В Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии поступают обращения о документе, на основании которого может быть осуществлен государственный кадастровый учет изменений земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в связи с изменением вида разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В случае принятия в установленном законодательством порядке правил землепользования и застройки правообладатель земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, вправе выбирать самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации) в пределах, установленных указанными правилами.
В письме от 20.03.2014 N 14-исх/03151-ГЕ/14 Росреестр высказывал мнение о том, что органами государственной власти и органами местного самоуправления, которым принадлежат земельные участки, с учетом положений части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не выбираются, а утверждаются.
Соответственно, основанием для осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и на соответствующем праве у названных государственных и муниципальных органов и организаций, в связи с изменением вида разрешенного использования наряду с соответствующим заявлением является распорядительный акт уполномоченного органа.
Данная позиция основана на письмах Минэкономразвития России (в том числе от 26.05.2009 N Д23-1570), в которых высказано мнение о том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, являясь не только собственниками предоставляемых в пользование земельных участков, но и органами власти, осуществляющими планирование использования земельных участков, не выбирают, а утверждают виды разрешенного использования земельных участков.
Органы кадастрового учета в своей деятельности также руководствуются изложенной позицией.
Однако на практике заявители сталкиваются с проблемами при осуществлении государственного кадастрового учета изменений (в связи с изменением вида разрешенного использования) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в связи с отказом территориальных управлений Росимущества издавать акты об установлении (изменении) вида разрешенного использования находящегося в федеральной собственности земельного участка.
В обоснование своей позиции территориальные управления Росимущества ссылаются на позицию Минэкономразвития России, направленную Росимуществу (и которая официально не доводилась до Росреестра; по имеющейся информации, - это, в частности, письмо от 22.10.2013 N Д23и-5116), которая заключается в следующем:
исключение, содержащееся в части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации и касающееся органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, обусловлено тем, что названные органы, учреждения и предприятия имеют специальную правоспособность и могут осуществлять на земельном участке только предусмотренные учредительными документами виды деятельности;
выбор названными юридическими лицами вида разрешенного использования должен соответствовать видам их создания;
до установления нормативными правовыми актами порядка выбора видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, занимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, указанные правообладатели уполномочены выбирать любой из предусмотренных градостроительным зонированием видов разрешенного использования самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласования.
С учетом изложенного, во избежание принятия органами кадастрового учета неправомерных решений о приостановлении или отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, Росреестр просит проинформировать о позиции Минэкономразвития России по рассматриваемому вопросу.
Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей