Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.
Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.
Коррекционно-развивающая работа направлена на обеспечение полноценного слухоречевого развития обучающихся, преодоление коммуникативных барьеров, психолого-педагогическую поддержку в освоении АООП НОО.
|
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.
Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" (индивидуальные занятия), "Музыкально-ритмические занятия" (фронтальные занятия), "Развитие слухового восприятия и техника речи" (фронтальные занятия), "Социально-бытовая ориентировка" (фронтальные занятия).
Содержание данной области может быть дополнено организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР обучающихся.
Коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" (индивидуальные занятия).
Основные задачи реализации содержания: Формирование речевого слуха;
создание на базе развивающегося речевого слуха принципиально новой слухозрительной основы восприятия устной речи. Формирование достаточно внятной, членораздельной речи, приближающейся по звучанию к устной речи слышащих и говорящих людей; развитие умений осуществлять самоконтроль произносительной стороны речи, использовать в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации (соответствующее выражение лица, позу, пластику и другое). Формирование потребности и умений пользования слуховыми аппаратами. Активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях (с учетом речевого развития) при наиболее полной реализации произносительных возможностей, сообщение партнеру о затруднении в восприятии его речи. Развитие мотивации обучающихся к овладению восприятием и воспроизведением устной речи, реализации сформированных умений в процессе устной коммуникации в различных видах учебной и внешкольной деятельности.
Коррекционный курс "Музыкально-ритмические занятия" (фронтальные занятия).
Основные задачи реализации содержания: Эстетическое воспитание, развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы, творческих возможностей обучающихся, обогащение общего и речевого развития, расширение кругозора. Развитие восприятия музыки (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) в исполнении учителя и в аудиозаписи: ее характера и доступных средств музыкальной выразительности. Формирование правильных, координированных, выразительных и ритмичных движений под музыку (основных, элементарных гимнастических и танцевальных), правильной осанки, умений выполнять построения и перестроения, исполнять под музыку несложные композиции народных, бальных и современных танцев, импровизировать движения под музыку. Развитие навыков декламации песен под музыку в ансамбле при точном воспроизведении в эмоциональной и достаточно внятной речи, реализуя произносительные возможности, темпоритмической организации мелодии, характера звуковедения, динамических оттенков. Формирование умений эмоционально, выразительно и ритмично исполнять музыкальные пьесы на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле под аккомпанемент учителя. Закрепление произносительных умений при широком использовании фонетической ритмики и музыки. Развитие у обучающихся стремления и умений применять приобретенный опыт в музыкально-ритмической деятельности во внеурочное время, в том числе при реализации совместных проектов со слышащими сверстниками.
Коррекционный курс "Развитие слухового восприятия и техника речи" (фронтальные занятия).
Основные задачи реализации содержания: Развитие слухового восприятия звучаний музыкальных инструментов, игрушек (барабана, дудки, гармошки, свистка и других): выявление расстояния, на котором отмечается стойкая условная двигательная реакция на доступные звучания; различение и опознавание на слух звучаний музыкальных инструментов (игрушек); определение на слух количества звуков, продолжительности их звучания, характера звуковедения, темпа, громкости, ритмов, высоты звучания. Использование возможностей слухового восприятия звучаний музыкальных инструментов, игрушек в работе над просодическими компонентами речи (темпом, ритмом, паузацией, словесным и фразовым ударениями, интонацией). Развитие слухозрительного и слухового восприятия устной речи, достаточно внятного и естественного воспроизведения речевого материала при реализации произносительных возможностей. Развитие слухового восприятия неречевых звучаний окружающего мира: социально значимых бытовых и городских шумов; голосов животных и птиц; шумов, связанных с явлениями природы, шумов, связанных с проявлениями физиологического и эмоционального состояния человека; различения и опознавания разговора и пения, мужского и женского голоса. Развитие стремления и умений применять приобретенный опыт в восприятии неречевых звуков окружающего мира и в устной коммуникации в учебной и внеурочной деятельности, в том числе совместной со слышащими детьми и взрослыми
Коррекционный курс "Социально-бытовая ориентировка" (фронтальные занятия).
Основные задачи реализации содержания: Практическая подготовка к самостоятельной жизнедеятельности. Развитие представлений о себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, обществе. Становление гражданской идентичности, воспитание патриотических чувств. Накопление опыта социального поведения. Развитие морально-этических представлений и соответствующих качеств личности. Формирование культуры поведения, его саморегуляции. Формирование знаний о речевом этикете, культуры устной коммуникации в условиях активизации речевой деятельности. Формирование представлений об особенностях культуры и специфических средствах коммуникации лиц с нарушениями слуха. Формирование взаимоотношений с детьми и взрослыми - слышащими людьми и имеющими нарушения слуха, на основе толерантности, взаимного уважения. Формирование основ личной гигиены и здорового образа жизни. Развитие навыков самообслуживания, помощи близким, в том числе выполнения различных поручений, связанных с бытом семьи. Формирование элементарных знаний о технике безопасности и их применение в повседневной жизни. Знакомство с трудом родителей и других взрослых. Формирование элементарных экономических и правовых знаний, необходимых для жизнедеятельности обучающихся.
|
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.
Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" (индивидуальные занятия), "Музыкально-ритмические занятия" (фронтальные занятия), "Развитие слухового восприятия и техника речи" (фронтальные занятия), "Социально-бытовая ориентировка" (фронтальные занятия), "Развитие познавательной сферы" (индивидуальные занятия).
Содержание данной области может быть дополнено Организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся на основании рекомендаций ПМПК, ИПР обучающихся.
Коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" (индивидуальные занятия).
Основные задачи реализации содержания: Формирование речевого слуха; создание на базе развивающегося речевого слуха принципиально новой слухозрительной основы восприятия устной речи. Формирование достаточно внятной речи, по возможности, членораздельной, приближающейся по звучанию к естественной речи слышащих и нормально говорящих людей; овладение элементарными навыками самоконтроля произношения; использование в речевом общении естественных невербальных средств коммуникации (соответствующего выражения лица, позы, пластики и других). Активизация элементарных навыков устной коммуникации (с использованием знакомого речевого материала), включая умения слухозрительно воспринимать высказывания речевого партнера, отвечать на вопросы, выполнять задания и давать речевой ответ, сообщать о затруднении в восприятии речи, говорить достаточно внятно, реализуя произносительные возможности. Овладение умениями пользоваться слуховыми аппаратами. Формирование желания применять приобретенные умения в восприятии и воспроизведении устной речи в процессе учебной и внеурочной деятельности.
Коррекционный курс "Музыкально-ритмические занятия" (фронтальные занятия).
Основные задачи реализации содержания: Эстетическое воспитание, расширение кругозора, развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы, умений принимать участие в коллективных формах деятельности, связанных с музыкой. Развитие восприятию музыки (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) в исполнении учителя и в аудиозаписи: ее характера (веселый, грустный и т.п.) и доступных средств музыкальной выразительности. Развитие умений начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки, выполнять под музыку отдельные движения (основные, элементарные гимнастические и танцевальные), их несложные композиции правильно, выразительно и по возможности ритмично. Овладение элементарными построениями и перестроениями. Развитие навыков декламации несложных детских песен под музыку в ансамбле при воспроизведении в эмоциональной и достаточно внятной речи ритмической структуры мелодии. Формирование умений эмоционально и выразительно исполнять на элементарных музыкальных инструментах несложный ритмический аккомпанемент к музыкальной пьесе, исполняемой учителем. Закрепление произносительных умений при широком использовании фонетической ритмики и музыки. Развитие у обучающихся стремления и умений применять приобретенный опыт в музыкально-ритмической деятельности во внеурочное время, в том числе в совместной деятельности со слышащими сверстниками.
Коррекционный курс "Развитие слухового восприятия и техника речи" (фронтальные занятия).
Основные задачи реализации содержания: Развитие слухового восприятия звучаний музыкальных инструментов, игрушек (барабана, дудки, гармошки, свистка и других): формирование условной двигательной реакции на доступные звучания, выявление расстояния, на котором отмечается стойкая условная двигательная реакция на доступные звучания; различение и опознавание на слух звучаний музыкальных инструментов (игрушек); определение на слух количества звуков, продолжительности их звучания (кратко, долго), характера звуковедения (слитно или не слитно), темпа (нормальный быстрый, медленный), громкости (нормально, громко, тихо), элементарных ритмов, высоты звучания. Использование возможностей слухового восприятия звучаний музыкальных инструментов, игрушек в работе над просодическими компонентами речи (темпом, ритмом, паузацией, словесным и фразовым ударениями, интонацией). Развитие слухозрительного и слухового восприятия устной речи, достаточно внятного воспроизведения речевого материала. Развитие слухового восприятия неречевых звучаний окружающего мира: социально значимых бытовых и городских шумов; голосов некоторых животных и птиц; шумов, связанных с явлениями природы, умений различения и опознавания разговора и пения, мужского и женского голоса. Развитие стремления и умений применять приобретенный опыт в восприятии неречевых звуков окружающего мира и в устной коммуникации в учебной и внеурочной деятельности, в том числе совместной со слышащими детьми и взрослыми.
Коррекционный курс "Социально-бытовая ориентировка" (фронтальные занятия).
Основные задачи реализации содержания: Формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира в ходе специально организованной практической социально-бытовой деятельности, развитие жизненных компетенций, необходимых в учебной и внеурочной деятельности и способствующих социальной адаптации.
Коррекционный курс "Развитие познавательной сферы" (индивидуальные занятия).
Основные задачи реализации содержания: Коррекция и развитие высших психических функций (внимание, память, мышление и других), активизация познавательной деятельности с учетом возможностей и особенностей каждого обучающегося.
|
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.
Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: "Развитие слухового восприятия и обучение произношению" (индивидуальные занятия), "Музыкально-ритмические занятия" (фронтальные занятия), "Коррекционно-развивающие занятия" (индивидуальные занятия).
Содержание данной области может быть дополнено Организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся на основании рекомендаций ПМПК, ИПР.
Коррекционный курс "Развитие слухового восприятия и обучение произношению" (индивидуальные занятия).
Основные задачи реализации содержания: Формирование умений пользования слуховыми аппаратами. Формирование условной двигательной реакции на неречевые и речевые стимулы разной частоты и интенсивности. Развитие слухового восприятия звучаний музыкальных инструментов, игрушек (с учетом возможностей обучающихся), неречевых звучаний окружающего мира: социально значимых бытовых и городских шумов; звучаний в природе и др. Развитие слухозрительного и слухового восприятия устной речи, ее произносительной стороны (с учетом возможностей обучающихся). Формирование и коррекция произносительной стороны речи, обучение использованию сформированных умений в повседневной коммуникации.
Коррекционный курс "Музыкально-ритмические занятия"
Основные задачи реализации содержания: Приобщение детей к различным видам деятельности, связанным с музыкой, развитие их слухового восприятия, двигательной и эмоционально-волевой сфер, психических функций, произносительной стороны речи. Формирование интереса к различным видам музыкальной деятельности (слушание, движение под музыку, декламация простых детских песен под музыку, игра на музыкальных инструментах). Формирование умения выполнять задание, действовать вместе с другими детьми, в нужном темпе, выполнять инструкции педагога.
Коррекционный курс "Коррекционно-развивающие занятия" (индивидуальные занятия).
Основные задачи реализации содержания: Сенсомоторное развитие обучающихся. Развитие различных видов восприятия (зрительного, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятия запаха и вкуса) как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности. Развитие познавательных процессов (внимания, мышления, памяти). Коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы, расширение представлений об окружающей действительности. Формирование социально приемлемых форм поведения. Развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
|