VII. Требования к условиям реализации образовательной программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированной с образовательными программами основного общего и среднего общего образования
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ
ИСКУССТВ, ИНТЕГРИРОВАННОЙ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ИОП в ОИ в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ИОП в ОИ.
Перед началом разработки ИОП в ОИ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ИОП в ОИ образовательная организация:
имеет право с учетом специфики работы с одаренными детьми и их ранней профессионализацией использовать для формирования профессиональных компетенций и развития творческих способностей обучающихся программы учебных предметов, входящих в предметные области "Искусство" и "Технология", и курсов внеурочной деятельности;
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть профессионального учебного цикла, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ИОП в ОИ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих учебных программах всех учебных предметов, дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана использовать средства психолого-педагогической поддержки и консультационной помощи обучающихся;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей;
обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие школьного и студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ИОП в ОИ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <7>.
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 05.03.2021 N 87)
(см. текст в предыдущей редакции)
--------------------------------
<7> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769, N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53.
7.3. В случае принятия решения об отчислении обучающегося по ИОП в ОИ в период получения им основного общего образования по инициативе образовательной организации, в которой он осваивает данную образовательную программу, указанная организация обязана обеспечить перевод этого обучающегося в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам основного общего образования <8>.
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 05.03.2021 N 87)
(см. текст в предыдущей редакции)
--------------------------------
<8> Часть 15 статьи 83 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769, N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53).
7.4. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения базового и углубленного уровней составляет от 40 до 46 часов академических часов в неделю, включается в расписание учебных занятий и в учебную нагрузку преподавателя.
7.6. Освоение учебных предметов "Ритмика", "Гимнастика", "Тренаж классического танца" предметной области "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности", учебной дисциплины "Физическая культура", общепрофессиональных дисциплин "Актерское мастерство" и "Тренаж классического танца", междисциплинарных курсов профессионального модуля "Творческо-исполнительская деятельность" базовой и углубленной подготовки, междисциплинарного курса "Основы преподавания хореографических дисциплин" профессионального модуля "Педагогическая деятельность" осуществляется во избежание травм и методических ошибок обучающимися только под руководством преподавателя.
7.7. Утратил силу с 1 сентября 2021 года. - Приказ Минпросвещения России от 05.03.2021 N 87.
(см. текст в предыдущей редакции)
7.8. Предметная область "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности" в части "Физическая культура", учебная дисциплина "Физическая культура" и общепрофессиональная дисциплина "Физическая культура" реализуются в рамках учебных предметов и дисциплин "Гимнастика", "Ритмика" и "Классический танец".
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 05.03.2021 N 87)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.9. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 05.03.2021 N 87)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.10. Консультации для обучающихся по очной форме обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательных программ основного общего и среднего общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <9>.
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 05.03.2021 N 87)
(см. текст в предыдущей редакции)
--------------------------------
<9> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600; N 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30, ст. 3110, ст. 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, ст. 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974, N 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418; N 49, ст. 6070, ст. 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52, ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 18, ст. 2149; N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5735, ст. 5736; N 51, ст. 6149; N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3878; N 30, ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; N 50, ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 19, ст. 2329; ст. 2331; N 23, ст. 2869; N 27, ст. 3462, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 11, ст. 1094; N 14, ст. 1556; N 26, ст. 3365; N 30, ст. 4247; N 49, ст. 6923, ст. 6924).
7.12. При разработке ИОП в ОИ образовательная организация имеет право ежегодно определять объем времени по учебным предметам, дисциплинам и профессиональным модулям ИОП в ОИ в зависимости от содержания наиболее востребованных видов профессиональной деятельности, определяемых потребностями работодателей. Объем времени, отведенный на изучение дисциплины, не может быть менее 32 часов.
7.13. Занятия по учебным предметам, дисциплинам обязательной и вариативной частей профессионального учебного цикла проводятся в форме групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий.
Организация приема по специальности 52.02.01 Искусство балета осуществляется при условии формирования учебных групп следующим образом:
групповые занятия - не более 25 человек из обучающихся данного курса;
мелкогрупповые занятия - не менее 6 и не более 13 человек по общепрофессиональным дисциплинам, междисциплинарным курсам профессиональных модулей и дисциплине общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла "Иностранный язык".
Раздельное обучение юношей и девушек проводится:
по междисциплинарному курсу "Классический танец" - в течение всего периода обучения;
по междисциплинарному курсу "Народно-сценический (характерный) танец" - на 4-ом и 5-ом году обучения;
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 05.03.2021 N 87)
(см. текст в предыдущей редакции)
по дисциплине "Гимнастика" - с 1 по 5-ый год обучения;
по дисциплине "Классический танец" - в течение всего периода обучения.
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 05.03.2021 N 87)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.14. При реализации ИОП в ОИ необходимо планировать работу концертмейстеров из расчета 100 процентов от общего количества часов, отводимых на групповые, мелкогрупповые и индивидуальные занятия:
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 05.03.2021 N 87)
(см. текст в предыдущей редакции)
"Народно-сценический (характерный) танец",
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 05.03.2021 N 87)
(см. текст в предыдущей редакции)
"Историко-бытовой (исторический) танец",
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 05.03.2021 N 87)
(см. текст в предыдущей редакции)
"Основы преподавания хореографических дисциплин",
а также по дисциплинам и междисциплинарным курсам вариативной части профессионального модуля "Творческо-исполнительская деятельность".
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 05.03.2021 N 87)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.15. При подготовке и проведении спектаклей и концертов, учебной практики внутри учебного заведения и производственной практики в театрах и концертных организациях часы работы репетитора по балету, хореографа, балетмейстера, преподавателя дисциплины "Актерское мастерство", концертмейстера, дирижера, звукорежиссера и работников постановочного цеха планируются из расчета 100 процентов от общего количества часов, отводимых на учебную и производственную практику.
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 05.03.2021 N 87)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.16. Практика является обязательным разделом ИОП в ОИ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ИОП в ОИ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная практика, которые реализуются в форме практической подготовки.
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 05.03.2021 N 87)
(см. текст в предыдущей редакции)
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика (по профилю специальности) должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Преддипломная практика может проводиться также на собственной базе образовательной организации.
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 05.03.2021 N 87)
(см. текст в предыдущей редакции)
Учебная практика проводится в форме репетиций, дополняющих междисциплинарные курсы: "Классический танец", "Дуэтно-классический танец", "Народно-сценический (характерный) танец", "Историко-бытовой (исторический) танец", "Основы преподавания хореографических дисциплин".
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 05.03.2021 N 87)
(см. текст в предыдущей редакции)
Учебная практика по педагогической работе проводится под руководством преподавателя.
Производственная практика (по профилю специальности) включает творческо-исполнительскую и педагогическую практики.
Творческо-исполнительская практика предполагает подготовку публичного выступления на базе образовательной организации или базе практики и выступление перед публикой, проводится в форме практических занятий.
Педагогическая практика проводится в виде ознакомления с методикой преподавания хореографических дисциплин. Базами педагогической практики должны быть организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 05.03.2021 N 87)
(см. текст в предыдущей редакции)
Производственная практика (преддипломная) проводится в течение последнего семестра в форме практических занятий под руководством преподавателя, а также самостоятельной работы с целью подготовки выпускной квалификационной работы.
Аттестация по итогам производственной практики (по профилю специальности) проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций или самой образовательной организации.
7.17. Реализация ИОП в ОИ должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 05.03.2021 N 87)
(см. текст в предыдущей редакции)
Доля преподавателей, имеющих высшее образование, должна составлять не менее 90 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по ИОП в ОИ. Преподаватели профессионального учебного цикла должны иметь базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих высшее образование, может быть заменено преподавателями, имеющими СПО и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими СПО и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 10 последних лет.
7.18. Психолого-педагогические условия реализации ИОП в ОИ должны обеспечивать:
преемственность содержания и форм организации образовательного процесса;
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развитие своей экологической культуры, дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся;
вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, поддержка одаренных детей, просвещение).
7.19. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия) по каждой дисциплине, модулю из расчета одно печатное и (или) электронное учебное издание по каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося.
Образовательная организация использует учебники, учебные пособия, а также издания музыкальных произведений, предусмотренные примерной ИОП в ОИ.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25% обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке.
Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями, адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся.
(п. 7.19 в ред. Приказа Минпросвещения России от 05.03.2021 N 87)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.20. Требование к финансовым условиям реализации ИОП в ОИ:
финансовое обеспечение реализации ИОП в ОИ должно осуществляться в объеме не ниже определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации <10> и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
(п. 7.20 в ред. Приказа Минпросвещения России от 03.07.2024 N 464)
(см. текст в предыдущей редакции)
--------------------------------
<10> Бюджетный кодекс Российской Федерации.
7.21. Образовательная организация, реализующая ИОП в ОИ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей