Актуальность и перспективность

Все действующие на сегодняшний день международные конвенции и законодательные акты направлены на соблюдение прав человека. Базисными являются принципы, обеспечивающие охрану детско-подросткового населения, находящегося в сложных ситуациях, в том числе и в пенитенциарных условиях. Организацией Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека определено, что одной из основных целей, указанных Минимальными стандартными правилами ООН, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, является "осуществление эффективного, справедливого и гуманного обращения с подростками, находящимися в конфликте с законом".

Государство должно признавать право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется, или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других. Государство обязано обеспечить, чтобы каждый ребенок, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, или обвиняется в его нарушении, среди прочих имел такие гарантии, как презумпция невинности, пока его вина не будет доказана согласно закону; незамедлительное и непосредственное информирование его об обвинениях против него; свобода от принуждения к даче свидетельских показаний свидетелей обвинения либо самостоятельно, обеспечение равноправного участия свидетелей защиты и изучения их показаний, а также полное уважение к его личной жизни на всех стадиях разбирательства.

Безусловно, российские законодательные акты (УК РФ, УПК РФ, УИК РФ) базируются на тех же принципах, что и существующие международные конвенции. Однако даже в самых оптимальных социальных условиях ситуация привлечения к уголовной ответственности подростка, его арест, содержание под стражей, проводимые с ним судебно-следственные действия, вынесение приговора, лишение свободы, сопровождающиеся потерей привычного окружения, нарушением личного пространства, необходимостью постоянно находиться под наблюдением администрации учреждений исполнения наказаний, погружение в среду, где существуют традиции, ориентированные на взаимоотношения с позиции силы, всегда были и остаются стрессом, травматическим переживанием угрожающего характера ВОЗ среди психических расстройств, связанных с любым стрессом, в первую очередь выделяет непсихотические депрессии, которые являются преобладающими среди всех психических расстройств и занимают второе место в возрастной группе подростков и молодежи старше 15 лет.

В настоящее время проблема преодоления кризисных ситуаций получает все большую разработку в отечественной психологии. Самым неотложным и актуальным является изучение того, как ведет себя личность при столкновении с неожиданными жизненными трудностями и к каким стратегиям прибегает, чтобы совладать с ними или предотвратить порождаемые ими эмоциональные нарушения. Сила воздействия стрессовых факторов пенитенциарной системы велика еще и потому, что у несовершеннолетнего индивида мало возможностей самому определять свою судьбу или эти возможности значительно ограничены. Подростки с присущей им личностной незрелостью, неопределенностью в поступках, попадая в ситуацию привлечения к уголовной ответственности, следствия и суда, а после вынесения обвинительного приговора и доказывания вины, попадая в систему исполнения наказания, являются одной из наиболее уязвимых групп, находящихся в пенитенциарной системе.

Анализ психологической, социологической, философской и медицинской литературы показывает, что кризисные ситуации и связанные с ними негативные переживания оказывают сильное отрицательное влияние на развитие и нравственную социализацию личности, что делает проблематичной интеграцию подростков в общество и в дальнейшем оказывает негативное влияние на социально-психологическую адаптацию. В связи с этим актуальным является решение проблемы психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних учащихся, оказавшихся в кризисной ситуации, вызванной вовлеченностью в уголовный или гражданский процесс на этапах следствия, дознания, судопроизводства и исполнительного производства.

Пенитенциарный стресс - стресс, связанный с отбыванием наказания в исправительном учреждении, отрицательно влияющий на психику индивида. Вопрос влияния пенитенциарного стресса на формирование различных психических расстройств довольно актуален в нашей стране, так как привлечение подростка к уголовной ответственности, применение меры пресечения, связанной с содержанием в учреждениях УИС, ожидание и вынесение приговора, исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы являются для него сильными психотравмирующими обстоятельствами, исключительно угрожающего характера, которые могут привести к возникновению ассоциированных со стрессом психогений (тем более, что сам пубертатный возраст является фактором риска психогенно обусловленных расстройств).

Особенную тревогу вызывает тот факт, что пенитенциарному стрессу подвергаются обучающиеся подросткового возраста. Отрочество - период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основных потребностей. Соответственно усиливается значение общения со сверстниками для психического развития подростка. В этот период наиболее значимо групповое общение, так как принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников. Желание добиться признания со стороны сверстников приводит к тому, что подросток стремится соответствовать их требованиям, что, в свою очередь, оказывает серьезное влияние на его нравственное развитие. Особенно на поведение подростка начинают влиять нормы, стихийно складывающиеся в группе сверстников. Как известно, в основе этих норм лежит представление о товарищеской солидарности, взаимовыручке. С развитием группового общения связана одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста - проблема отверженности. От отверженности следует отличать низкую общительность, когда подросток по тем или иным причинам не включается в группу. При отверженности переживания могут быть негативными, если подросток адекватно осознает свое положение, либо неадекватными позитивными, выполняющими защитную функцию, если подросток оценивает свое положение как благополучное. При низкой общительности адекватности осознания соответствуют позитивные переживания. От подлинного одиночества следует также отличать "квазиодиночество" - чувство, которое переживают многие подростки. Оно носит, как правило, ситуативный характер и связано с тем, что подросток чувствует себя непохожим на других. Это вызывает у него амбивалентные переживания: одновременно привлекает и отталкивает его. В этом смысле переживание себя как "изгоя", мысленное проигрывание и примеривание к себе этой роли оказывается значимым для развития Я-концепции подростка.

Содержание Я-концепции характеризуют две составляющие: 1) "присоединяющая", обеспечивающая объединение индивидуума с другими людьми, и 2) дифференцирующая, способствующая его выделению по сравнению с другими и создающая основу для чувства собственной уникальности. Последняя обеспечивает определенную привлекательность роли "изгоя". С утверждением себя, своей позиции среди сверстников часто бывает связано также стремление любой ценой утвердить свое лидирующее положение, которое может принимать достаточно уродливые, а временами и опасные формы.

Столкновение норм, принятых в группе сверстников, с требованиями взрослых нередко становится причиной подростковой лжи. Подросток ценит группу сверстников и поэтому ведет себя так, как та ожидает от него, но при этом он не хочет огорчать взрослых или же боится наказания, поэтому обманывает их. Все вышеперечисленные возрастные особенности необходимо учитывать при организации психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних обучающихся в уголовном и гражданском процессе на этапах следствия, дознания, судопроизводства и исполнительного производства.