1.1. Настоящий Регламент организации внутреннего аудита в Федеральной налоговой службе (далее - Регламент) разработан с целью повышения качества и эффективности контроля за деятельностью территориальных органов ФНС России (далее - налоговые органы) в соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506.
1.2. Регламент устанавливает единый порядок подготовки и проведения внутреннего аудита налоговых органов (управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам, межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, Межрегиональной инспекции ФНС России по ценообразованию для целей налогообложения, Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по камеральному контролю, Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных, инспекций по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций межрайонного уровня, включая межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам), оформления результатов, принятия решений по результатам проведенного внутреннего аудита, а также осуществления контроля за устранением нарушений и недостатков, выявленных внутренним аудитом (далее - постпроверочный контроль).
1.3. В целях разграничения полномочий и ответственности внутренний аудит организуют и проводят:
ФНС России - в отношении межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам (далее - МИ ФНС России по ФО) с учетом специфики деятельности указанных налоговых органов, управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации (включая нижестоящие налоговые органы), межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (далее - МИ ФНС России по КН), Межрегиональной инспекции ФНС России по ценообразованию для целей налогообложения (далее - МИ ФНС России по ценам), Межрегиональной инспекции ФНС России по камеральному контролю (далее - МИ ФНС России по КК), Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных (далее - МИ ФНС России по ЦОД);
МИ ФНС России по ФО (в соответствии с приказами ФНС России) - в отношении управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации (включая нижестоящие налоговые органы), МИ ФНС России по КН, МИ ФНС России по ценам, МИ ФНС России по КК, МИ ФНС России по ЦОД;
управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее - УФНС) - в отношении инспекций по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций межрайонного уровня, включая межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам (далее - ИФНС).
1.4. Внутренний аудит, проводимый ФНС России и МИ ФНС России по ФО, осуществляется на основании приказа ФНС России.
Внутренний аудит, проводимый УФНС, осуществляется на основании приказов соответствующего УФНС.
1.5. При организации и проведении внутреннего аудита, оформлении и реализации его результатов работники, осуществляющие аудиторские проверки, обязаны руководствоваться федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, приказами и распоряжениями ФНС России, а также настоящим Регламентом.
1.6. Действие Регламента распространяется на все мероприятия внутреннего аудита по всем направлениям деятельности налоговых органов Российской Федерации (за исключением финансово-хозяйственной деятельности).
1.7. Организация, координация и контроль проведения мероприятий внутреннего аудита, осуществляемых ФНС России и МИ ФНС России по ФО, осуществляются непосредственно Управлением контроля налоговых органов ФНС России (далее - УКНО ФНС России).
В УФНС организацию, координацию и контроль проведения мероприятий внутреннего аудита осуществляет отдел контроля налоговых органов либо иное структурное подразделение, на которое возложены функции внутреннего аудита (далее - ПВА УФНС).
1.8. Целью внутреннего аудита является повышение эффективности деятельности налоговых органов посредством выявления и предотвращения нарушений, недостатков и рисков их совершения (образования), а также устранения их причин и минимизация негативных последствий.
1.9. Задачами внутреннего аудита являются:
проверка соблюдения (выполнения) налоговыми органами требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также актов ФНС России;
комплексная оценка эффективности деятельности налоговых органов и надежности системы внутреннего контроля;
сбор и анализ информации с последующим формированием предложений и рекомендаций для повышения эффективности деятельности налоговых органов и повышению надежности системы внутреннего контроля;
обеспечение руководства ФНС России независимой, своевременной и объективной информацией о деятельности налоговых органов;
оказание налоговым органам практической и методологической помощи для повышения качества и эффективности их деятельности;
анализ и обобщение положительного опыта в части применения новых эффективных форм и методов налогового администрирования, для последующего внедрения его в деятельность всех налоговых органов.
1.10. Для достижения целей и выполнения задач внутреннего аудита:
проверяются и оцениваются эффективность и результативность деятельности налоговых органов, а также ее соответствие законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также актам ФНС России;
осуществляются идентификация и оценка рисков неэффективной деятельности налоговых органов;
проверяются и оцениваются надежность и эффективность функционирования системы внутреннего контроля налоговых органов, действенность применяемых на практике контрольных процедур, их адекватность существующим рискам и соответствие целям и задачам налоговых органов;
устанавливаются и анализируются причины выявленных в деятельности налоговых органов нарушений и недостатков;
формируются предложения по предупреждению нарушений и недостатков в дальнейшей деятельности проверенных налоговых органов;
контролируется составление планов мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных по результатам проведенных аудиторских проверок, контролируются и оцениваются качество, полнота и своевременность исполнения запланированных корректирующих мероприятий;
оцениваются полнота и достоверность информации, содержащейся в базах данных и иных информационных ресурсах проверяемых налоговых органов;
оцениваются своевременность, полнота, достоверность и объективность представляемой в ФНС России статистической налоговой отчетности налоговых органов;
представляется руководству ФНС России (УФНС) информация о деятельности проверенных налоговых органов, в том числе о надежности и эффективности организованной в этих налоговых органах системы внутреннего контроля;
анализируется и доводится до сведения всех налоговых органов Российской Федерации информация о нарушениях, выявленных по результатам проверок внутреннего аудита, проведенных за определенный период (полугодие, год).
Выполняются иные отвечающие целям и задачам внутреннего аудита функции, направленные на повышение качества и эффективности деятельности отдельных налоговых органов и ФНС России в целом.
1.11. Мероприятия внутреннего аудита, проводимые ФНС России, МИ ФНС России по ФО и УФНС включают в себя:
анализ рисков неэффективной деятельности налоговых органов с целью планирования аудиторских проверок;
планирование аудиторских проверок;
предпроверочный анализ, осуществляемый перед проведением аудиторских проверок деятельности налоговых органов;
аудиторские проверки деятельности налоговых органов;
1.12. В отношении налоговых органов проводятся аудиторские проверки двух видов: комплексные и тематические (по отдельным направлениям или вопросам деятельности налоговых органов за определенный период).
1.13. Комплексные и тематические аудиторские проверки могут осуществляться как по месту нахождения проверяющего налогового органа (дистанционно), так и с выездом по месту нахождения проверяемого налогового органа. Аудиторская проверка может быть комбинированной, если в рамках такой проверки одни направления (вопросы) деятельности налогового органа проверяются дистанционно, другие - с выездом.
1.14. Аудиторская проверка может проводиться сплошным методом, когда проверяется весь массив информации по определенному направлению (вопросу) деятельности проверяемого налогового органа за проверяемый период.
Аудиторская проверка может осуществляться выборочным методом, когда проверяется только часть документов (операций, процедур) проверяемого налогового органа за тот или иной промежуток времени посредством выборки из массива информации (однородных и (или) однотипных документов, операций, процедур).
1.15. Процесс организации аудиторских проверок состоит из следующих этапов:
планирование аудиторской проверки;
подготовка к аудиторской проверке;
проведение аудиторской проверки;
оформление результатов аудиторской проверки;
рассмотрение материалов аудиторской проверки и принятие решения по ее результатам.
1.16 - 1.17. Утратили силу. - Приказ ФНС России от 28.06.2016 N ММВ-7-16/383@.
(см. текст в предыдущей редакции)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей