инструменты при обработке разнообразных материалов (ткани, древесины, металла и глины и т.д.), соблюдать элементарные правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования в процессе изготовления изделий. Умение соблюдать технологию изготовления изделий. Умение создавать творческие работы, опираясь на собственные впечатления Формирование интереса и желания к организации и участию в праздниках в школе и за ее пределами. Интерес к праздникам, традициям. Понимать значение праздника дома и в школе Понимание того, что праздники бывают разными. Желание принимать активное или пассивное участие в школьных и внешкольных мероприятиях. Получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности. Коррекция отклонений в умственном развитии средствами изобразительного искусства и художественного ремесла Приобщение к художественной культуре, к активной деятельности в мире искусства, помогающей адаптации в социальной среде. Умение анализировать форму, конструкцию, пространственное положение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов; сравнивать признаки одного предмета с признаками другого предмета; рассматривать и проводить анализ произведений изобразительного искусства (вид, жанр, форма, содержание). Умение самостоятельно планировать ход работы; рационально организовывать свою деятельность в художественной деятельности; самостоятельно выполнять художественную работу. Умение осуществлять контроль в ходе работы; исправлять свой рисунок (изделие); сравнивать свой рисунок (изделие) с изображаемым предметом; самостоятельно давать словесный отчет о проделанной работе; подробный анализ своего рисунка (изделия) и рисунка (изделия) другого ученика, отмечая в работе достоинства и недостатки. Аккуратное и по возможности точное выполнение практических действий при выполнении технико-технологических приемов рисования (обработки поделочного материала). |
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация): 1) Освоение средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни. Интерес к доступным видам изобразительной деятельности. Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация). Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации. 2) Способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности. Получение удовольствия, радости от изобразительной деятельности. Стремление с собственной творческой деятельности, демонстрация результата своей работы. Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности. 3) Готовность к участию в совместных мероприятиях. Получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности. Умение использовать навыки, полученные на занятиях по изобразительной деятельности, для изготовления творческих работ, участия в выставках поделок, конкурсах рисунков. Музыка: 1) Развитие восприятия, накопление впечатлений и практического опыта в процессе слушания музыки, просмотра музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений, активного участия в игре на доступных музыкальных инструментах, движении под музыку, пении. Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах). Умение слушать разную по характеру музыку и двигаться в соответствии с характером музыкального произведения. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах. Получение удовольствия, радости от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности. 2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях. Умение получать радость от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности. Умение использовать навыки, полученные на занятиях по музыкальной деятельности, для участия в представлениях, концертах, спектаклях. |
||||
1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; 2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; 3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; 4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; 5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; 6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач. |
Социально-бытовой труд: Знание правил поведения в разнообразных бытовых ситуациях. Представления об устройстве домашней жизни, о назначении бытового труда. Адекватность бытового поведения с точки зрения опасности (безопасности) и для себя, и для окружающих Комплекс умений, направленных на преобразование условий быта и своего места в социуме. Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное участие. Ручной труд: Позитивное отношение к разным видам ручного труда. Представления о свойствах материалов, используемых на занятиях ручным трудом. Умения использовать простейшие инструменты. Целенаправленность практических действий и деятельности. Способность к пооперационному выполнению задания. Наличие элементов самоконтроля. Продуктивность межличностного взаимодействия в процессе реализации задания. Начальная трудовая подготовка. Психологическая готовность к трудовой деятельности. Определенность направления трудовой подготовки. Знание правил техники безопасности и следование им. Знания технологической карты и умение ей следовать при выполнении изделия. Владение технологическими операциями. Умения использовать полученные навыки в повседневной жизни Профессиональная подготовка. Психологическая готовность к профессиональной деятельности. Устойчивость профессиональных интересов. Знание правил техники безопасности и следование им. Наличие комплекса умений на уровне квалификационных требований к определенной профессии. Знание правил поведения в ситуациях профессиональной деятельности. Умение решать актуальные профессиональные задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели. |
Предметные действия: 1) Овладение предметными действиями как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности. - интерес к предметному рукотворному миру; - умение выполнять простые действия с предметами и материалами; - умение соблюдать очередность (в парной игре с предметами, в диалоге, при выполнении трудовых операций); - умение следовать алгоритму, расписанию при выполнении предметных действий. Домоводство: 1) Умение принимать посильное участие в повседневных делах дома и в школе. - Умение выполнять доступные бытовые поручения (обязанности) совместно со взрослыми. - Умение взаимодействовать с окружающими людьми в соответствии с общепринятыми нормами поведения, в доступной форме оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать и эмоционально реагировать на различные ситуации дома и в школе. Для выявления возможной результативности обучения должен быть учтен ряд факторов: - особенности текущего двигательного, сенсорного, психического и соматического состояния каждого обучающегося; - в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные обучающемуся средства невербальной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные технологии) и речевые средства (устная, письменная речь); - формы выявления возможной результативности обучения должны быть вариативными и разрабатываться индивидуально в тесной связи с практической деятельностью детей; - способы выявления умений и представлений обучающихся с ТМНР могут быть представлены как в традиционных, так и других формах, в том числе в виде выполнения практических заданий; - в процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся должна оказываться необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер (дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение ребенком задания по образцу, по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно со взрослым); - при оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе со взрослым); - выявление результативности обучения должно быть направлено не только на определение актуального уровня развития, но и на возможности потенциального развития; - выявление представлений, умений и навыков обучающихся с ТМНР в каждой образовательной области должно создавать основу для дальнейшей корректировки АОП на основе СИПР, конкретизации плана дальнейшей коррекционно-развивающей работы Оценка должна отражать степень самостоятельности обучающегося при выполнении действий, операций, направленных на решение конкретных жизненных задач, сформулированных в АОП на основе СИПР (самостоятельно или с помощью: значительной или частичной физической; по образцу, подражанию или по инструкции). Оценка результатов образования представляется в виде характеристики по каждому предмету, включенному в АОП на основе СИПР, а анализ результатов позволяет оценить динамику развития социальной компетенции обучающегося. Для оценки результатов развития социальной компетенции обучающегося предлагается использовать метод экспертной группы, объединяющей всех участников образовательного процесса, включая членов его семьи. |
||||
Требования к результатам освоения учебного предмета "Адаптивная физическая культура (АФК)" определяются особенностями двигательного развития детей и медицинскими рекомендациями, достижения обучающихся оцениваются индивидуально. |
Адаптивная физическая культура (АФК): Овладение основными представлениями о собственном теле. Знание основных частей тела. Знание о значение укрепления костно-мышечной системы человека. Выполнение доступных упражнений, направленных на укрепление костно-мышечной системы (упражнения на развитие правильной осанки, дыхательные упражнения, упражнения для расслабления мышц, общеразвивающие и корригирующие упражнения и т.д.). Овладение в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями организма основными двигательными качествами: сила, ловкость, быстрота, вестибулярная устойчивость. Овладение представлениями о возможностях и ограничениях физических функций. Представление о влиянии адаптивной физической культуры на организм: значение ходьбы, спортивных игр, гимнастических упражнений и т.д. для укрепления здоровья человека. Представление о двигательном, ортопедическом режиме и соблюдение основных правил. Владение навыками самоконтроля при выполнении физических упражнений. Знание и соблюдение правил техники безопасности при выполнении физических упражнений. Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью. Осознание связи между физическими нагрузками и телесным самочувствием (усталость и появление болевых мышечных ощущений после физических нагрузок). Осознание значения подготовительных упражнений (разминки) для формирования положительного настроя к занятиям по физической культуре и сглаживания негативных самоощущений Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Овладение гигиеническими навыками при выполнении физических упражнений; Соблюдение режима питания и сна. Осознание значение здорового образа жизни как одного из условий поддержания физической и творческой активности человека Овладение умениями включаться в доступные и показанные ребенку подвижные игры и занятия на свежем воздухе. Овладение музыкально-ритмической деятельностью в процессе выполнения доступных упражнений с предметами; танцевальных и ритмико-гимнастических упражнений; игр под музыку. Организация и участие в подвижных играх, доступным ученикам; Участие в занятиях на свежем воздухе (лыжная подготовка) Формирование умения следить за своим физическим состоянием, отмечать и радоваться любому продвижению в росте физической нагрузки, развитию основных физических качеств. Контроль самочувствия во время выполнения физических упражнений (рассказ о самоощущениях, измерение частоты сердечных сокращений). Отслеживание продвижения в росте физической нагрузки и в развитии основных физических качеств. Развитие способности ребенка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и возможности. Способность взаимодействовать и устанавливать межличностные контакты во время проведения эстафет, подвижных и спортивных игр и других мероприятий. Способность рассказать о своих ощущениях, возникающих в процессе и после выполнения физических упражнений. Понимание инструкций для участия в играх и по выполнению физических упражнений. Знание правил организации игр под музыку, спортивных и подвижных игр. Освоение доступных видов музыкально-ритмической и физкультурно-спортивной деятельности - легкая атлетика (ходьба, бег, прыжки), гимнастика, подвижные и спортивные игры и другие. Интерес к музыкально-ритмической и физкультурно-спортивной деятельности. Овладение в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями доступными видами физкультурно-спортивной деятельности. Получение удовлетворения от занятий адаптивной физической культурой. |
Адаптивная физическая культура (АФК): 1) восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений. - освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств); - освоение двигательных навыков, координации движений, 2) соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью умение устанавливать связь телесного самочувствия с физической нагрузкой: усталость после активной деятельности, болевые ощущения в мышцах после физических упражнений. |
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей