Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы

Ранний возраст - это период с года до трех лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Ведущим показателем физического и умственного здоровья детей в раннем возрасте является психомоторное развитие. В настоящее время педагоги и психологи отмечают, что среди детей раннего возраста резко увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения в психомоторном развитии.

Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сензитивные периоды формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности коррекционной помощи. Своевременная адекватная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения его психофизического и психомоторного развития и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить вторичные отклонения. В раннем детстве контроль за психическим развитием необходим для скорейшего выявления отклонений и планирования индивидуальных мер их коррекции и профилактики. Важность такой работы связана с исключительным значением ранних этапов психического онтогенеза для развития личности. Благодаря быстрым темпам развития в этот период детства незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения от нормального могут привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте.

Проблема изучения психомоторных свойств у детей не нова. В психологии накоплен определенный теоретический и практический материал по изучению и развитию психомоторных свойств как компонента психомоторики человека.

В центре внимания ученых находятся исследование психомоторных свойств силы, ловкости и выносливости, применения гимнастики и массажа в раннем возрасте (Е.Н. Вавилова, К.Д. Губерт, М.Г. Рысс); изучение психомоторного развития детей с ограниченными возможностями (Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева); выявление показателей нервно-психического развития детей от рождения до 3 лет, в том числе и показателей развития психомоторики (Н.М. Аксарина, К.Л. Печора, Е.А. Стребелева, Э.Л. Фрухт); разработка ранней диагностики нервно-психического развития (Л.Г. Голубева, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора). Особое значение имеют работы Е.Е. Антипова и Б.А. Никитюк, изучавших адекватность задаваемых упражнений анатомо-физиологичеким возможностям организма детей раннего возраста. Работы М.А. Васильевой, Л.А. Венгера, М.Ф. Литвиновой посвящены психомоторному развитию детей раннего возраста в детских дошкольных учреждениях. В ряде исследований указывается на значение музыкальных занятий для развития психомоторных свойств ребенка (Н.А. Ветлугина, М.А. Палавандишвили, К.В. Тарасова, Н.В. Теплов). Как отмечают Е.В. Ларечина, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, в практике работы с детьми и родителями детей раннего возраста существует потребность в разработке комплексных программ, предполагающих формирование психомоторных свойств детей в раннем возрасте.