МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА

ПИСЬМО

от 29 сентября 2014 г. N НП-07-23/5171

В Федеральной службе финансово-бюджетного надзора 23.09.2014 состоялось совещание с территориальными управлениями Росфиннадзора с использованием видеоконференцсвязи с участием представителей ФНС России, которое получило высокую оценку специалистов-участников совещания.

Направляем для использования в работе рассмотренные на указанном совещании материалы по вопросам, связанным с возвратами территориальными управлениями Росфиннадзора составленных налоговыми органами протоколов об административных правонарушениях.

Кроме того, в целях выработки единых подходов по применению положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), считаем возможным изложить позицию Росфиннадзора по определению места совершения деяний, ответственность за которые предусмотрена частями 4, 5, 6, 6.1, 6.2, 6.3 и 6.4 статьи 15.25 КоАП РФ.

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 5) местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

Таким образом, в случаях, когда нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования выражаются в неисполнении возложенных на резидента обязанностей, юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) административного правонарушения определяется местом его нахождения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Место нахождения индивидуального предпринимателя определяется местом его государственной регистрации. В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Согласно подпункту "д" пункта 2 статьи 5 указанного закона под местом жительства в Российской Федерации понимается адрес, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке (адрес места жительства). Пунктом 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

С учетом изложенного местом совершения нарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 4, 5, 6, 6.1, 6.2, 6.3 и 6.4 статьи 15.25 КоАП РФ, являются:

- для юридического лица - место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности;

- для индивидуального предпринимателя - место жительства.

В случае, если в момент неисполнения требований валютного законодательства Российской Федерации и (или) принятых в соответствии с ним актов органов валютного регулирования резидент был зарегистрирован в одном месте, а на момент выявления административного правонарушения - в другом, местом совершения административного правонарушения будет являться место нахождения юридического лица в момент неисполнения возложенных на него обязанностей.

Изменение в последующем места нахождения юридического лица не изменяет места совершения административного правонарушения. Из этого же принципа следует исходить и при реорганизации юридического лица.

Фактическое отсутствие юридического лица в месте его государственной регистрации не является основанием для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении данного лица.

При возбуждении дела об административном правонарушении при реорганизации юридического лица в соответствии с частями 3 - 6 статьи 2.10 КоАП РФ подлежат установлению лицо, привлекаемое к административной ответственности, место его нахождения, место нахождения его руководителя. Кроме того, необходимо обеспечить получение и приобщение к материалам дела об административном правонарушении учредительных документов и передаточного акта, а также соблюдение процессуальных прав привлекаемого к административной ответственности лица.

В соответствии с частью 2 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении, по которому проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Н.В.ПЛОТНИКОВА