Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы
Данная программа построена на основе возрастного и культурно-исторического подходов к пониманию закономерностей развития психики и личности ребенка. Мы исходим из следующих идей:
- психика ребенка обладает качественно другими характеристиками, чем психика взрослого человека, и лишь в процессе онтогенетического развития она начинает обладать характеристиками взрослого;
- психика имеет свою логику развития: более поздние структуры возникают в филогенезе и онтогенезе в результате качественного преобразования более ранних структур;
- психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста;
- психика человека - феномен культурного происхождения;
- активность, инициативность и субъектность - важнейшие условия полноценного развития ребенка;
- состояние развития никогда не определяется только его актуальным уровнем, необходимо учитывать и созревающие функции или зону ближайшего развития, причем последней отводится главная роль в процессе обучения, т.к. сегодняшняя зона ближайшего развития завтра станет для ребенка уровнем его актуального развития;
- среда является источником развития ребенка;
- одно и то же воздействие по-разному сказывается на детях разного возраста в силу различных возрастных особенностей;
- обучение является движущей силой развития ребенка, или "обучение ведет за собой развитие", но лишь такое обучение, которое связано с зоной ближайшего развития ребенка.
Кроме того, теоретической базой программы также стали:
- идея Л.С. Выготского, А.Р. Лурия об основных закономерностях психического развития "аномального" ребенка;
- идея Л.С. Выготского о первичном и вторичном дефекте;
- идея триединства теории, диагностики и коррекции, сформулированная М.М. Семаго;
- идея М.Р. Битяновой о необходимости психологического сопровождения развития ребенка.
Термин "сопровождение", по М. Битяновой, подразумевает:
- систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения;
- создание социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);
- создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с особыми образовательными потребностями (в рамках специального образовательного компонента).
Идея психологического сопровождения состоит в том, что необходимо проектировать образовательную среду, исходя из общегуманистических представлений, о необходимости максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка с учетом возрастных нормативов развития, основных новообразований возраста как критериев адекватности образовательных воздействий в логике собственного развития ребенка, приоритетности его развития, целей и ценностей.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей