2.1. Роль и функции центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи по ресурсному обеспечению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ)
2.1. Роль и функции центров психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи по ресурсному обеспечению
инклюзивного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья (далее - ОВЗ)
В соответствии с новым направлением образовательной политики - обеспечением равнодоступности качественного образования для детей с ОВЗ и инвалидностью - у Центров появляется новая роль по координации инклюзивного образования, которая может быть реализована в виде его ресурсного обеспечения.
Это, в первую очередь, относится к Центрам:
- обеспечивающим на своей базе работу ПМПК;
- реализующим общеобразовательные программы для детей с особыми образовательными потребностями, адаптированные основные общеобразовательные программы на основе ФГОС образования обучающихся с ОВЗ;
- осуществляющим специализированную коррекционно-развивающую помощь детям с различными нарушениями развития, в том числе со сложными, ментальными и эмоционально-волевыми нарушениями, включая расстройства аутистического спектра.
Региональный опыт показывает, что такие центры, имеющие в своем составе высококвалифицированных специалистов по коррекционной работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью, стали инициаторами и движущей силой развития инклюзивного образования. Становление инклюзивного образования происходит существенно более последовательно, согласованно, результативно, менее напряженно и болезненно при активной позиции ведущих центров, взявших на себя координирующую, ресурсную, помогающую роль во взаимодействии с образовательными организациями.
Место и функции Центров в становлении инклюзивного образования детей с ОВЗ и инвалидностью определяются необходимостью обеспечения двустороннего процесса инклюзии - адаптации ребенка с ОВЗ к школе и адаптации школы - к его особенностям и потребностям.
Функции Центров как ресурсных центров инклюзивного образования адресованы всем участникам инклюзивного образовательного процесса - детям с ОВЗ и инвалидностью, их семьям, педагогам, другим обучающимся (воспитанникам) и их родителям, специалистам службы сопровождения образовательной организации.
Функционирование Центров как координаторов инклюзивного образования обусловлено необходимостью:
- создания специальных условий, в том числе кадровых, для образования детей с ОВЗ и инвалидностью <1>,
--------------------------------
<1> Часть 5 статьи 5 и части 1 и 2 статьи 79 Федерального Закона об образовании.
- обеспечения коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ <1> и соответствуют их назначению, а именно:
--------------------------------
<1> Часть 3 статьи 79 Федерального Закона об образовании.
- обеспечению помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в развитии и социальной адаптации <1> и
--------------------------------
<1> Части 1 и 2 статьи 42 Федерального Закона об образовании.
- помощи образовательным организациям в выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении препятствий к обучению <1>.
--------------------------------
<1> Часть 4 статьи 42 Федерального Закона об образовании.
Реализация Центром модели обеспечения ресурсов в помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, должна охватывать все этапы организации инклюзивного образовательного процесса - проектирования, освоения, функционирования, анализа эффективности и обобщения инклюзивного опыта.
Основные функции Центров по ресурсному обеспечению инклюзивного образования представлены в виде схемы (рис. 3).
Центры могут применять различные организационные формы обеспечения инклюзивного образования в образовательных организациях, как-то: методические объединения педагогов и специалистов инклюзивной практики, творческие лаборатории и профессиональные мастерские, методические кабинеты, кабинеты внедрения инклюзивных подходов и технологий, подготовку и выпуск практикоориентированных сборников по вопросам инклюзивного образования, фокус-группы, смотры и конкурсы и другие. Но главное - это обеспечение текущей помощи специалистов центров участникам инклюзивного образовательного процесса в образовательных организациях.
Приоритеты деятельности Центров по подготовке детей с ОВЗ и инвалидностью к включению в образовательную среду, развитие индивидуального потенциала, способностей к адаптации приведены в таблице 2.
Таким образом, деятельность Центров в сфере инклюзивного образования весьма многообразна и вариативна и, будучи хорошо организованной, открывает большие возможности для становления инклюзивного образования в соответствии с требованиями времени.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей