Актуальность и перспективность

Предлагаемая программа является психолого-педагогической коррекционно-развивающей программой дополнительного образования и адресована педагогам-психологам, работающим с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Программа также может быть использована педагогами-психологами образовательных учреждений для проектирования дальнейшей коррекционно-развивающей работы с ребенком (после его пребывания в ППМС-центре) уже в реальных условиях его обучения и воспитания.

Программа направлена на решение проблем повышения эффективности организации психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ в условиях Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска (высока вероятность возникновения школьной соматической и психофизической дезадаптации), 85% детей - воспитанников детских садов и школ нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Число учащихся начальной школы, не справляющихся со стандартной школьной программой, за последние 20 лет возросло в 2 - 2,5 раза.

Следовательно, в современной ситуации перед педагогами-психологами встают основополагающие задачи:

- своевременного выявления детей с ОВЗ;

- проведения психодиагностического исследования с целью определения содержания и методов коррекционного воздействия;

- индивидуализации коррекционных программ;

- организации психологического сопровождения ребенка в рамках выбранного образовательного маршрута.

Для обеспечения непрерывности коррекционно-развивающей работы необходимо организовать дальнейшее сопровождение ребенка в реальных условиях его обучения и воспитания.

Для каждого ребенка, прошедшего углубленную диагностику в условиях ППМС-центра, разрабатываются индивидуально-ориентированные рекомендации по организации дальнейшего ППМС сопровождения в реальных условиях его обучения и воспитания. При этом обязательно учитываются ресурсы ОУ (кадровые: наличие специалистов сопровождения /педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога/, наличие консилиума в образовательном учреждении).

Индивидуально ориентированные рекомендации служат основой для разработки программы психологического сопровождения ребенка. На основе индивидуально ориентированных рекомендаций в ОУ проектируется программа психологического сопровождения ребенка.