В соответствии с пунктом 2 Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года.

4.4. Предметные результаты освоения АООП НОО

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся предметные результаты должны отражать:

Филология

Русский язык. Родной язык:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

5) умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

6) владение учебными действиями с языковыми единицами и развитие умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

7) развитие нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности;

8) развитие зрительного восприятия для создания графического образа буквы;

9) формирование навыков пространственной ориентировки в микропространстве (на индивидуальном фланелеграфе, на плоскости стола, в книге, в тетради, на рабочем месте, доске);

10) совершенствование мелких точных координированных действий пальцев руки, развитие зрительно-моторной координации;

11) овладение навыком безнаклонного письма.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметные результаты должны отражать:

Язык и речевая практика

Русский язык:

1) овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;

2) развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму;

3) развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию обучающегося, формирование интереса к изучению родного (русского) языка;

4) овладение грамотой, основами письма и чтения, использование основных речевых форм;

5) овладение обучающимися элементарными коммуникативно-речевыми умениями;

6) использование знаний в области русского языка для решения практических задач;

7) овладение умением составления рассказов по предметным и сюжетным изображениям.

Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) освоение специальных умений работы с текстом; осознание значимости чтения для личностного развития;

3) наличие представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности, успешности обучения по всем учебным предметам;

4) развитие потребности в систематическом чтении; понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

5) формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

6) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития (овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов);

7) наличие умения самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

8) повышение уровня речевого развития, использование речи как средства компенсации нарушений развития;

9) формирование стремления к соотнесению слова и его чувственной основы;

10) понимание словесных обозначений сложных пространственных отношений, изобразительных средств языка;

11) нивелирование вербализма и формализма речи; обогащение словарного запаса;

12) овладение специальными приемами работы с текстом.

Чтение (Литературное чтение):

1) овладение правильным чтением текстов вслух целыми словами;

2) овладение специальными умениями работы с текстом;

3) формирование умения точно соотносить слово с обозначаемым предметом, действием, признаком;

4) овладение максимально разборчивой и четкой речью;

5) преодоление речевой стереотипии, коммуникативно-речевой инактивности;

6) формирование умения выбирать с помощью взрослого литературу для чтения.

Иностранный язык:

1) приобретение начальных навыков общения на иностранном языке;

2) освоение правил речевого и неречевого поведения;

3) освоение начальных знаний и умений, необходимых для дальнейшего изучения иностранного языка, расширение словаря;

4) формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы;

5) закрепление умения соотносить слово и образ; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.

Не предусматривается

Математика и информатика:

1) использование начальных математических знаний для описания процессов, явлений, оценки их количественных и пространственных отношений;

2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, вычисления, записи и выполнения алгоритмов с использованием тифлотехнических средств;

3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

4) владение умениями выполнять устные и письменные арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, наличие умения действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, таблицы, схемы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками;

5) овладение пространственными представлениями, умениями и навыками пространственной ориентировки, обеспечивающими освоение математических понятий, умение производить чертежно-измерительные действия, формирование навыков работы с раздаточным материалом;

6) умения и навыки восприятия сенсорных эталонов цвета, формы и величины;

7) развитие чувства ритма, координации движений, способствующих освоению навыков счета, последовательного выполнения арифметических действий;

8) развитие навыков ориентировки в микропространстве (на плоскости стола, в книге, в тетради, на рабочем месте, на доске);

9) овладение опытом использования математических представлений в познавательной и учебной деятельности;

10) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Математика.

1) овладение умениями производить простейшие измерения, пересчет и запись полученных результатов;

2) овладение знаниями об основных сенсорных эталонах формы, величины, цвета и умениями их использовать в процессе зрительного восприятия предметов;

3) овладение умениями использовать элементарные математические представления в пространственной и социально-бытовой ориентировке, в учебной деятельности.

Обществознание и естествознание (Окружающий мир).

1) понимание особой роли России в мировой истории, развитие чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира;

4) освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

5) овладение компенсаторными умениями и навыками познания окружающего мира с помощью нарушенного зрения;

6) освоение доступных способов изучения природы и общества;

7) развитие умений и навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Естествознание.

1) формирование элементарных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

2) формирование умения наблюдать, сравнивать предметы и явления живой и неживой природы;

3) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы;

4) преодоление вербализма знаний об окружающем мире;

5) овладение способностью использования знаний об окружающем мире в процессе жизнедеятельности;

6) приобретение опыта взаимодействия с миром живой и неживой природы;

7) понимание значения сохранных анализаторов для жизнедеятельности.

Основы религиозных культур и светской этики.

1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

5) овладение первоначальными представлениями об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;

7) воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

8) осознание ценности человеческой жизни; формирование нравственных понятий;

9) преодоление негативных черт характера.

Не предусматривается

Искусство.

Изобразительное искусство:

1) овладение первоначальными представлениями о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) овладение основами художественной культуры (в том числе на материале художественной культуры родного края), эстетического отношения к миру;

3) освоение культурной среды, дающей обучающемуся представление об искусстве;

4) понимание красоты как ценности; наличие потребности в художественном творчестве и общении с искусством;

5) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

6) владение элементарными практическими умениями и навыками в доступных видах художественной деятельности, в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись и другие);

7) выражение в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

8) развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве и возможности творческого самовыражения;

9) владение умениями и навыками выполнения реалистических изображений.

Искусство.

Рисование:

1) формирование эстетических чувств, умения отличать "красивое" от "некрасивого", высказывать мнения о произведениях искусства ("нравится" - "не нравится");

2) овладение элементарными практическими умениями и навыками в процессе освоения отдельных видов художественной деятельности;

3) расширение опыта самовыражения средствами изобразительного искусства.

Музыка:

1) формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) овладение основами музыкальной культуры (в том числе на материале музыкальной культуры родного края), развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

4) наличие опыта использования музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений в процессе импровизации;

5) умение организовывать свое культурное пространство;

6) развитие опыта самовыражения посредством музыки.

Музыка:

1) наличие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, формирование элементарных эстетических представлений и их использование в учебной деятельности и повседневной жизни;

2) развитие эмоционального восприятия музыки;

3) формирование эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров;

4) расширение опыта самовыражения посредством музыки.

Технология:

1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии с учетом своих возможностей и противопоказаний;

2) формирование положительного отношения к труду и его значению в жизни человека;

3) сформированность первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

4) формирование опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности;

5) развитие трудовых умений, профессиональных интересов, способностей и компенсаторных возможностей в ходе овладения трудовыми навыками;

6) приобретение навыков самообслуживания;

7) овладение технологическими приемами ручной обработки материалов;

8) усвоение правил техники безопасности; использование приобретенных знаний и умений для творческого решения конструкторских, технологических и организационных задач;

9) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

10) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных задач.

Технология:

1) формирование умений работать с отдельными видами материалов;

2) овладение способами обработки материалов в зависимости от их свойств;

3) формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми приемами ручной обработки материалов;

4) овладение доступными трудовыми умениями и навыками использования инструментов при обработке отдельных видов материалов;

5) овладение правилами безопасной работы и соблюдение офтальмо-гигиенических требований, обеспечивающих охрану нарушенного зрения;

6) развитие компенсаторных возможностей в ходе овладения трудовыми умениями и навыками;

7) формирование представлений о трудовых профессиях и понимание роли труда в жизни человека;

8) использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач.

Физическая культура.

1) укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;

2) профилактика вторичных нарушений физического развития;

3) сформированность первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;

4) овладение основными двигательными умениями и навыками (бег, ходьба и другие);

5) овладение основными физическими качествами (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость, равновесие);

6) формирование потребности в занятиях физической культурой.

Физическая культура

1) профилактика вторичных нарушений физического развития;

2) сформированность первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;

3) овладение основными двигательными умениями и навыками (бег, ходьба и другие);

4) овладение основными физическими качествами (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость, равновесие);

5) формирование потребности в занятиях физической культурой.