Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращен 31 декабря 2018 года (Приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 N 79).

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ МАГИСТРАТУРЫ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, включает: экономику, науку, культуру, политику, образование.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, являются социальные процессы и структуры на макро- и микроуровнях, социальные общности и социальные отношения внутри этих общностей и между ними, их отражение в общественном сознании, а также результаты и способы воздействия на социальные общности и социальные отношения.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу магистратуры:

научно-исследовательская;

проектная;

производственно-прикладная;

организационно-управленческая;

педагогическая.

При разработке и реализации программы магистратуры организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится магистр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

Программа магистратуры формируется организацией в зависимости от видов деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:

ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа академической магистратуры);

ориентированной на производственно-технологический, практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладной магистратуры).

4.4. Выпускник, освоивший программу магистратуры, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры, готов решать следующие профессиональные задачи:

научно-исследовательская деятельность:

освоение и совершенствование теоретических и методологических подходов и исследовательских методов, в том числе методов сбора и анализа социологической информации;

самостоятельный выбор, обоснование цели, задач и методов исследования по актуальной проблематике в профессиональной области и их реализация (проведение исследований);

обработка социальной, демографической, экономической и другой релевантной эмпирической информации с привлечением широкого круга источников на основе использования современных информационных технологий, средств вычислительной техники, коммуникаций и связи, а также критическая оценка результатов исследований;

интерпретация данных социологических исследований, другой эмпирической информации с использованием объяснительных возможностей современной социологической теории;

самостоятельная подготовка обзоров и аннотаций;

прогнозирование изменений объектов профессиональной деятельности на основе результатов исследований;

подготовка отчетов, аналитических записок, профессиональных публикаций, информационных материалов по результатам исследовательских работ;

представление результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований;

изучение и критический анализ теории и практики в сфере социологии и иных гуманитарных наук;

проектная деятельность:

самостоятельная разработка методического инструментария, нормативных документов, информационных материалов для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой проектной деятельности;

разработка и проведение исследований (самостоятельно или в составе проектного коллектива) по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений;

разработка, реализация и распространение результатов проектов по изучению общественного мнения;

научно-методическое, техническое и информационное обеспечение маркетинговых исследований для различных целевых аудиторий, разработка рекомендаций для маркетинговых служб;

производственно-прикладная деятельность:

создание и поддержание нормативно-методической и информационной базы исследований с целью разработки и успешной реализации программ социального развития предприятий, учреждений, территорий и иных общностей;

идентификация потребностей и интересов социальных групп, предложение механизмов их согласования между собой и с социально-экономическими приоритетами развития социальных общностей (трудовых коллективов, территориальных общностей);

социологическая экспертиза разработанных и принимаемых к реализации социальных программ, проектов, планов мероприятий, проектов нормативных правовых актов, методических материалов;

изучение актуальных проблем социального характера на предприятиях и в организациях;

самостоятельная разработка мероприятий, направленных на решение социальных проблем;

участие в формировании кадрового состава предприятий и учреждений, составление прогнозов потребности в кадрах; участие в формировании индивидуальных карьерных планов, профессиональной ориентации и производственной адаптации занятых;

разработка систем оценки профессиональных компетенций работников и результатов их труда;

разработка рекомендаций по совершенствованию форм организации труда на предприятиях и в учреждениях, улучшению условий трудовой деятельности;

распространение социологических знаний, консультирование работников органов управления, предприятий, учреждений и организаций при решении социальных вопросов;

организационно-управленческая деятельность:

формирование и анализ информационных массивов, обеспечивающих мониторинг социальной сферы, разработку управленческого воздействия на нее и оценку эффекта управленческого воздействия, в том числе аудит источников информации с целью оценки их необходимости, достаточности и достоверности;

разработка программ, методик и организация социологических исследований, направленных на оценку результативности, эффективности и последствий программной и проектной деятельности органов управления;

организация управленческих процессов в органах власти и управления, органах местного самоуправления, административно-управленческих подразделениях организаций и учреждений;

организация и поддержание коммуникаций с научно-исследовательскими учреждениями и информационно-аналитическими службами по вопросам обмена информацией, научного консультирования и экспертизы;

педагогическая деятельность:

подготовка и проведение занятий по социологическим и социально-гуманитарным дисциплинам в общеобразовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;

организация учебного процесса, самостоятельная подготовка учебных программ, учебно-методической документации по курсам.