Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы

Данная программа построена на основе возрастного и культурно-исторического подходов к пониманию закономерностей развития психики и личности ребенка. Мы исходим из следующих идей:

- психика ребенка обладает качественно другими характеристиками, чем психика взрослого человека, и лишь в процессе онтогенетического развития она начинает обладать характеристиками взрослого;

- психика имеет свою логику развития: более поздние структуры возникают в филогенезе и онтогенезе в результате качественного преобразования более ранних структур;

- психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста;

- психика человека - феномен культурного происхождения;

- активность, инициативность и субъектность - важнейшие условия полноценного развития ребенка;

- состояние развития никогда не определяется только его актуальным уровнем, необходимо учитывать и созревающие функции или зону ближайшего развития, причем последней отводится главная роль в процессе обучения, т.к. сегодняшняя зона ближайшего развития завтра станет для ребенка уровнем его актуального развития;

- среда является источником развития ребенка;

- одно и то же воздействие по-разному сказывается на детях разного возраста в силу различных возрастных особенностей;

- обучение является движущей силой развития ребенка, или "обучение ведет за собой развитие", но лишь такое обучение, которое связано с зоной ближайшего развития ребенка.

Кроме того, теоретической базой программы также стали:

- идея Л.С. Выготского, А.Р. Лурия об основных закономерностях психического развития "аномального" ребенка;

- идея Л.С. Выготского о первичном и вторичном дефекте;

- идея триединства теории, диагностики и коррекции, сформулированная М.М. Семаго;

- идея М.Р. Битяновой о необходимости психологического сопровождения развития ребенка.

Термин "сопровождение", по М. Битяновой, подразумевает:

- систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения;

- создание социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);

- создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с особыми образовательными потребностями (в рамках специального образовательного компонента).

Идея психологического сопровождения состоит в том, что необходимо проектировать образовательную среду, исходя из общегуманистических представлений, о необходимости максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка с учетом возрастных нормативов развития, основных новообразований возраста как критериев адекватности образовательных воздействий в логике собственного развития ребенка, приоритетности его развития, целей и ценностей.