2.2. Роль и функции центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи по предупреждению детского неблагополучия

2.2. Роль и функции центров психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи по предупреждению

детского неблагополучия

В современных условиях, когда эффективность деятельности субъектов социальной политики все больше оценивается с позиций профилактики детского неблагополучия, возрастает роль Центров как организаций, призванных выявлять детей, нуждающихся в психологической, педагогической, медицинской и социальной помощи, и оказывать им адекватную помощь в адаптации и социализации, преодолении трудностей взросления и решении проблем обучения.

Ключевыми международными критериями детского благополучия, используемыми для сравнительной оценки положения детей в разных странах, приняты такие показатели, как эмоциональное благополучие (субъективное восприятие благополучия самими подростками, детьми), поведенческие риски, отношения в семье и со сверстниками. Помощь детям с учетом этих показателей имеет прямое отношение к сфере деятельности Центров.

На практике Центры зарекомендовали себя важным звеном образовательной системы в обеспечении социальной адаптации детей и подростков, активным субъектом профилактики негативных явлений. Им принадлежит значительная роль в практической, организационно-методической, информационно-аналитической работе по предупреждению и преодолению психологического, эмоционального неблагополучия детей и подростков, поведенческих рисков, агрессии и жестокости в детской и подростковой среде.

Роль и функции Центров в профилактике детского неблагополучия в образовательной среде обусловлены необходимостью:

оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (ст. 42, пп. 1 и 2 Закона об образовании);

своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей (ст. 42, п. 4 Закона об образовании);

помощи образовательным организациям в выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся (ст. 42 п. 3 Закона об образовании).

Поскольку детское неблагополучие интерпретируется как условия, непригодные для развития ребенка, наносящие вред, препятствующие его социализации, развитию и дальнейшему продвижению в жизни, в общем виде задача центров в профилактике неблагополучия и поведенческих рисков определяется как выявление и устранение факторов, препятствующих развитию и социализации детей - с опорой на их собственные ресурсы, образовательные организации и семьи. Функционально-уровневое распределение задач деятельности Центров по данному направлению представлено в Таблице 2.

Функции Центров по предупреждению детского неблагополучия разнообразны и различаются по уровню оказания помощи: на уровне образовательной организации преобладает тенденция обнаружения детей с разными проявлениями неблагополучия и оказания непосредственной профилактической помощи, на муниципальном уровне - выявление оснований неблагополучия в углубленном и комплексном обследовании, принятие и реализация индивидуальной программы реабилитации, тогда как на региональном уровне наиболее эффективны функции исследования состояния проблемы неблагополучия в регионе, целевого проектирования профилактической деятельности, ее организационно-методического и ресурсного обеспечения, мониторинга и контроля.