Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Средства инженерной защиты объектов (территорий)

1. Ограждение периметра объекта (территории), локальных охраняемых зон и отдельных участков объекта (территории) (далее - ограждение) оборудуется в виде прямолинейных участков с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны, и должно исключать проход людей (животных), въезд транспорта и затруднять проникновение нарушителей на охраняемую территорию, минуя контрольно-пропускные пункты (посты охраны).

Ограждение подразделяется на основное, дополнительное, предупредительное и временное.

Конструкция ограждения должна быть простой, долговременной в эксплуатации и обладать высокой прочностью, обеспечивающей сохранность его от разрушения при воздействии без использования специальных средств и устройств.

К ограждению как с внешней, так и с внутренней стороны объекта (территории) не должны примыкать лесонасаждения, площадки для складирования, какие-либо пристройки, кроме зданий, являющихся продолжением ограждения и расположенных на границе объекта (территории). В случае примыкания с неохраняемой территории к основному ограждению пристроек высота ограждения должна быть выше крыш этих пристроек не менее чем на 0,8 метра.

В ограждении не должно быть устройств, облегчающих его преодоление: лазов, проломов, выступов конструкций, незапираемых ворот, дверей и калиток.

2. Основное ограждение предназначено для обозначения границ объекта (территории), локальных охраняемых зон, отдельных участков объекта (территории), контрольно-пропускного пункта и караульного помещения и для исключения несанкционированного прохода (пролаза) людей, животных и въезда транспорта на охраняемую территорию, а также для затруднения проникновения на нее нарушителя (группы нарушителей).

Основное ограждение должно иметь полотно высотой не менее 2,5 метра, а в районах с высотой снежного покрова более 1 метра - не менее 3 метров.

Опоры основного ограждения бетонируются в ленточный железобетонный, или "точечный", или свайный фундамент либо крепятся к нему анкерами или через фланцевое соединение, а также могут крепиться на заранее установленную винтовую опору болтами через фланцевое соединение.

3. Дополнительное ограждение устанавливается вверху и внизу основного ограждения для затруднения преодоления основного ограждения нарушителем путем перелаза (верхнее), пролаза или подкопа (нижнее). Верхнее дополнительное ограждение также применяется для увеличения высоты основного ограждения.

Верхнее дополнительное ограждение представляет собой противоперелазный козырек или вертикальный барьер на основе изделий из спиральной объемной или плоской армированной колючей ленты с диаметром витка не менее 0,5 метра либо из сварной сетки.

Верхнее дополнительное ограждение устанавливается на основном ограждении или на крышах зданий, примыкающих к основному ограждению и являющихся продолжением основного ограждения.

Нижнее дополнительное ограждение устанавливается под основным ограждением с заглублением в грунт не менее чем на 0,3 - 0,5 метра и изготавливается из прутков арматурной стали диаметром не менее 16 миллиметров, сваренных в перекрестиях и образующих ячейки размером не более 150 x 150 миллиметров.

Допускается выполнять нижнее дополнительное ограждение посредством заглубления сварной сетчатой панели полотна ограждения либо заглубления отдельной сварной сетчатой панели из стальных прутков диаметром не менее 6 миллиметров, сваренных в перекрестиях и образующих ячейки размером не более 50 x 250 миллиметров, оцинкованных и покрытых полимерным материалом, или выполнять нижнее дополнительное ограждение из оцинкованного плоского барьера безопасности.

Нижнее дополнительное ограждение не применяется в случае размещения основного ограждения на ленточном фундаменте, заглубленном в грунт не менее чем на 0,5 метра, размещения основного ограждения на скальных участках местности или применения технических средств охраны, обеспечивающих формирование извещения о тревоге при преодолении ограждения путем подкопа.

4. Предупредительное ограждение предназначено для обозначения границ охраняемого техническими средствами охраны объекта (территории), предотвращения появления в зоне отторжения посторонних лиц, животных, транспорта, способных повлиять на правильную работу технических средств охраны или вызвать их ложное срабатывание.

В зависимости от своего положения относительно основного ограждения или зоны отторжения предупредительное ограждение подразделяется на внешнее и внутреннее.

Предупредительное ограждение должно быть просматриваемым, высотой не менее 1,5 метра, а в районах с высотой снежного покрова более 1 метра - не менее 2 метров. На предупредительном ограждении размещаются предупредительные и разграничительные знаки.

Для удобства обслуживания технических средств охраны, связи, освещения, а также осмотра местности внутреннее предупредительное ограждение следует разбивать на отдельные участки. На каждом участке должна предусматриваться калитка.

5. Временное ограждение предназначено для оборудования участков охраняемого объекта (территории), на которых проводятся строительные работы при отсутствии основного ограждения. Временное ограждение является быстровозводимой переносной конструкцией, устанавливаемой без заглубления в грунт. Требования к размерам временного ограждения соответствуют требованиям к размерам основного ограждения.

6. Заграждения подразделяются на инженерные заграждения и противотаранные устройства (заграждения).

7. Инженерное заграждение представляет собой препятствие (физический барьер) в виде ограждений, других сооружений или конструкций, расположенных на поверхности или заглубленных в грунт, оборудованных в оконных или дверных проемах, вентиляционных и других отверстиях в крышах и стенах охраняемых объектов, а также на инженерных коммуникациях, пересекающих зону отторжения, охраняемое ограждение или охраняемый объект (территорию) с неохраняемой территории.

Инженерное заграждение выполняется из колючей проволоки (ленты), металлических спиралей, сеток и решеток, устроенных на отдельно стоящих металлических, железобетонных или деревянных опорах или в виде других конструкций, затрудняющих продвижение нарушителя, а также в виде переносных проволочных ежей, рогаток, спиралей из колючей проволоки (ленты), малозаметных препятствий и проволочных гирлянд.

Заградительные свойства инженерного заграждения измеряются временем, на которое оно задерживает продвижение нарушителя к объекту.

Конструкция инженерного заграждения должна быть прочной, долговечной, по возможности иметь эстетичный внешний вид.

Травмирующий эффект инженерного заграждения должен иметь нелетальный характер воздействия на нарушителя.

8. Противотаранные устройства (заграждения) предназначены для воспрепятствования проезду транспортных средств, механизмов на определенном участке или месте.

Противотаранными устройствами (заграждениями) являются инженерно-технические изделия (устройства) и конструкции, создающие препятствие для их преодоления транспортным средством и способные разрушить ходовую часть движущегося транспортного средства (железобетонный цоколь основного ограждения, барьер из железобетонных блоков или столбов, упоры, металлические ежи, ров, специальные шлагбаумы, телескопические столбы безопасности (болларды) и т.п.).

Противотаранные устройства (заграждения) обычно устанавливаются перед или за основным ограждением (включая ворота в основном ограждении) для его усиления, а также перед охраняемыми зданиями, если они выходят на неохраняемую территорию.

9. Виды противотаранных устройств (заграждений) классифицируются:

а) по способу остановки:

средства постепенной остановки, способные поглотить кинетическую энергию движущегося средства посредством оказания небольшого сопротивления и (или) препятствующие быстрому перемещению иным образом, что позволяет движущемуся средству преодолеть достаточно большое расстояние (сетки с грузом, песок, неровная и извилистая дорога, металлические ежи, тросовые сети и т.п.);

средства внезапной остановки, способные поглотить большую часть или всю кинетическую энергию движущегося средства, что позволяет быстро остановить движущееся средство и не допустить его проезд на большое расстояние (стены, железобетонные блоки, столбы, габионы, рвы, насыпи, контейнеры с жидкостью или песком и т.п.);

б) по материалу изготовления (земляные, каменные, железобетонные, металлические, комбинированные);

в) по исполнению (мобильные и стационарные).

10. В случае если часть охраняемого здания выходит на неохраняемую территорию, для предотвращения наезда на него транспорта перед зданием допускается установка по краю тротуара железобетонных блоков или габионов в виде цветников. Возможна установка железобетонных столбов высотой не менее 0,5 метра над уровнем грунта диаметром не менее 0,25 метра. Столбы должны быть забетонированы на глубину не менее 0,5 метра.

Вертикальная разметка осуществляется в виде сочетания черных и белых полос на боковых поверхностях ограждений (блоках, столбах).

11. На охраняемой территории или акватории, непосредственно примыкающей к ограждению охраняемого объекта (территории), при необходимости оборудуется зона отторжения территории или акватории.

12. В большинстве случаев зона отторжения территории располагается между основным и предупредительным ограждениями.

Зона отторжения территории тщательно планируется и расчищается. В ней отсутствуют строения и предметы, затрудняющие применение технических средств охраны и действие подразделений охраны.

Зона отторжения территории может использоваться для организации охраны объекта с помощью служебных собак, при этом зона отторжения территории должна иметь ограждение высотой не менее 2,5 метра.

Ширина зоны отторжения территории должна превышать ширину зоны обнаружения технических средств охраны.

Инженерные коммуникации, пересекающие зону отторжения территории, оборудуются техническими средствами охраны и инженерными заграждениями, препятствующими несанкционированному доступу к инженерным коммуникациям.

Для прохода (проезда) в зону отторжения в ее ограждении с интервалом не более 500 метров оборудуются калитки (ворота). Их количество и места расположения выбираются исходя из условия максимального сокращения времени прибытия в зону отторжения сил реагирования подразделения охраны, а также с учетом расположения контрольно-пропускного пункта и других сооружений (зданий).

13. Зоны отторжения акватории устанавливаются на водных участках по берегу и поверхности водоемов и могут быть постоянными или сезонными.

На всем протяжении зоны отторжения акватории или на ее отдельных уязвимых участках предусматривается использование подводных проволочных, сетчатых или боновых заграждений, а также технических средств охраны.

В летнее время года зона отторжения акватории оборудуется устройствами для обозначения внутренней и внешней границ зоны, а также ориентировочными устройствами для плавучих средств и при необходимости сооружениями для размещения постов.

В зимнее время года в районах, где водная поверхность покрывается льдом, зона отторжения акватории может быть оборудована по льду водоема аналогично запретной зоне территории. Ограждение и технические средства охраны, устанавливаемые на льду, должны быть сборно-разборными.

Внешние и внутренние границы зоны отторжения акватории обозначаются предупредительными знаками, устанавливаемыми на бакенах, буях, плотах и сваях. Бакены, буи и плоты устанавливаются с помощью якорей, свайные опоры забиваются в дно водоема.

14. В целях обнаружения следов нарушителя, преодолевшего периметр охраняемой территории, обустраивается контрольно-следовая полоса (при необходимости), представляющая собой полосу местности, поверхность которой в естественном состоянии или после специальной обработки обеспечивает фиксацию и сохранение заметных отпечатков следов нарушителей.

Контрольно-следовая полоса обустраивается, как правило, в зоне отторжения.

Ширина контрольно-следовой полосы составляет не менее 3 метров, а в стесненных условиях на объектах (территориях), расположенных в черте города, - не менее 1,5 метра.

В качестве покрытия контрольно-следовой полосы (в том числе на скальных участках) используется песок или другой рыхлый грунт, а также естественный снежный покров.

Обозначение границ грунтовой контрольно-следовой полосы на местности производится путем прокладки контрольных борозд или установки контрольных нитей, снеговой - путем прокладки контрольной лыжни. Грунтовая контрольно-следовая полоса приводится в рыхло-пушистое состояние путем вспашки на глубину не менее 0,15 метра, боронования и нанесения на ее поверхность рисунка с помощью профилировщика параллельно ограждению.

На контрольно-следовой полосе не должно быть предметов, способствующих проходу нарушителя и затрудняющих обнаружение его следов.

В целях исключения размывания контрольно-следовой полосы дождевыми и талыми водами проводятся работы по дренажу и отводу вод путем устройства кюветов и укладки труб.

В местах пересечения контрольно-следовой полосы с дорогами, ручьями, каналами, оврагами, а также на заболоченной местности устраиваются мостики (настилы), на которые насыпается грунт, а затем профилируется.

В местах, где невозможно оборудовать контрольно-следовую полосу (крутые склоны, топкое болото), должны приниматься меры, компенсирующие ее отсутствие (оборудование инженерных заграждений, технических средств охраны).

15. Для передвижения нарядов подразделения охраны пешим порядком, а также работников, обслуживающих инженерно-технические средства охраны рядом с контрольно-следовой полосой (при наличии), вдоль ограждения периметра объекта (территории) при необходимости прокладывается тропа нарядов.

В зависимости от ширины зоны отторжения тропа нарядов может располагаться в зоне отторжения или вне ее на охраняемой территории.

Тропа нарядов должна иметь твердое покрытие шириной 0,75 - 1 метр. Вертикальный уклон тропы нарядов должен соответствовать требованиям строительных норм и правил для пешеходных дорожек в населенных пунктах. На крутых подъемах и спусках оборудуются откосные лестницы с перилами и длиной марша не более 15 ступенек, высота которых составляет не более 0,2 метра, ширина - 0,25 - 0,3 метра.

Тропа нарядов с деревянным покрытием из щитов или досок (настил) устраивается на сырых и заболоченных участках местности. Высота подъема настила тропы нарядов зависит от уровня паводковых вод.

Через водные препятствия и овраги, пересекаемые тропой нарядов, устраиваются переходные мостики с перилами высотой 1,2 метра.

Тропа нарядов без настила оборудуется кюветами.

В зимнее время тропа нарядов, настилы, переходные мостики и откосные лестницы должны очищаться от снега и льда, а скользкие места - обрабатываться противогололедными веществами или посыпаться песком.

16. На объектах (территориях) с периметрами значительной протяженности для передвижения нарядов подразделения охраны на транспортных средствах строятся специальные дороги (дороги охраны), как правило, для одностороннего движения автомобильного транспорта с шириной проезжей части 3 - 3,5 метра с твердым покрытием. Для разворота и разъезда встречных транспортных средств через каждые 500 - 1000 метров оборудуются участки протяженностью не менее 10 метров, на которых ширина дорожного полотна составляет не менее 6,5 метра.

Дороги охраны должны пролегать вдоль ограждения периметра объектов (территорий) или зоны отторжения, вне зоны обнаружения технических средств охраны, иметь минимальное количество пересечений с существующими на объектах (территориях) автомобильными и железными дорогами. Дороги охраны оборудуются соответствующими дорожными знаками. В качестве дорог охраны могут использоваться внутриобъектовые дороги. В зимнее время дороги охраны должны очищаться от снега и во избежание образования наледи обрабатываться соответствующими материалами.

17. Объекты (территории), на которых установлен пропускной режим (планируется его введение), оборудуются контрольно-пропускными пунктами для осуществления пропуска людей и (или) транспорта (автомобильного, железнодорожного, водного) на объект (территорию) или с объекта (территории), вноса (ввоза), выноса (вывоза) имущества и материальных ценностей.

Для освещения помещения контрольно-пропускного пункта, коридоров для прохода людей, досмотровой площадки, мест выполнения должностных обязанностей работников подразделения охраны и работников объекта (территории), а также освещения транспорта снизу, сверху и с боков на контрольно-пропускном пункте используются стационарные и переносные светильники. Освещенность коридоров контрольно-пропускного пункта для прохода людей должна быть не менее 200 люкс, иных коридоров и внутри шлюзовых кабин - 75 люкс, досмотровой площадки - 300 люкс.

Все входы в помещение контрольно-пропускного пункта, а также управляемые преграждающие конструкции оборудуются замковыми устройствами и средствами охранной сигнализации, которые выдают сигнал тревоги при попытке преодоления нарушителем этих конструкций путем их вскрытия и разрушения.

Коридор для прохода людей оборудуется турникетом (шлюзовой кабиной, калиткой) с управляемыми замковыми (запирающими) устройствами и системами инженерного заграждения, предотвращающими проникновение нарушителя минуя зону контроля прохода (сбоку, сверху).

При необходимости контрольно-пропускные пункты оборудуются техническими средствами контроля и управления доступом.

Все контрольно-пропускные пункты оборудуются средствами охранного телевидения, средствами постовой связи, а также средствами тревожной сигнализации, которые размещаются скрытно.

Устройства управления механизмами управляемых преграждающих конструкций, охранным освещением, средствами охранного телевидения, оповещения и стационарными средствами досмотра располагаются в помещении контрольно-пропускного пункта или на его наружной стене со стороны охраняемой территории. При этом необходимо исключить доступ к указанным устройствам посторонних лиц.

18. Для досмотра транспорта на контрольно-пропускном пункте оборудуются помещения для работников подразделения охраны, досмотровые площадки, эстакады, досмотровые ямы, а для досмотра железнодорожного транспорта - вышки с площадками. На эстакадах, вышках, в досмотровых ямах и у основных ворот устанавливаются скрытые кнопки тревожной сигнализации.

Для досмотра транспорта снизу и сверху допускается применять досмотровые технические средства и средства охранного телевидения вместо досмотровых эстакад, вышек и ям.

Для контроля подъезжающего транспорта и прибывающих людей сплошные ворота и входные двери на территорию объекта (территории) оборудуются смотровыми окошками или "глазками", домофонами, видеодомофонами или телевизионными камерами.

Ограждение контрольно-пропускного пункта, предназначенного для пропуска транспорта, оборудуется воротами и калитками с запирающими устройствами, а также средствами охранной сигнализации и постовой телефонной связи.

19. Для размещения суточной смены караула подразделения охраны, непосредственно осуществляющего защиту объекта (территории) от противоправных посягательств, на объекте (территории) оборудуется караульное помещение.

Характеристики строительных конструкций, состав и назначение отдельных помещений и их оборудование устанавливаются Федеральным космическим агентством.

20. Для предупреждения о запрещении прохода на объект (территорию), в зону отторжения или о необходимости выполнения требуемых действий на контрольно-пропускном пункте применяются указательные и предупредительные знаки (например, "Проход (проезд) запрещен (закрыт)", "Внимание! Охраняемая территория", "Остановиться! Выключить мотор! Выйти из машины!" и др.).

Предупредительные знаки устанавливаются через каждые 50 метров на высоте 1,6 - 1,8 метра от уровня земли на отдельных опорах, опорах ограждения или инженерных заграждениях.

Предупредительные знаки устанавливаются на калитках и воротах в ограждениях (заграждениях), расположенных по границе зоны отторжения, в местах примыкания зоны отторжения к зданиям, а также на их изгибах (углах).

Надписи выполняются на белом фоне буквами черного цвета на русском и при необходимости на соответствующем национальном языке народа, проживающего на территории, прилегающей к объекту (территории).

21. Для обозначения границ между постами, участками средств охранной сигнализации применяются разграничительные знаки.

Разграничительные знаки устанавливаются на отдельных опорах или на основном ограждении на высоте до 2 метров. Они должны хорошо просматриваться с тропы нарядов.

Разграничительные знаки постов ориентируются перпендикулярно тропе нарядов, нумеруются с обеих сторон одной и той же цифрой, последовательно устанавливаются в зоне отторжения и указывают порядковый номер границы между постами.

Разграничительные знаки участков средств охранной сигнализации устанавливаются, как правило, на основном ограждении.

22. Для увеличения обзора и лучшего просмотра охраняемой территории объекта (территории) оборудуются наблюдательные вышки высотой, как правило, до 10 метров, а в необходимых случаях выше.

Наблюдательные вышки состоят из основания, лестницы, смотровой площадки, наблюдательной будки и могут быть деревянными, металлическими или железобетонными.

Наблюдательные вышки оборудуются противогранатной сеткой, молниеотводами, а их смотровые площадки - ограждением высотой 1,2 метра.

Наблюдательные вышки оборудуются средствами тревожной сигнализации и средствами постовой связи.

23. Для размещения работников подразделений охраны, выполняющих наблюдение за охраняемой территорией, предназначены наблюдательные будки.

Конструкция наблюдательной будки (как правило, размером не менее 2 x 2 x 2,5 метра) должна обеспечивать защиту постового от внешних погодных воздействий и поражения огнем стрелкового оружия, иметь бойницы для ведения огня, вентиляцию и отопление.

Наблюдательные будки изготавливаются из кирпича, бетона или металла с утепленными стенами, окнами и крышей, оборудуются средствами тревожной сигнализации и средствами постовой связи.

24. Для размещения средств связи, тревожной сигнализации и постовой одежды на наружном посту оборудуется постовой гриб, который устанавливается на расстоянии не более 1 метра от тропы нарядов и представляет собой четырехскатную крышу размером 1,5 x 1,5 метра, установленную на опоре высотой 2 метра.

Постовой гриб окрашивается в цвет окружающей местности (объекта (территории).

25. На транспортных контрольно-пропускных пунктах и пожарных въездах на объект (территорию) в ограждении оборудуются ворота высотой не менее 2,5 метра с конструкцией, обеспечивающей их жесткую фиксацию в закрытом положении.

Расстояние между дорожным покрытием и нижним краем ворот должно быть не более 0,1 метра.

Основные и вспомогательные ворота оборудуются замковыми устройствами, средствами охранной сигнализации и постовой телефонной связи, калитками с запирающими устройствами и устройствами контроля вскрытия (пломбирования). Основные ворота, как правило, оборудуются электроприводами.

Ворота с электроприводом и дистанционным управлением оборудуются устройствами аварийной остановки и открытия вручную на случай неисправности или отключения электропитания.

Ворота оборудуются ограничителями или стопорами для предотвращения произвольного открывания (движения).

Запирающие и фиксирующие устройства ворот и калиток должны обеспечивать требуемую защиту от разрушающих воздействий, сохранять работоспособность в диапазонах температур и влажности окружающего воздуха, характерных для данной климатической зоны, при прямом воздействии воды, снега, града, песка и других факторов.

При использовании замков в качестве запирающих устройств основных ворот следует устанавливать не менее 2 замков гаражного или навесного типа.

Калитка должна запираться на врезной или накладной замок либо на засов с навесным замком.

Усиление прочности ворот и калиток достигается за счет использования предохранительных накладок, предохранительной уголковой замковой планки, массивных петель.

Петли для ворот и калиток должны быть прочными и выполняться из стали. В зависимости от материала ворот и калиток их крепление осуществляется с помощью шурупов, винтов или сварки.

При открывании ворот и калиток на стороне петель устанавливаются торцевые крюки (анкерные штыри), которые препятствуют снятию ворот и калиток в случае срывания петель или механического повреждения.

Торцевые крюки изготавливаются из стального прутка диаметром не менее 8 миллиметров.

Над воротами и калитками при необходимости может быть установлено дополнительное ограждение для усиления основного ограждения.

26. Двери и люки охраняемых зданий (сооружений, помещений) должны быть исправными, хорошо подогнанными под дверную коробку и обеспечивать надежную защиту помещений объекта (территории).

Деревянные двери должны быть цельными, без филенок, толщиной не менее 40 миллиметров.

Двустворчатые двери оборудуются двумя стопорными задвижками (шпингалетами), установленными в верхней и нижней частях одного дверного полотна. Площадь сечения задвижки должна составлять не менее 100 кв. миллиметров, глубина отверстия для нее - не менее 30 миллиметров.

Для усиления деревянная дверная коробка обрамляется стальным уголком размером не менее 45 x 28 x 4 миллиметра и закрепляется в стене стальными штырями (ершами, костылями) диаметром не менее 10 миллиметров и длиной не менее 120 миллиметров. Расстояние между штырями должно быть не более 700 миллиметров.

Дверная коробка металлической двери приваривается по периметру к вмонтированным в стену на глубину не менее 80 миллиметров металлическим штырям диаметром не менее 10 миллиметров, расстояние между которыми должно быть не более 700 миллиметров.

Дверные накладки изготавливаются из стальной полосы толщиной 4 - 6 миллиметров и шириной не менее 70 миллиметров. Крепление их производится болтами, которые закрепляются с внутренней стороны помещения при помощи шайб и гаек с расклепкой конца болта.

Входные наружные двери в охраняемое помещение должны по возможности открываться наружу. Их следует оборудовать не менее чем 2 разнотипными врезными (накладными) замками или одним врезным (накладным) и одним замком навесного типа. Расстояние между запирающими устройствами замков составляет не менее 300 миллиметров.

Дверные проемы (тамбуры) центрального и запасного входов в здание (при отсутствии около них постов подразделения охраны) оборудуются дополнительной дверью.

При невозможности установки дополнительных дверей входные двери блокируются техническими средствами охраны, выдающими тревожное извещение при попытке подбора ключей или взлома дверей.

Эвакуационные и аварийные выходы оборудуются устройством экстренного открывания дверей (устройством "Антипаника") - замочным изделием, удерживающим дверь эвакуационного или аварийного выхода в закрытом (запертом) положении и обеспечивающим быстрое открывание двери нажатием рукой или телом человека на управляющий элемент (штангу, ручку), расположенный на внутренней стороне полотна дверного блока, при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Все внешние двери, выходящие на неохраняемую территорию, оборудуются устройствами контроля вскрытия (пломбирования).

Применение устройств экстренного открывания дверей эвакуационных и аварийных выходов должно быть согласовано с территориальными подразделениями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

27. Окна первых этажей зданий, выходящих на неохраняемую территорию, оборудуются металлическими решетками и техническими средствами охраны.

Металлические решетки, которыми оборудуют оконные конструкции, устанавливаются с внутренней стороны помещения или между рамами.

В случае если помещение имеет только 1 оконный проем, подлежащий оборудованию решеткой, она делается открывающейся (распашной, раздвижной), если в помещении несколько оконных проемов, которые оборудуются решетками, одна из них делается открывающейся (распашной, раздвижной). Для больших помещений с количеством окон более 5 или с большой площадью непрерывного (витринного) остекления количество открывающихся решеток определяется условиями быстрой эвакуации людей. Решетка должна запираться с внутренней стороны помещения на замок или иное устройство, обеспечивающее запирание решетки и возможность эвакуации людей из помещения в чрезвычайных ситуациях.

При установке на оконные проемы стационарных необрамленных металлических решеток концы прутьев монтируются в стену на глубину не менее 80 миллиметров, бетонируются или привариваются к металлическим конструкциям.

При установке обрамленных (обрамление стальным уголком размером не менее 35 x 35 x 4 миллиметра) металлических решеток, в том числе открывающихся, уголок приваривается по периметру к вмонтированным в стену на глубину не менее 80 миллиметров стальным анкерам диаметром не менее 12 миллиметров и длиной не менее 120 миллиметров или к закладным деталям. Расстояние между анкерами или закладными деталями должно быть не более 500 миллиметров. Минимальное количество анкеров (закладных деталей) должно быть не менее 2 на каждую сторону. Закладные детали изготавливаются из стальной полосы размером 100 x 50 x 6 миллиметров и надежно прикрепляются к стене.

28. Вентиляционные шахты, короба, дымоходы и другие технологические каналы и отверстия диаметром более 200 миллиметров, имеющие выход за границы объекта (территории), в том числе на крыши зданий и (или) в смежные неохраняемые помещения, и входящие в охраняемые помещения, оборудуются на входе в эти помещения решетками, изготавливаемыми из прутков арматурной стали диаметром не менее 16 миллиметров, сваренных в перекрестиях и образующих ячейки размером не более 150 x 150 миллиметров.

Решетка в вентиляционных коробах, шахтах, дымоходах со стороны охраняемого помещения должна отстоять от внутренней поверхности стены (перекрытия) не более чем на 100 миллиметров.

Для защиты вентиляционных шахт, коробов и дымоходов допускается использовать фальшрешетки из металлических трубок с диаметром отверстия не менее 6 миллиметров для протяжки провода шлейфа сигнализации ("на обрыв"), образующих ячейки 100 x 100 миллиметров, а также применять другие технические средства охраны.

Двери и коробки погрузо-разгрузочных люков по конструкции и прочности должны быть аналогичны наружным входным дверям и запираться снаружи на замки. Деревянная обвязка погрузо-разгрузочного люка прикрепляется к фундаменту стальными скобами с внутренней стороны помещения или стальными анкерами диаметром не менее 16 миллиметров и устанавливается в строительной конструкции на глубину не менее 150 миллиметров.

Двери и коробки чердачных люков по конструкции и прочности должны быть аналогичны наружным входным дверям и закрываться изнутри на замки, задвижки, накладки и другие устройства.

29. Водопропуски сточных или проточных вод, подземные (кабельные, канализационные) коллекторы при диаметре трубы или коллектора 300 - 500 мм и более, выходящие с территории объекта, должны быть оборудованы на выходе из них металлическими решетками, изготавливаемыми из прутков арматурной стали диаметром не менее 16 миллиметров, сваренных в перекрестиях и образующих ячейки размером не более 150 x 150 миллиметров. Решетка приваривается к вмонтированным в стену на глубину 80 миллиметров стальным анкерам диаметром не менее 12 миллиметров (к закладным деталям из стальной полосы 100 x 50 x 6 миллиметров, прикрепленным к стене 4 дюбелями), расстояние между которыми должно быть не более 500 миллиметров.

В трубе или коллекторе большего диаметра, где есть возможность применения инструмента взлома, необходимо устанавливать решетки, заблокированные охранной сигнализацией на разрушение и открывание.

Воздушные трубопроводы, пересекающие ограждение периметра объекта (территории), оборудуются элементами дополнительного ограждения.

Устройства паводкового водосброса в местах пересечения основного ограждения и зоны отторжения реками, ручьями, оврагами оборудуются инженерными заграждениями над и под водой (металлическими решетками, спиралями, гирляндами). Инженерные заграждения, расположенные под водой, не должны препятствовать течению воды, но при этом должны максимально затруднять преодоление их нарушителем. Для очистки от сплавляемого мусора металлические решетки оборудуются подъемными устройствами.

30. Наружные и внутренние стены зданий, перекрытия пола и потолка помещений объектов (территорий) должны быть труднопреодолимым препятствием для проникновения нарушителей.

Допускается усиление некапитальных стен, перекрытий и перегородок по всей их площади с внутренней или наружной стороны помещения металлическими решетками, изготовленными из металлических прутков диаметром не менее 16 миллиметров, сваренных в перекрестиях и образующих ячейки размером не более 150 x 150 миллиметров, или стальной сеткой, изготовленной из проволоки диаметром не менее 8 миллиметров и с ячейкой не более 100 x 100 миллиметров.

Решетки привариваются к вмонтированным в стену на глубину 80 миллиметров стальным анкерам диаметром не менее 12 миллиметров или к закладным деталям из стальной полосы 100 x 50 x 6 миллиметров и после установки решетки маскируются штукатуркой или облицовочными панелями.