4. Основные организационные меры противоэпидемического обеспечения в условиях чрезвычайных ситуаций
4. Основные организационные меры противоэпидемического
обеспечения в условиях чрезвычайных ситуаций
4.1. Для организации противоэпидемического обеспечения в условиях ЧС органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, должны владеть следующей информацией о пострадавшей территории:
- число погибших и пострадавших в результате ЧС;
- инфекционная заболеваемость с анализом, выделением актуальной проблематики и определением очагов природных инфекций;
- перечень сибиреязвенных захоронений и их состояние;
- охват иммунизацией населения как в рамках национального календаря, так и в рамках календаря по эпидемическим показаниям;
- основные социально значимые объекты (детские сады, школы, больницы и др.), количество и пропускная способность банно-прачечных учреждений, дезинфекционных средств и техники, включая дезинфекционные камеры. Потребность определяется из расчета ежедневной санитарной обработки 10% эвакуированного населения;
- число медицинских учреждений, в том числе принимающих инфекционных больных, их коечная емкость, укомплектованность медицинскими кадрами, состояние данных объектов в условиях ЧС;
- наличие организаций, осуществляющих услуги по дезинфекции (дератизации, дезинсекции) и наличие запасов дезинфекционных средств;
- наличие резерва средств экстренной профилактики (иммунобиологические и лекарственные препараты, средства индивидуальной защиты) для населения;
- наличие планов по развертыванию дополнительных коек, в том числе инфекционного профиля.
4.2. При планируемом перемещении населения из зоны ЧС необходимо иметь следующую информацию:
- график отправки людей с указанием времени, места сбора и вида используемого транспорта;
- численность формируемых групп, контингент и маршруты движения;
- места прибытия (конечные точки маршрутов для расчета питания и обеспечения в пути следования, а также для передачи информации в курирующий территориальный орган);
- число сопровождающих лиц, в том числе медицинских работников.
4.3. Органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор на пострадавшей территории, должны немедленно разработать план противоэпидемического обеспечения конкретной территории в условиях ЧС (далее - План) и согласовать его с Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
В Плане необходимо предусмотреть разделы с указанием ответственных лиц и исполнителей в соответствии с основными направлениями противоэпидемической работы (п. 3.9).
Положения Плана могут вноситься в общий План действий на уровне субъекта Российской Федерации и закрепляться решением чрезвычайных комиссий или других координирующих органов.
План является динамичным документом и актуализируется по мере развития ситуации.
При составлении Плана необходимо использовать имеющиеся документы - программы и планы по санитарной охране территории, ликвидации очагов опасных инфекционных болезней, оперативного оповещения на территории и другие документы.
Отдельным приложением к Плану должен быть порядок оперативного реагирования при возникновении случаев, подозрительных на опасное инфекционное заболевание.
Комплекс мер по реагированию должен быть основан на действующих методических документах с учетом ситуации.
4.4. В зоне ЧС, как правило, формируется оперативный межведомственный штаб, возглавляемый представителями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором обязательно принимают участие представители органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
4.5. Противоэпидемические мероприятия в населенных пунктах, а также при следовании лиц из зоны ЧС авиатранспортом, автотранспортом и водным транспортом организуются закрепленными территориальными органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Противоэпидемические мероприятия в отношении лиц, следующих железнодорожным транспортом, организуются органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор на железнодорожном транспорте.
4.6. Территориальные органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, на этапах перемещения (эвакуации) населения организуют:
- оценку и контроль за соблюдением санитарных требований к размещению эвакуированного населения;
- участие в выборе и оборудовании помещений в местах отправки, прибытия и окончательного размещения, а также санитарно-эпидемиологический надзор за ними;
- проведение медицинских осмотров эвакуируемых и мероприятий по санитарной обработке;
- контроль за проведением профилактических мер по эпидемическим показаниям (иммунизация, экстренная профилактика);
- осуществление санитарно-эпидемиологического надзора во время следования в поездах, судах, по шоссейным дорогам, на самолетах;
- осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за местами питания и водоснабжения.
Лица, ответственные за санитарно-противоэпидемическое обеспечение эвакуируемых, должны иметь постоянную связь с ответственными представителями органов, осуществляющих эвакуацию пострадавшего населения.
4.7. При оценке условий размещения пострадавшего населения органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, руководствуются действующими нормативными правовыми и методическими документами.
4.8. Противоэпидемические мероприятия в пути следования включают:
- выявление, изоляцию и госпитализацию инфекционных больных в близлежащие больницы, расположенные на путях эвакуации;
- установление медицинского наблюдения за контактными лицами;
- организацию контроля за питанием, обеспечением доброкачественной питьевой водой;
- проведение дезинфекционных мероприятий.
При перевозке организованных групп населения должно быть предусмотрено медицинское сопровождение.
Рекомендуемое число медицинских работников, сопровождающих пострадавшее население в пути следования, определяется из расчета:
- до 300 человек - фельдшер и медицинская сестра;
- от 300 до 500 человек - врач и медсестра;
- от 500 до 1 000 человек - врач и 2 медсестры.
Рекомендуемое число медицинского персонала должно быть увеличено при эвакуации детских групп и больных.
В пути следования более 1 суток должно быть предусмотрено горячее питание либо силами местных и железнодорожных предприятий общественного питания, либо с помощью полевых кухонь.
4.9. При появлении в пути следования больных с подозрением на инфекционное заболевание противоэпидемические мероприятия организуются и проводятся в соответствии с действующими нормативными правовыми и методическими документами в зависимости от предполагаемой нозологической формы.
4.10. В местах прибытия пострадавшего населения органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор:
- участвуют в выборе территорий для размещения пострадавших, организуют санитарно-эпидемиологический надзор в ПВР и в местах длительного расселения;
- организуют комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на недопущение завоза и распространения инфекционных и паразитарных болезней, включающий проведение иммунизации по эпидемическим показаниям, прием средств экстренной профилактики, дезинфекционные обработки;
- участвуют в подготовке медицинских организаций к приему инфекционных больных, в том числе в обучении медицинского персонала;
- участвуют в формировании и актуализации эпидемического резерва территории;
- проводят эпидемиологическое расследование и организуют проведение комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в случае выявления больных инфекционными и паразитарными болезнями в соответствии с действующими нормативными правовыми и методическими документами.
4.11. Территориальные органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, задействованные в мероприятиях по санитарно-противоэпидемическому обеспечению в зоне ЧС, ежедневно докладывают о ситуации и проведенных мероприятиях в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей