5. Порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов при осуществлении нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности
5. Порядок подготовки и принятия нормативных
правовых актов при осуществлении нормативно-правового
регулирования в установленной сфере деятельности
5.1. Министерство издает нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности Министерства, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства, осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства.
5.2. Нормативные правовые акты издаются Министерством в форме приказа, имеющего нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства - приказы ненормативного характера, в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3895; N 50, ст. 5689; 1998, N 47, ст. 5771; 1999, N 8, ст. 1026; 2002, N 40, ст. 3929; 2006, N 29, ст. 3251; 2009, N 2, ст. 240; N 12, ст. 1443; 2010, N 9, ст. 964; N 21, ст. 2602; 2011, N 9, ст. 1251; N 29, ст. 4472; N 32, ст. 4834; 2012, N 1, ст. 148; N 19, ст. 2419; N 27, ст. 3739; N 38, ст. 5102; N 49, ст. 6880; N 52, ст. 7491, 7507; 2013, N 13, ст. 1575; N 38, ст. 4831; N 48, ст. 6259; 2014, N 8, ст. 816), а также Инструкцией по делопроизводству в Министерстве.
Приказы Министерства могут издаваться в целях реализации решений координационных и совещательных коллегиальных органов Министерства.
5.3. Нормативные правовые акты Министерства разрабатываются соответствующими департаментами, согласовываются департаментом, на который возложены функции по правовому обеспечению деятельности Министерства, заместителем Министра (в соответствии с распределением обязанностей) и подписываются (утверждаются) Министром (лицом, исполняющим его обязанности).
Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на один или несколько департаментов Министерства с учетом их задач, функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости - организации, привлекаемые к этой работе.
Разработчиком нормативного правового акта Министерства является гражданский служащий Министерства - ответственное лицо, на которое возложена обязанность по подготовке и согласованию проекта правового акта (далее - исполнитель).
5.4. В случае если проект нормативного акта содержит положения, нормы или поручения межотраслевого (межведомственного) значения, он может быть издан Министерством совместно с несколькими федеральными органами исполнительной власти или по согласованию с ними.
В целях подготовки проектов актов межведомственного характера по предложению директоров департаментов Министр или заместитель Министра (в соответствии с распределением обязанностей) по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти может создавать межведомственные рабочие группы.
В состав межведомственной рабочей группы могут входить руководители федеральных органов исполнительной власти, а также лица, уполномоченные ими представлять позиции соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
5.5. В целях раскрытия информации о разработке нормативного правового акта в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 36, ст. 4902; N 52, ст. 7491, 7507; 2014, N 32, ст. 4502), департамент - разработчик проекта нормативного правового акта в течение рабочего дня, соответствующего дню его направления на рассмотрение в департамент, на который возложены функции по правовому обеспечению деятельности Министерства, размещает проект нормативного правового акта на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет), созданном для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, с указанием дат начала и окончания приема предложений.
В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Министерства, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, в соответствии с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1084; 2012, N 52, ст. 7507; 2013, N 13, ст. 1575; N 48, ст. 6278), департамент - разработчик проекта нормативного правового акта в течение рабочего дня, соответствующего дню его направления на рассмотрение в департамент, на который возложены функции по правовому обеспечению деятельности Министерства, размещает проект нормативного правового акта на сайте regulation.gov.ru в сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
По результатам общественного обсуждения, оценки регулирующего воздействия и/или антикоррупционной экспертизы, департамент - разработчик нормативного правового акта рассматривает поступившие замечания, предложения и заключения, дорабатывает проект нормативного правового акта с учетом поступивших замечаний, предложений и заключений, согласовывает доработанный проект с департаментом, на который возложены функции по правовому обеспечению деятельности Министерства, и представляет проект нормативного правового акта с пояснительной запиской, содержащей информацию о ходе согласования указанного проекта, на подпись Министру.
Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации, опубликованию и вступают в силу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Прохождение государственной регистрации нормативного правового акта в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), а также проведение согласительных процедур в Минюсте России обеспечивает департамент, подготовивший соответствующий нормативный правовой акт, и департамент, на который возложены функции по правовому обеспечению деятельности Министерства.
5.6. Согласование проектов нормативных актов межведомственного характера осуществляется в порядке, аналогичном согласованию проектов нормативных актов Правительства, установленном Регламентом Правительства.
5.7. Заместители Министра и директора департаментов обеспечивают проведение согласования проекта нормативного правового акта, в том числе путем проведения согласительных совещаний (при наличии разногласий).
При наличии неурегулированных разногласий по проекту нормативного правового акта соответствующий заместитель Министра, директор департамента или помощник (советник) Министра докладывает о них Министру и действует в соответствии с принятым им решением.
5.8. При наличии неурегулированных вопросов по проекту нормативного правового акта Министр, при необходимости, проводит обсуждение с соответствующим руководителем, имеющим разногласия, и принимает решение об его утверждении (подписании) или доработке.
5.9. Подготовка проекта нормативного правового акта Министерства включает:
разработку текста проекта нормативного правового акта и приложения (приложений) к нему, в том числе проведение исполнителем первичного анализа в целях выявления и устранения коррупциогенных факторов в проектах актов;
подготовку пояснительной записки к проекту нормативного правового акта с обоснованием необходимости и оснований подготовки нормативного правового акта;
согласование проекта нормативного правового акта;
проведение правовой экспертизы проекта нормативного правового акта;
проведение антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта департаментом, на который возложены функции по правовому обеспечению деятельности Министерства, в соответствии с изданным приказом Министерства о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства, а также проведение независимой антикоррупционной экспертизы и общественного обсуждения нормативного правового акта в соответствии с пунктом 5.5 настоящего Регламента;
представление проекта нормативного правового акта на подписание Министру.
5.10. Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства составляет 30 рабочих дней, если не установлен иной срок.
5.11. В процессе работы над проектом нормативного правового акта должны быть изучены относящиеся к теме проекта акта законодательство Российской Федерации, практика применения соответствующих нормативных правовых актов, научная литература и материалы периодической печати по рассматриваемому вопросу, а также данные социологических и иных исследований, если таковые проводились.
5.12. В случае воспроизведения в проекте нормативного правового акта отдельных положений нормативных правовых актов иных федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации, а также в случае ссылки на них необходимо указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также регистрационный номер, присвоенный им Минюстом России при государственной регистрации, и дату государственной регистрации.
5.13. Нормативные правовые акты, изданные Министерством совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти (иными органами, организациями), изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти (иными органами, организациями).
При необходимости внесения изменений и дополнений в несколько нормативных правовых актов, зарегистрированных в Минюсте России, изменения и дополнения в каждый акт оформляются отдельным документом.
Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, оформляются приказом Министерства.
5.14. Если при подготовке нормативного правового акта установлены необходимость внесения существенных изменений и дополнений в ранее изданные нормативные правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу нескольких актов, а также если в акт неоднократно вносились изменения, которые затрудняют чтение и применение нормативного правового акта, то в целях упорядочения разрабатывается новый единый акт. В проект такого акта включаются новые, а также содержащиеся в ранее изданных актах нормативные предписания.
К проекту нормативного правового акта Министерства прилагается пояснительная записка, составленная исполнителем и подписанная директором департамента Министерства, которому была поручена разработка проекта акта. При необходимости к пояснительной записке прилагаются справочные и аналитические материалы, связанные с подготовкой проекта акта.
5.15. Проекты актов Министерства представляются на согласование в заинтересованные департаменты Министерства исполнителем структурного подразделения, которому поручена разработка и подготовка проекта нормативного правового акта. При этом прохождение согласования проекта акта отслеживается исполнителем.
Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, иными органами и организациями в случае, если данное согласование предусмотрено законодательством Российской Федерации, либо в проекте акта содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся указанных федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций.
5.16. Срок рассмотрения проекта нормативного правового акта для согласования в департаментах Министерства не должен превышать трех рабочих дней.
Срок рассмотрения проекта нормативного правового акта может быть продлен директором согласующего департамента Министерства или согласующим заместителем Министра до 10 рабочих дней в случаях, если:
концепция и содержание проекта нормативного правового акта имеют межотраслевой характер и направлены на урегулирование комплекса общественных отношений;
в ходе согласования проекта нормативного правового акта требуются анализ и изучение дополнительных материалов, относящихся к проекту;
объем текста нормативного правового акта и приложений к нему составляет 10 и более листов.
5.17. Правовые акты, затрагивающие вопросы работы со сведениями, составляющими государственную тайну, или сведениями конфиденциального характера, а также проекты положений о департаментах Министерства, внесение изменений и дополнений в них подлежат обязательному согласованию начальником отдела защиты государственной тайны.
Перечень субъектов согласования проекта нормативного правового акта Министерства может быть дополнен по решению директора департамента, на который возложены функции по правовому обеспечению деятельности Министерства.
5.18. Информация о рассмотрении проекта нормативного правового акта Министерства и наличии замечаний к нему оформляются в виде служебной записки, адресованной директору департамента Министерства, которому поручена разработка проекта нормативного правового акта.
При отсутствии замечаний согласование проекта акта Министерства осуществляется путем его визирования директором или лицом, исполняющим обязанности директора департамента, в листе согласования проекта акта.
5.19. Полученные при согласовании проекта нормативного правового акта замечания и предложения учитываются исполнителем при его доработке.
5.20. В случае согласия с представленными замечаниями исполнитель вносит в проект нормативного правового акта соответствующие изменения. Измененный текст проекта нормативного правового акта подлежит повторному согласованию в порядке, установленном настоящим разделом, за исключением случаев внесения изменений редакционно-технического характера (опечатки, грамматические ошибки и т.д.).
5.21. После согласования с директорами соответствующих департаментов Министерства проект нормативного правового акта направляется заместителям Министра (в соответствии с распределением обязанностей).
5.22. После согласования с руководителями заинтересованных структурных подразделений и курирующими заместителями Министра проект нормативного правового акта с приложением всех необходимых документов представляется исполнителем в департамент, на который возложены функции по правовому обеспечению деятельности Министерства, для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы, срок которой не превышает трех рабочих дней.
Директор департамента, на который возложены функции по правовому обеспечению деятельности Министерства, вправе принять решение об увеличении срока проведения экспертизы проекта нормативного правового акта до 10 рабочих дней в случаях, если:
концепция и содержание проекта нормативного правового акта Министерства имеют межотраслевой характер и направлены на урегулирование комплекса общественных отношений;
в ходе проведения экспертизы проекта нормативного правового акта Министерства требуются анализ и изучение дополнительных материалов, относящихся к проекту.
5.23. В случае наличия в проекте нормативного правового акта замечаний по результатам правовой и антикоррупционной экспертизы исполнитель устраняет имеющиеся замечания и дорабатывает проект в течение трех рабочих дней после возвращения ему проекта нормативного правового акта.
В случае несогласия исполнителя с предложением директора департамента, на который возложены функции по правовому обеспечению деятельности Министерства, о доработке проекта нормативного правового акта, а также в случае отсутствия дополнительных материалов, необходимых для проведения правовой (антикоррупционной) экспертизы проекта нормативного правового акта, директор департамента, на который возложены функции по правовому обеспечению деятельности Министерства, подписывает заключение по результатам проведения правовой экспертизы проекта нормативного правового акта Министерства, являющееся основанием для отказа в согласовании проекта нормативного правового акта Министерства до устранения исполнителем замечаний департамента, на который возложены функции по правовому обеспечению деятельности Министерства.
5.24. Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты: наименование органа (органов), издавшего акт; наименование вида акта и его название; дата подписания (утверждения) акта и его номер; наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.
Нормативный правовой акт Министерства, изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, должен иметь соответствующие номера и единую дату.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей