116. ВАИ осуществляет федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах, организует в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации выполнение специальных разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения и осуществляет их непосредственно, а также организует и осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах.
117. ВАИ предназначена для планирования, строительства, развития системы обеспечения БДД и реализации государственной политики в этой области в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях.
118. ВАИ осуществляет контроль за соблюдением должностными лицами и водителями транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения БДД. ВАИ организует и проводит мероприятия по пропаганде БДД в Вооруженных Силах, предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий.
119. В целях выполнения возложенных на ВАИ задач по контролю за соблюдением военнослужащими и лицами гражданского персонала федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам обеспечения БДД в воинских частях, при эксплуатации транспортных средств Вооруженных Сил на автомобильных дорогах общего пользования и территориях, а также обеспечения передвижения войск (сил) по автомобильным дорогам общего пользования и маршрутам движения войск в Вооруженных Силах организуется ДПС. В ходе несения ДПС осуществляются специальные контрольные функции в области обеспечения БДД в Вооруженных Силах. Несение ДПС осуществляется личным составом ВАИ (территориальных) в установленных районах.
120. Начальник ВАИ (территориальной) организует ДПС силами подчиненного и приданного личного состава, организует снабжение специальным оборудованием и имуществом для несения ДПС.
121. Начальник ВАИ (территориальной) является прямым начальником личного состава ВАИ (территориальной) и подчиняется начальнику регионального органа военной полиции.
122. Начальник ВАИ (территориальной) отвечает за: боевую и мобилизационную готовность; успешное выполнение задач и функций, возложенных на ВАИ (территориальную); подготовку, воспитание, воинскую (трудовую) дисциплину, морально-политическое и психологическое состояние личного состава, безопасность военной службы; внутренний порядок; организацию делопроизводства и обеспечение режима секретности; сохранность материальных средств; техническое, материальное, медицинское, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение личного состава.
(в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2020 N 440)
(см. текст в предыдущей редакции)
123. Начальник ВАИ (территориальной) или лицо, его замещающее, обязан:
1) организовывать деятельность ВАИ (территориальной) по выполнению возложенных на нее задач и функций;
2) организовывать и проводить в установленном порядке проверки войск (сил) в районе ответственности по вопросам выполнения требований соответствующих нормативных правовых актов по обеспечению БДД при эксплуатации транспортных средств Вооруженных Сил в соответствии с планами подготовки и деятельности ВАИ (территориальной), утверждаемыми начальником ВАИ (региональной), а также по поручению начальника ВАИ (региональной);
3) организовывать работу по пропаганде БДД в Вооруженных Силах;
4) контролировать проведение конкурсов, акций, операций и других мероприятий, направленных на обеспечение БДД;
5) организовывать учет дорожно-транспортных происшествий;
6) анализировать состояние аварийности при использовании транспортных средств в Вооруженных Силах, участвовать в подготовке проектов приказов начальника гарнизона по обеспечению БДД;
7) осуществлять контроль за подготовкой водителей, механиков-водителей, старших машин, техников (по безопасности движения) - начальников контрольно-технических пунктов;
8) обеспечивать ведение баз учетных данных по закрепленным направлениям деятельности военной полиции;
9) организовывать проведение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации государственной регистрации транспортных средств Вооруженных Сил и транспортных средств федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, по согласованию с указанными органами, выдачу на них регистрационных документов и государственных регистрационных знаков;
10) организовывать проведение технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных ВАИ;
11) выдавать в установленном порядке разрешения на оборудование транспортных средств оперативных служб воинских частей специальными световыми и звуковыми сигналами при наличии специальных цветографических схем на наружных поверхностях этих транспортных средств, свидетельства о допуске транспортных средств Вооруженных Сил к перевозке опасных грузов;
(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)
(см. текст в предыдущей редакции)
12) во взаимодействии с должностными лицами территориальных подразделений Госавтоинспекции проводить работу по временной регистрации транспортных средств Вооруженных Сил в подразделении Госавтоинспекции субъекта Российской Федерации с выдачей государственных регистрационных знаков и регистрационных документов в качестве дополнительных и осуществлять контроль за порядком их установки на транспортные средства Вооруженных Сил;
13) осуществлять контроль за исполнением владельцами транспортных средств Вооруженных Сил положений законодательства Российской Федерации, касающихся страхования гражданской ответственности, за допуском водителей и транспортных средств Вооруженных Сил к участию в дорожном движении;
14) участвовать в работе экзаменационных комиссий по приему выпускных экзаменов в образовательных организациях, осуществляющих подготовку граждан на получение права управления транспортными средствами для нужд Вооруженных Сил, ведение учета граждан, обучающихся в указанных образовательных организациях;
15) организовывать контроль за соблюдением установленных правил использования транспортных средств Вооруженных Сил, требований к их конструкции и техническому состоянию, а также ПДД водителями транспортных средств Вооруженных Сил в районе ответственности;
16) направлять материалы о нарушениях нормативных правовых актов Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации в области обеспечения БДД, совершенных водителями транспортных средств Вооруженных Сил, не входящих в район ответственности ВАИ (территориальной), командирам воинских частей и в соответствующие ВАИ (территориальные);
17) организовывать в установленном порядке ДПС и проведение комплекса мер по обеспечению БДД при передвижении воинских колонн и перевозке особо опасных, крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов оборонного назначения в районе ответственности, а также работу штатного начальника специализированной стоянки транспортных средств.
18) о происшествиях, обнаружении в действии (бездействии) военнослужащего или лица гражданского персонала признаков преступления незамедлительно уведомлять военного прокурора, руководителя военного следственного органа и принимать меры, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
19) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации производство и меры обеспечения производства по материалам об административном правонарушении, а также меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке;
20) организовывать взаимодействие в области обеспечения БДД с Госавтоинспекцией и военной прокуратурой;
21) организовывать во взаимодействии с Госавтоинспекцией розыск водителей транспортных средств Вооруженных Сил, скрывшихся с места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они явились, а также угнанных и похищенных транспортных средств Вооруженных Сил, похищенных регистрационных знаков и специальной печатной продукции, необходимой для допуска транспортных средств в участии в дорожном движении;
22) организовывать надзор за дорожной деятельностью в части, касающейся проектирования, строительства, ремонта и эксплуатации дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и иных объектов, оказывающих влияние на БДД и находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации;
23) организовывать применение специальных технических и иных средств, а также автоматизированных компьютерных программ и систем;
24) издавать приказы и давать указания в пределах своих полномочий, организовывать и проверять их выполнение;
25) утверждать должностные обязанности непосредственно подчиненных должностных лиц ВАИ (территориальной).
124. Начальник ВАИ (территориальной) или лицо, его замещающее, наделяются полномочиями:
1) письменно запрашивать от командиров (начальников) воинских частей (организаций) сведения о соблюдении в воинских частях (организациях) законодательства Российской Федерации в области обеспечения БДД;
2) давать командирам (начальникам) и должностным лицам воинских частей (организаций) обязательные для исполнения предписания об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений в области дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;
3) предписывать или разрешать соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения на дорогах, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации;
4) временно ограничивать или запрещать дорожное движение (по согласованию с органами внутренних дел Российской Федерации), изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении специальных мероприятий, проведении учений и занятий по боевой подготовке воинских частей, в том числе других войск и воинских формирований, в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо для ликвидации угроз БДД при пользовании транспортными средствами;
5) запрещать при несоблюдении требований нормативных правовых актов в области обеспечения БДД перевозку крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов транспортными средствами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
6) не допускать транспортные средства Вооруженных Сил к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации транспортных средств Вооруженных Сил и выдаче на них соответствующих документов, а также транспортные средства федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, по согласованию с указанными органами:
изготовленные в Российской Федерации, ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям БДД;
имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки;
владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности;
7) останавливать транспортные средства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в целях пресечения и оформления административного правонарушения, осуществления производства по делу об административном правонарушении и проверки на контрольных постах ДПС ВАИ (стационарных постах ДПС ВАИ, маршрутах патрулирования) документов на право пользования и управления ими, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз, изымать эти документы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) отстранять лиц, управляющих транспортными средствами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, от управления транспортными средствами, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, лиц, не имеющих документов на право управления или пользования транспортными средствами, а также лиц, управляющих транспортными средствами с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда);
9) направлять и (или) доставлять военнослужащих, лиц гражданского персонала на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в соответствующие медицинские организации, если результат освидетельствования необходим в связи с совершением преступления, административного правонарушения или грубого дисциплинарного проступка для объективного установления обстоятельств правонарушения, а также проводить освидетельствование лиц, управляющих транспортными средствами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
(п. 9 в ред. Указа Президента РФ от 22.01.2018 N 16)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) использовать в установленном порядке специальные технические и транспортные средства для выявления и фиксации нарушений ПДД лицами, управляющими транспортными средствами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, контроля за техническим состоянием указанных транспортных средств, их принудительной остановки и задержания, дешифровки показаний тахографов;
11) осуществлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке административное задержание и личный досмотр лиц, управляющих транспортными средствами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, совершивших административное правонарушение, осмотр указанных транспортных средств и грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, производить их досмотр при подозрении, что они используются в противоправных целях;
12) вызывать в ВАИ водителей и должностных лиц воинских частей по находящимся в производстве делам и материалам, получать от них необходимые объяснения, справки, документы (их копии);
13) осуществлять задержание транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, перемещение и помещение их на специализированную стоянку до устранения причин задержания в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
14) осуществлять в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации задержание транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, находящихся в розыске.
125. Перечень специальной печатной продукции для несения ДПС, образцы бланков специальной печатной продукции для ведения производства по делам об административных правонарушениях и по материалам о дисциплинарных проступках в области дорожного движения, для организации и проведения сопровождения воинских колонн, для несения ДПС на контрольных постах ДПС ВАИ и патрулирования на маршрутах движения транспортных средств Вооруженных Сил утверждаются начальником центрального органа военной полиции.
126. Непосредственное управление нарядами ДПС ВАИ возлагается на штатную дежурную смену ВАИ (территориальной). Работу штатной дежурной смены организует заместитель начальника ВАИ (территориальной). В состав штатной дежурной смены входит штатный дежурный по ВАИ (территориальной) и штатный помощник дежурного по ВАИ (территориальной).
127. Дежурный по ВАИ (территориальной) отвечает за несение службы нарядом по ВАИ (территориальной), сбор и учет сведений о дорожно-транспортных происшествиях в районе ответственности с участием транспортных средств Вооруженных Сил, учет нарушений водителями транспортных средств Вооруженных Сил ПДД и правил эксплуатации указанных транспортных средств. Он подчиняется начальнику ВАИ (территориальной). Ему подчиняется наряд по ВАИ (территориальной).
128. Дежурный по ВАИ (территориальной) обязан:
1) знать инструкцию дежурного по ВАИ (территориальной) и другую документацию по службе;
2) прибыть в назначенное время к начальнику ВАИ (территориальной) на инструктаж;
3) принять по описи документацию и имущество, относящиеся к службе;
4) контролировать выполнение мероприятий, направленных на обеспечение БДД, в районе ответственности, гарнизонах и воинских частях;
5) руководить инспекторами ВАИ (территориальной), принимать в установленное начальником ВАИ (территориальной) время их доклады о несении службы и письменные доклады о результатах несения службы;
6) осуществлять сбор сведений о дорожно-транспортных происшествиях с участием транспортных средств Вооруженных Сил, принимать и регистрировать поступившие сообщения о преступлениях, административных правонарушениях и дисциплинарных проступках, совершенных военнослужащими, лицами гражданского персонала, об иных происшествиях, участниками которых они являются, принимать имеющимися силами и средствами соответствующие меры реагирования, незамедлительно докладывать о поступлении таких сообщений начальнику ВАИ (территориальной), дежурному регионального органа военной полиции, информировать дежурного по военной комендатуре, действовать в соответствии с указаниями начальника ВАИ (территориальной) и дежурного по региональному органу военной полиции;
(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) направлять инспектора ВАИ (территориальной) по приказу начальника ВАИ (территориальной) и выезжать лично на место совершения дорожно-транспортного происшествия с участием транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований для выяснения обстоятельств и последствий происшествия;
8) проверять несение службы инспекторами ВАИ (территориальной), принимать меры по устранению недостатков и докладывать об этом начальнику ВАИ (территориальной);
9) знать местонахождение начальника ВАИ (территориальной) и порядок связи с ним;
10) убывая с разрешения начальника ВАИ (территориальной) по делам службы, оставлять за себя помощника;
11) по окончании службы представлять начальнику ВАИ (территориальной) оформленные документы (материалы) о дорожно-транспортных происшествиях с участием транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, нарушениях ПДД, совершенных водителями воинских частей, и правил эксплуатации указанных транспортных средств, а также письменный доклад о результатах несения службы.
129. Инспектор ДПС ВАИ при исполнении служебных обязанностей на контрольном посту ДПС ВАИ (стационарном посту ДПС ВАИ, маршруте патрулирования) обязан:
1) знать требования нормативных правовых актов в области обеспечения БДД и ответственность, предусмотренную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации за их нарушения;
2) знать устройство транспортных средств и правила их эксплуатации;
3) знать задачу контрольного поста ДПС ВАИ, особенности несения службы, а также оперативную обстановку в районе контрольного поста ДПС ВАИ, стационарного поста ДПС ВАИ (на маршруте патрулирования);
4) знать дислокацию и режим работы дежурного по ВАИ, других нарядов ДПС ВАИ, дежурного по военной комендатуре и других оперативных служб в районе ответственности ВАИ, а также систему связи с ними;
(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) иметь соответствующую подготовку и допуск к управлению патрульным транспортным средством ВАИ;
6) управлять патрульным транспортным средством ВАИ, строго придерживаясь требований ПДД;
7) докладывать дежурному по ВАИ (территориальной) о прибытии на контрольный пост ДПС ВАИ (стационарный пост ДПС ВАИ, маршрут патрулирования) для несения ДПС;
8) находиться на контрольном посту ДПС ВАИ (стационарном посту ДПС ВАИ, маршруте патрулирования) в соответствии с установленным графиком несения службы;
9) уточнять или запрашивать у дежурного по ВАИ (территориальной) информацию о транспортных средствах Вооруженных Сил, об оперативной и дорожной обстановке, происшествиях, нарушениях ПДД и требований иных нормативных правовых актов в области обеспечения БДД, совершенных водителями транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, о поступивших указаниях и сообщениях, а также другие сведения, имеющие прямое отношение к несению службы;
10) контролировать соблюдение водителями транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований ПДД, а также требований иных нормативных правовых актов в области обеспечения БДД;
11) предотвращать, выявлять и пресекать преступления, административные правонарушения и дисциплинарные проступки в области дорожного движения, фиксировать нарушения ПДД, совершенные водителями транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, выяснять в пределах своих полномочий причины и обстоятельства, способствующие совершению правонарушений;
12) незамедлительно докладывать дежурному по ВАИ (территориальной) о дорожно-транспортных происшествиях с участием транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, об обнаружении в действиях (бездействии) военнослужащего или лица гражданского персонала признаков преступления, административного правонарушения, дисциплинарного проступка, об иных происшествиях, участниками которых они являются, и действовать в соответствии с указаниями дежурного по ВАИ (территориальной);
13) при необходимости принимать меры по оказанию помощи в эвакуации людей, оказанию им первой помощи и организации доставки в ближайшую медицинскую организацию, в эвакуации поврежденных транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований и охране военного имущества, оставшегося без присмотра, до прибытия представителя воинской части (учреждения), являющейся (являющегося) владельцем данного имущества;
14) применять в пределах компетенции меры по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях;
15) предупреждать водителей транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований о возникшей (возможной) опасности на их пути, которую они не в состоянии своевременно обнаружить;
16) регулировать дорожное движение посредством распорядительно-регулировочных действий и принимать меры по обеспечению безопасного передвижения воинских колонн;
17) выявлять и задерживать транспортные средства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, которые объявлены в розыск, а также транспортные средства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, водители которых скрылись с места дорожно-транспортного происшествия или которые используются в противоправных целях;
18) сообщать номер нагрудного знака и предъявлять по требованию водителя (старшего машины) служебное удостоверение (не выпуская из рук);
19) содержать в исправном состоянии вверенные специальные средства, имущество для несения ДПС, патрульное транспортное средство ВАИ;
20) принимать от сотрудников Госавтоинспекции в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, задержанные транспортные средства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований и передавать (перемещать) их на специализированную стоянку;
21) по прибытии на пост ДПС ВАИ (стационарный пост ДПС ВАИ, маршрут патрулирования) докладывать всем прямым начальникам и должностным лицам, назначенным для проверки.
Например: "Товарищ майор, во время несения службы на вверенном мне посту (маршруте патрулирования) происшествий не случилось (случилось то-то). Старший инспектор ДПС 102 ВАИ (территориальной) прапорщик Иванов";
22) докладывать дежурному по ВАИ (территориальной) о перемещении по маршруту патрулирования, а также об убытии с контрольного поста ДПС ВАИ (стационарного поста ДПС ВАИ, маршрута патрулирования) к месту постоянной дислокации ВАИ;
23) оформлять и представлять должностному лицу ВАИ (территориальной), ответственному за организацию ДПС, а в его отсутствие дежурному по ВАИ (территориальной) письменный рапорт о результатах несения ДПС, оформленные документы (материалы) о нарушениях водителями транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований ПДД и требований иных нормативных правовых актов в области обеспечения БДД;
24) при получении во время несения ДПС от участников дорожного движения (водителей, пешеходов) информации о нарушении ПДД водителями транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований немедленно докладывать об этом начальнику ВАИ (территориальной) и действовать согласно его указаниям. По окончании дежурства полученную информацию и принятые меры отражать в рапорте о результатах несения ДПС.
130. В дополнение к статьям 128 и 129 настоящего Устава дежурный инспектор ДПС ВАИ при несении службы на стационарном посту ДПС ВАИ обязан:
1) при смене дежурства принимать (сдавать) по описи имущество и специальные средства, а также принимать (передавать) информацию об оперативной обстановке, имевших место происшествиях, поступивших указаниях, сообщениях и сведениях, имеющих прямое отношение к несению ДПС;
2) докладывать дежурному по ВАИ (территориальной) о приеме (сдаче) стационарного поста ДПС ВАИ и выявленных недостатках.
131. Инспектор ДПС ВАИ при несении службы наделяется полномочиями:
1) останавливать транспортные средства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований на дорогах общего пользования и территориях в целях пресечения и оформления административного правонарушения, осуществления производства по делу об административном правонарушении, а также проверки на контрольных постах ДПС ВАИ (стационарных постах ДПС ВАИ, маршрутах патрулирования) документов на право пользования указанными транспортными средствами и управления ими, документов на них и перевозимый груз, изымать эти документы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) задерживать транспортные средства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе перемещать (помещать) их с помощью других транспортных средств на специализированную стоянку при нарушении правил эксплуатации транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации;
3) применять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке и (или) по делу об административном правонарушении военнослужащих - водителей транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
4) отстранять в соответствии с законодательством Российской Федерации от управления транспортными средствами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований военнослужащих и лиц гражданского персонала, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также совершивших административные правонарушения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
5) направлять и (или) доставлять военнослужащих на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в соответствующие медицинские организации, если результат освидетельствования необходим в связи с совершением преступления, административного правонарушения или грубого дисциплинарного проступка для объективного установления обстоятельств правонарушения, а также проводить освидетельствование лиц, управляющих транспортными средствами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, на состояние опьянения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
(п. 5 в ред. Указа Президента РФ от 22.01.2018 N 16)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) напоминать в необходимых случаях водителям транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований и старшим машин о соблюдении ПДД и правил эксплуатации указанных транспортных средств; при наличии неисправностей и условий, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, оформлять материалы о нарушении ПДД и требований в области обеспечения БДД;
7) требовать от лиц, имеющих отношение к административному правонарушению или дисциплинарному проступку, письменные объяснения;
8) использовать в установленном порядке специальные технические и транспортные средства для выявления и фиксации нарушений ПДД и контроля за техническим состоянием транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
9) использовать в установленном порядке транспортные средства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований для доставления в медицинские организации военнослужащих и граждан, нуждающихся в скорой медицинской помощи;
10) применять и использовать в установленном порядке физическую силу, специальные средства и оружие.
132. Расстановка наряда ВАИ для несения ДПС осуществляется на основании ежегодно утверждаемого плана организации ДПС в районе ответственности ВАИ (территориальной) (далее - план организации ДПС).
133. План организации ДПС разрабатывается начальником ВАИ (территориальной) на карте с прилагаемыми к ней схемами, пояснительной запиской и включает: границы района ответственности; пункт постоянной дислокации ВАИ (территориальной); места дислокации местных гарнизонов в районе ответственности с отражением состояния аварийности (количество дорожно-транспортных происшествий за истекший и текущий годы) в каждом гарнизоне; места дислокации граничащих ВАИ (территориальных); места расположения контрольных постов ДПС ВАИ и оборудованных специализированных стоянок; стационарные посты Госавтоинспекции; основные маршруты движения транспортных средств Вооруженных Сил с указанием дорог федерального и областного значения, их номеров и отметок с расстояниями от начала до конца района ответственности ВАИ с интервалом 10 километров (для дорог федерального значения точкой отсчета является г. Москва); наиболее аварийно-опасные участки; расстояния в километрах до населенных пунктов на маршрутах движения; общевойсковые полигоны (полигоны) Министерства обороны Российской Федерации; схему организации связи ВАИ с указанием номеров телефонов (радиостанций и позывных) инспекторов ДПС ВАИ на контрольных постах ДПС ВАИ, начальника отделения (дорожно-патрульной службы, обеспечения специальных мероприятий и административной практики) и дежурного по региональному органу военной полиции, начальников граничащих ВАИ (территориальных) и дежурных по ним, дежурных по военной комендатуре, органов военной прокуратуры, военных следственных органов, взаимодействующих постов и подразделений Госавтоинспекции, подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, военно-медицинских организаций.
(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)
(см. текст в предыдущей редакции)
134. На план организации ДПС также наносится схема населенного пункта, где дислоцируется ВАИ (территориальная), на которой указываются: границы районов населенного пункта; основные маршруты движения транспортных средств Вооруженных Сил; наиболее аварийно-опасные участки (исходя из анализа аварийности за истекший год); места выставления контрольных постов ДПС ВАИ (стационарных постов ДПС ВАИ с указанием времени несения ДПС на каждые сутки и отдельно на выходные и праздничные дни, в том числе дополнительных постов, подлежащих развертыванию в период осложнения оперативной обстановки, а также маршруты патрулирования подвижных контрольных постов ДПС ВАИ); места расположения и телефоны военно-медицинских организаций, органов внутренних дел Российской Федерации, подразделений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
135. План организации ДПС согласовывается с органами управления Госавтоинспекции, начальником подразделения (дорожно-патрульной службы, обеспечения специальных мероприятий и административной практики) регионального органа военной полиции, утверждается начальником ВАИ (региональной) и уточняется раз в год до 25 ноября.
136. Решение о маневрировании силами и средствами ВАИ (территориальной) принимается начальником ВАИ (территориальной) или лицом, его замещающим, после чего через дежурного по ВАИ (территориальной) о принятом решении по средствам связи информируются инспекторы ДПС ВАИ, несущие службу.
137. На каждый контрольный пост ДПС ВАИ составляется карточка контрольного поста ДПС ВАИ в двух экземплярах. Первый экземпляр находится у дежурного по ВАИ, второй - выдается инспектору ДПС ВАИ на время несения службы. После окончания несения службы инспектор ДПС ВАИ сдает карточку контрольного поста ДПС ВАИ дежурному по ВАИ.
138. Режим работы инспекторов ДПС ВАИ определяется регламентом служебного времени и графиком, в котором указываются дни и часы (смены) несения службы каждым инспектором ДПС ВАИ и его выходные дни.
139. Регламент служебного времени и график работы утверждает соответствующий начальник ВАИ (территориальной).
140. Подготовка нарядов ДПС ВАИ и их инструктаж перед заступлением на службу проводятся в порядке, определяемом Министром обороны Российской Федерации.
141. Заряжание оружия производится перед построением наряда на инструктаж по команде и под наблюдением дежурного по ВАИ или офицера, осуществляющего инструктаж, в специально отведенном месте. При этом патрон в патронник не досылается.
142. Основными формами несения ДПС являются: несение службы на контрольных постах ДПС ВАИ; патрулирование на маршрутах движения транспортных средств Вооруженных Сил; сопровождение воинских колонн, транспортных средств.
143. Контрольные посты ДПС ВАИ выставляются в местах наиболее интенсивного движения транспортных средств Вооруженных Сил, как правило, на выездах с полигонов, из военных городков, с аэродромов, из населенных пунктов, где дислоцируются воинские части, и обеспечиваются необходимой документацией, оборудованием и специальными техническими средствами. Территория, прилегающая к контрольному посту ДПС ВАИ, при несении ДПС в ночное время должна быть хорошо освещена.
144. Контрольные посты ДПС ВАИ могут быть подвижными и неподвижными.
145. При осуществлении патрулирования на маршрутах движения транспортных средств Вооруженных Сил с использованием патрульного транспортного средства ВАИ применяются следующие основные приемы: движение в потоке транспортных средств; движение впереди потока транспортных средств со скоростью, не превышающей установленную; остановка у опасных в аварийном отношении мест и иные приемы.
146. Применение того или иного приема, их чередование определяются поставленной на инструктаже задачей и складывающейся в районе патрулирования обстановкой.
147. Пешее патрулирование применяется для контроля за движением транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований на небольших по протяженности и напряженных по интенсивности движения участках дорог.
148. При пешем патрулировании контроль за движением транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований осуществляется путем перемещения по краю тротуара (обочины) с применением приборов видеофиксации нарушений ПДД водителями этих транспортных средств.
149. Основными способами несения ДПС являются:
1) контроль за движением транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
2) предостережение водителей транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований от совершения противоправных действий;
3) пресечение правонарушений, совершаемых водителями транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
4) регулирование дорожного движения посредством распорядительно-регулировочных действий.
150. Для остановки транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований используются специальные световые и звуковые сигналы, громкоговорящая установка, жесты рукой, выполняющиеся с жезлом или без него.
151. Основаниями для остановки транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований являются:
1) нарушение ПДД водителем транспортного средства и (или) его пассажирами;
2) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя транспортного средства и (или) его пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения или преступления;
3) нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;
4) необходимость опроса водителя транспортного средства и (или) его пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения или преступления, очевидцами которого они являлись;
5) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
6) необходимость привлечения водителя транспортного средства или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения либо инспектору ДПС ВАИ.
152. При необходимости предотвращения или пресечения административного правонарушения, задержания лица по подозрению в его совершении либо в случае непосредственного обнаружения таких событий остановка транспортного средства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований может быть осуществлена инспектором ДПС ВАИ независимо от его местонахождения в районе ответственности ВАИ и от времени. При этом последующие действия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
153. Основанием для остановки транспортного средства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований на контрольных постах ДПС ВАИ (стационарных постах ДПС ВАИ, маршрутах патрулирования) является также проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на перевозимый им груз.
(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)
(см. текст в предыдущей редакции)
154. Не допускается остановка транспортного средства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований при отсутствии оснований, предусмотренных статьями 151 - 153 настоящего Устава.
(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)
(см. текст в предыдущей редакции)
155. При нарушении ПДД водителями транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, принадлежащих специальным и оперативным службам, инспектор ДПС ВАИ действует в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.
156. В случае если по полученной информации в транспортном средстве Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований находятся военнослужащие, подозреваемые в совершении преступления или водитель такого транспортного средства скрылся с места дорожно-транспортного происшествия, либо своими действиями подвергает опасности жизнь и здоровье других участников дорожного движения, либо не выполняет требований инспектора ДПС ВАИ об остановке, инспектор ДПС ВАИ осуществляет преследование этого транспортного средства.
157. Инспектор ДПС ВАИ оставляет контрольный пост ДПС ВАИ только с разрешения или по указанию начальника ВАИ (территориальной) или дежурного по ВАИ (территориальной), которым он подчинен по службе, в случае:
1) применения соответствующих мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в отношении водителей транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
2) преследования водителей и транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, совершивших нарушения ПДД;
3) оказания помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии, несчастных случаях;
4) охраны места дорожно-транспортного происшествия;
5) оказания содействия нарядам полиции, сотрудникам органов федеральной службы безопасности и органов государственной охраны в выполнении ими служебных обязанностей;
6) принятия мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
8) принятия пищи в установленное время;
9) выполнения указания, поступившего от должностных лиц, которым он подчинен по службе.
158. После остановки транспортного средства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований инспектор ДПС ВАИ подходит к водителю указанного транспортного средства, представляется ему, называет причину остановки и осуществляет проверку правильности и законности использования транспортного средства.
159. В случае выявления нарушения ПДД, совершенного водителем транспортного средства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, в зависимости от полномочий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях инспектор ДПС ВАИ составляет протокол об административном правонарушении, а также применяет меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, если применение таких мер в данном случае предусмотрено. В случае выявления нарушения правил эксплуатации транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, определяемых нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, он составляет предписание, копию которого вручает водителю транспортного средства.
160. По итогам несения службы инспектор ДПС ВАИ составляет рапорт по установленной форме и по прибытии в ВАИ вместе с изъятыми вещами, а также документами, протоколами и другими материалами о нарушениях ПДД и правил эксплуатации транспортного средства сдает его ответственному за организацию ДПС или дежурному по ВАИ (территориальной) (на решение начальника ВАИ), который фиксирует прием поступивших изъятых вещей, а также документов, протоколов и других материалов о нарушениях ПДД и правил эксплуатации транспортного средства в журналах установленного образца.
161. Задержанные транспортные средства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований перемещаются на специализированную стоянку в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
162. Начальник специализированной стоянки принимает транспортное средство Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований на основании протокола о задержании транспортного средства, описи транспортного средства и находящегося в нем имущества, составленных инспектором ДПС ВАИ.
163. Инспектор ДПС ВАИ при несении службы осуществляет меры по розыску угнанных, похищенных транспортных средств Вооруженных Сил, а также транспортных средств, водители которых скрылись с места дорожно-транспортного происшествия.
164. При несении ДПС на контрольных постах ВАИ и маршрутах патрулирования инспектор ДПС ВАИ останавливает транспортные средства Вооруженных Сил, сходные по марке, цвету и характерным приметам с находящимися в розыске, сверяет тип, модель, государственный регистрационный знак, идентификационный номер, номера шасси (рамы), кузова и двигателя с данными, записанными в регистрационных документах (свидетельстве о регистрации транспортного средства, техническом паспорте, диагностической карте, паспорте транспортного средства), и через дежурного по ВАИ (территориальной) или при помощи имеющихся в наличии автоматизированных информационно-поисковых систем проверяет по книге учета разыскиваемых транспортных средств, распределенной и утраченной специальной продукции реквизиты проверяемых номерных агрегатов и регистрационных документов.
165. В случае обнаружения разыскиваемого транспортного средства Вооруженных Сил инспектор ДПС ВАИ немедленно докладывает об этом дежурному по ВАИ (территориальной), принимает меры к задержанию транспортного средства и лиц, находящихся в нем.
Перед задержанием подозреваемых в совершении преступления особое внимание должно быть обращено на выявление наличия у них огнестрельного или холодного оружия и обеспечение мер предосторожности.
В обязательном порядке инспектор ДПС ВАИ приводит в готовность свое оружие на случай необходимости его немедленного применения: кобура передвигается в удобное для извлечения оружия положение, пистолет снимается с предохранителя, патрон досылается в патронник.
166. При осложнении оперативной обстановки, связанной с введением режима чрезвычайного положения, деятельность ВАИ осуществляется в соответствии с Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
167. В условиях возникновения экстремальных ситуаций на наряды ДПС ВАИ возлагаются дополнительные задачи по регулированию дорожного движения, перекрытию дорог и контролю за пропуском воинских колонн.
168. Обеспечение БДД при введении режима чрезвычайного положения осуществляется при несении службы инспекторами ДПС ВАИ на основании специальных планов, утверждаемых Министерством обороны Российской Федерации.
169. Сопровождение транспортных средств Вооруженных Сил автомобилями ВАИ (территориальной), применение мер по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях осуществляются в случаях и порядке, которые определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации.
170. Порядок несения ДПС, взаимодействия и маневра нарядами ДПС ВАИ, действий инспектора ДПС ВАИ на месте дорожно-транспортного происшествия, проверки воинских частей по вопросам БДД, контроля за организацией и несением службы нарядами ДПС ВАИ, а также учет, порядок и критерии оценки результатов деятельности нарядов ДПС ВАИ определяются Министерством обороны Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей