Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.
Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.
Коррекционно-развивающая работа направлена на обеспечение наиболее полноценного слухоречевого развития обучающихся, преодоление коммуникативных барьеров, психолого-педагогическую поддержку в освоении АООП НОО.
|
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.
Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: "Развитие восприятия неречевых звучаний и техника речи" (фронтальные занятия), "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" (индивидуальные занятия), "Музыкально-ритмические занятия" (фронтальные занятия).
Содержание данной области может быть дополнено Организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР.
Коррекционный курс "Развитие восприятия неречевых звучаний и техника речи" (фронтальное занятие).
Основные задачи реализации содержания: Развитие слухового восприятия звучаний музыкальных инструментов, игрушек (барабана, дудки, гармошки, свистка и других): выявление расстояния, на котором отмечается стойкая условная двигательная реакция на доступные звучания; различение и опознавание на слух звучаний музыкальных инструментов (игрушек); определение на слух количества звуков, продолжительности их звучания, характера звуковедения, темпа, громкости, ритмов, высоты звучания. Использование возможностей слухового восприятия звучаний музыкальных инструментов, игрушек в работе над просодическими компонентами речи (темпом, ритмом, паузацией, словесным и фразовым ударениями, интонацией). Развитие слухозрительного и слухового восприятия устной речи, достаточно внятного и естественного воспроизведения речевого материала при реализации произносительных возможностей. Развитие слухового восприятия неречевых звучаний окружающего мира: социально значимых бытовых и городских шумов; голосов животных и птиц; шумов связанных с явлениями природы, шумов, связанных с проявлениями физиологического и эмоционального состояния человека; различения и опознавания разговора и пения, мужского и женского голоса. Развитие стремления и умений применять приобретенный опыт в восприятии неречевых звуков окружающего мира и в устной коммуникации в учебной и внеурочной деятельности, в том числе, совместной со слышащими детьми и взрослыми
Формирование и коррекция произносительной стороны речи, обучение навыкам самоконтроля произношения и их использованию в повседневной коммуникации. Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голосообразования, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы. Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова). Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова.
|
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.
Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" (индивидуальные занятия), "Музыкально-ритмические занятия" (фронтальные занятия), "Развитие слухового восприятия и техника речи" (фронтальные занятия), "Развитие познавательной сферы" (индивидуальные занятия), "Социально-бытовая ориентировка" (фронтальные занятия).
Содержание данной области может быть дополнено Организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся на основании рекомендаций ПМПК, ИПР.
Коррекционный курс "Развитие восприятия неречевых звучаний и техника речи" (фронтальное занятие).
Основные задачи реализации содержания: Развитие слухового восприятия звучаний музыкальных инструментов, игрушек (барабана, дудки, гармошки, свистка и других) - наличие стойкой условной двигательной реакции на доступные звучания; различение и опознавание на слух звучаний музыкальных инструментов (игрушек); определение на слух количества звуков, продолжительности их звучания (кратко, долго), характера звуковедения (слитно или не слитно), темпа (нормальный быстрый, медленный), громкости (нормально, громко, тихо), ритмов, высоты звучания; использование возможностей слухового восприятия звучаний музыкальных инструментов, игрушек в работе над просодическими компонентами речи (темпом, ритмом, паузацией, словесным и фразовым ударениями, интонацией). Развитие слухозрительного и слухового восприятия устной речи, достаточно внятного и естественного воспроизведения речевого материала при реализации произносительных возможностей. Развитие слухового восприятия неречевых звучаний окружающего мира: социально значимых бытовых и городских шумов; голосов животных и птиц; шумов связанных с явлениями природы, различения и опознавания разговора и пения, мужского и женского голоса. Развитие стремления и умений применять приобретенный опыт в восприятии неречевых звуков окружающего мира и навыках устной коммуникации в учебной и различных видах внеурочной деятельности, в том числе совместной со слышащими детьми и взрослыми.
|
Коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" (индивидуальные занятия).
Основные задачи реализации содержания: Формирование речевого слуха, создание и развитие на этой базе принципиально новой слухозрительной основы восприятия устной речи. Формирование достаточно внятной, членораздельной речи, приближающейся по звучанию к естественной, умений осуществлять самоконтроль произносительной стороны речи, использовать в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации. Формирование навыков пользования слуховыми аппаратами. Активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях (с учетом речевого развития) при наиболее полной реализации произносительных возможностей, сообщение партнеру о затруднении в восприятии его речи. Развитие мотивации обучающихся к овладению восприятием и воспроизведением устной речи, реализации сформированных умений в процессе устной коммуникации в различных видах учебной и внешкольной деятельности.
|
Коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" (индивидуальные занятия).
Основные задачи реализации содержания: Формирование речевого слуха; создание на базе развивающегося речевого слуха принципиально новой слухозрительной основы восприятия устной речи. Формирование достаточно внятной речи, по возможности, членораздельной, приближающейся по звучанию к естественной речи слышащих и нормально говорящих людей; овладение элементарными навыками самоконтроля произношения; использование в речевом общении естественных невербальных средств коммуникации (соответствующего выражения лица, позы, пластики и другого). Активизация элементарных навыков устной коммуникации (с использованием знакомого речевого материала), включая умения слухозрительно воспринимать высказывания речевого партнера, отвечать на вопросы, выполнять задания и давать речевой ответ, сообщать о затруднении в восприятии речи, говорить достаточно внятно, реализуя произносительные возможности. Овладение умениями пользоваться слуховыми аппаратами и имплантами. Формирование желания применять приобретенные умения в восприятии и воспроизведении устной речи в процессе учебной и внеурочной деятельности.
|
Коррекционный курс "Музыкально-ритмические занятия" (фронтальное занятие).
Основные задачи реализации содержания: Эстетическое воспитание, развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы, творческих возможностей обучающихся, обогащение общего и речевого развития, расширение кругозора. Развитие восприятия музыки (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) в исполнении учителя и в аудиозаписи: ее характера и доступных средств музыкальной выразительности. Формирование правильных, координированных, выразительных и ритмичных движений под музыку (основных, элементарных гимнастических и танцевальных), правильной осанки, умений выполнять построения и перестроения, исполнять под музыку несложные композиции народных, бальных и современных танцев, импровизировать движения под музыку. Развитие навыков декламации песен под музыку в ансамбле при точном воспроизведении в эмоциональной и достаточно внятной речи, реализуя произносительные возможности, темпоритмической организации мелодии, характера звуковедения, динамических оттенков. Формирование умений эмоционально, выразительно и ритмично исполнять музыкальные пьесы на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле под аккомпанемент учителя. Закрепление произносительных умений при широком использовании фонетической ритмики и музыки. Развитие у обучающихся стремления и умений применять приобретенный опыт в музыкально-ритмической деятельности во внеурочное время, в том числе при реализации совместных проектов со слышащими сверстниками.
|
Коррекционный курс "Музыкально-ритмические занятия" (фронтальные занятия).
Основные задачи реализации содержания: Эстетическое воспитание, обогащение общего и речевого развития, расширение кругозора, развитие творческих способностей. Развитие восприятия музыки (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) в исполнении учителя и в аудиозаписи. Формирование правильных, координированных, выразительных и ритмичных движений под музыку, правильной осанки, умений исполнять под музыку несложные танцевальные композиции. Формирование навыков декламации песен под музыку в ансамбле при точном воспроизведении в эмоциональной и достаточно внятной речи, реализуя произносительные возможности, темпоритмической организации мелодии, характера звуковедения, динамических оттенков. Закрепление произносительных умений при широком использовании фонетической ритмики и музыки. Развитие у обучающихся стремления и умений применять приобретенный опыт в музыкально-ритмической деятельности во внеурочное время, в том числе в совместной деятельности со слышащими сверстниками.
|