Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3.3. Принятие решения по результатам комплексной аудиторской проверки

3.3. Принятие решения по результатам комплексной

аудиторской проверки

3.3.1. По результатам проверки подготавливаются следующие документы:

заключение по материалам проверки;

докладная записка на имя руководителя налогового органа, назначившего проверку;

письмо-поручение о результатах проверки, адресованное руководителю проверенного налогового органа (далее - письмо-поручение).

3.3.2. Подготовка, рассмотрение, согласование заключения по материалам проверки, докладной записки и письма-поручения, а также принятие решения по результатам проведенной проверки, осуществляются в течение 30 (тридцати) календарных дней, следующих за днем подписания акта проверки.

3.3.3. Проекты заключения по материалам проверки, докладной записки и письма-поручения подготавливаются руководителем проверки в течение 7 (семи) рабочих дней, следующих за днем подписания акта проверки.

МИ ФНС России по ФО, проводившая проверку, не позднее 7 (семи) рабочих дней, следующих за днем подписания акта проверки, направляет в УКНО ФНС России проекты указанных документов, а также позицию МИ ФНС России по ФО по возражениям по акту проверки, представленным проверенным налоговым органом.

В УФНС проекты заключения по материалам проверки, докладной записки, письма-поручения подготавливаются руководителем проверки совместно со структурными подразделениями, работники которых участвовали в проверке.

3.3.4. Заключение по материалам проверки, содержащее выводы о ее результатах, формируется на основании акта проверки и других материалов проверки с учетом:

заключений структурных подразделений ЦА ФНС России (УФНС) по возражениям по акту проверки, представленным проверенным налоговым органом;

служебных записок структурных подразделений ЦА ФНС России (УФНС) с замечаниями по результатам рассмотрения раздела (разделов) акта проверки по направлениям деятельности (вопросам), относящимся к компетенции этих структурных подразделений (далее - рецензия на акт).

3.3.4.1. Заключение по материалам проверки должно содержать следующие разделы:

вводную часть, содержащую информацию об основании проверки, объектах проверки, проверяющем налоговом органе, периоде проверки, сроках проведения проверки;

характеристику основных показателей деятельности налогового органа, включающую основные фактические и аналитические данные, отражающие состояние деятельности проверенного налогового органа в динамике за проверяемый период, в сравнении со средними показателями по Российской Федерации, при проверках УФНС - в сравнении со средними показателями по федеральному округу, в состав которого входит проверенное УФНС, при проверках ИФНС - в сравнении со средними показателями по соответствующему субъекту Российской Федерации;

перечень основных нарушений и недостатков, выявленных проверкой, где с конкретными примерами излагается суть выявленных нарушений и недостатков, а также их причины и последствия (включая суммовую оценку неисчисленных (недопоступивших) платежей, неприменения мер взыскания задолженности и занижения налоговых баз);

оценку значимости и системности выявленных нарушений и недостатков;

выводы о деятельности проверенного налогового органа с учетом уровня и динамики показателей эффективности (в т.ч. сопоставление итогов деятельности проверенного налогового органа за разные периоды, сравнение результатов текущей и предыдущей проверок), как в целом, так и по отдельным направлениям деятельности проверенного налогового органа;

сведения по итогам аудиторской проверки по вопросам достоверности показателей статистической налоговой отчетности, влияющих на оценку эффективности деятельности проверенного налогового органа:

- завышение показателей эффективности (в баллах),

- удельный вес искажения показателей эффективности (в процентах).

(абзац введен Приказом ФНС России от 18.10.2016 N ММВ-7-16/570@)

3.3.4.2. При подготовке заключения по материалам проверки следует руководствоваться следующими требованиями:

заключение по материалам проверки должно быть лаконичным, понятным, доступным для восприятия;

в заключение по материалам проверки включается общая характеристика выявленных нарушений и недостатков (без их подробного описания) с отражением наиболее значимых фактов и примеров;

изложенная в заключении по материалам проверки информация должна подтверждаться соответствующими доказательствами, зафиксированными в акте проверки и справках проверок;

сделанные в заключении по материалам проверки выводы должны быть логичными и аргументированными;

объем текста заключения по материалам проверки, с учетом характера установленных нарушений и недостатков, не должен превышать 30 (тридцать) печатных страниц.

3.3.4.3. Заключение по материалам проверки в обязательном порядке проходит процедуру согласования со структурными подразделениями налогового органа, назначившего проверку (ФНС России, УФНС), по курируемым этими структурными подразделениями направлениям (вопросам), проверявшимся в ходе проверки.

3.3.5. Рассмотрение материалов проверки и согласование документов, подготовленных по ее результатам (заключения по материалам проверки и письма-поручения по результатам проверки, адресованного руководителю проверенного налогового органа) осуществляется в несколько этапов.

3.3.5.1. УКНО ФНС России (ПВА УФНС) в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения от МИ ФНС России по ФО (руководителя проверки) проектов заключения по материалам проверки и письма-поручения направляет их для рассмотрения и согласования в структурные подразделения ЦА ФНС России (УФНС) по направлениям (вопросам), отраженным в акте проверки, курируемым этими структурными подразделениями.

Вместе с указанными проектами документов в структурные подразделения ЦА ФНС России (УФНС) направляются также соответствующие разделы акта проверки и возражения по акту проверки, представленные проверенным налоговым органом (при наличии).

При представлении проверенным налоговым органом возражений по акту проверки, проведенной МИ ФНС России по ФО, УКНО ФНС России одновременно с проектами документов и материалами проверки направляет в структурные подразделения ЦА ФНС России позицию МИ ФНС России по ФО по возражениям по акту проверки, представленным проверенным налоговым органом.

Разделы акта проверки, содержащего отметку ограничения доступа к документу "Для служебного пользования", возражения по акту проверки, представленные проверенным налоговым органом, а также проекты заключения по материалам проверки и письма-поручения направляются УКНО ФНС России (ПВА УФНС), в структурные подразделения ЦА ФНС России (УФНС), участвующие в рассмотрении и согласовании материалов проверки, в электронном виде (на зарегистрированных в установленном порядке носителях информации "ДСП" (дисках, дискетах, флэш-накопителях)).

Лист согласования проектов заключения по материалам проверки и письма-поручения передается на бумажном носителе структурным подразделениям ФНС России (УФНС), участвующим в рассмотрении материалов проверки и согласования документов по ее результатам (заключения по материалам проверки и письма-поручения).

Документы, содержащие отметку ограничения доступа к документу "Для служебного пользования" (разделы акта проверки), передаются УКНО ФНС России (ПВА УФНС) структурным подразделениям ЦА ФНС России (УФНС) под подпись в реестре приема-передачи документов "ДСП".

По согласованию со структурными подразделениями ЦА ФНС (УФНС) рассмотрение и согласование материалов проверки может осуществляться посредством использования федерального информационного ресурса "Результаты внутреннего аудита налоговых органов" без направления в СП ЦА ФНС (УФНС) разделов актов проверок и проектов заключений.

(абзац введен Приказом ФНС России от 28.06.2016 N ММВ-7-16/383@)

В таком случае УКНО ФНС России (ПВА УФНС) в сроки, установленные для направления на рассмотрение и согласование разделов актов и проектов заключений информирует СП ЦА ФНС (УФНС) об утверждении (формировании) в ФИР "Результаты внутреннего аудита налоговых органов" акта проверки и проекта заключения.

(абзац введен Приказом ФНС России от 28.06.2016 N ММВ-7-16/383@)

3.3.5.2. Структурные подразделения ЦА ФНС России (УФНС), участвующие в рассмотрении материалов проверки и согласовании документов по ее результатам (заключение по материалам проверки, письмо-поручение), в срок, не превышающий 8 (восьми) рабочих дней, следующих за днем получения на рассмотрение материалов проверки и проектов документов по ее результатам, рассматривают:

представленные материалы проверки (разделы акта) - на предмет правильности квалификации проверяющим налоговым органом выявленных нарушений и недостатков, корректности ссылок на положения законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, актов ФНС России;

возражения по акту проверки, представленные проверенным налоговым органом, и позицию проверяющего налогового органа (МИ ФНС России по ФО) по этим возражениям - на предмет соответствия законодательным, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, актам ФНС России, а также объективности и обоснованности.

проекты заключения по материалам проверки и письма-поручения - на предмет объективности и обоснованности включенной в них информации, а также соответствия этой информации сделанным на ее основе выводам по результатам проверки.

3.3.5.3. В ходе рассмотрения материалов проверки и формирования заключения по возражениям по акту проверки структурные подразделения ЦА ФНС России (УФНС), участвующие в рассмотрении материалов проверки и согласовании документов по ее результатам, вправе запрашивать у руководителя проверки и работников проверяющей группы устную и письменную информацию, необходимую для объективной оценки информации, отраженной в акте проверки, и доводов проверенного налогового органа, приведенных в возражениях по акту проверки (его отдельным положениям).

3.3.5.4. По проверке, проведенной МИ ФНС России по ФО, для непосредственного участия в процессе рассмотрения материалов проверки и согласования документов по ее результатам руководитель проверки и (или) один из работников проверяющей группы на основании вызова ФНС России могут быть командированы в ФНС России на срок, не превышающий 5 (пяти) календарных дней (без учета времени нахождения в пути) с возможностью продления командирования на срок не более 5 (пяти) календарных дней.

3.3.5.5. Согласование проектов заключения по материалам проверки и письма-поручения осуществляется структурными подразделениями ЦА ФНС России (УФНС), участвующими в рассмотрении материалов проверки и согласовании документов по ее результатам, путем визирования листа согласования, представленного УКНО ФНС России (ПВА УФНС) на бумажном носителе вместе с проектами указанных документов, направленными в электронном виде на зарегистрированных в установленном порядке носителях информации "ДСП" (дисках, дискетах, флэш-накопителях).

При наличии замечаний к проектам заключения по материалам проверки и письма-поручения в графу "Примечание" листа согласования вместе с датой согласования и подписью начальника соответствующего структурного подразделения ЦА ФНС России (УФНС) вносится запись "С замечаниями" и указываются реквизиты (исходящий номер и дата) служебной записки с рецензией на акт, содержащей эти замечания.

3.3.5.6. В течение 8 (восьми) рабочих дней с момента получения на рассмотрение материалов проверки и проектов документов по ее результатам структурные подразделения ЦА ФНС России (УФНС) в части своей компетенции направляют в УКНО ФНС России (ПВА УФНС):

зарегистрированный в установленном порядке носитель информации "ДСП", на котором в соответствующее структурное подразделение ЦА ФНС России (УФНС) представлялись в электронном виде материалы проверки и проекты документов по ее результатам;

лист согласования (в бумажном виде) с подписью начальника соответствующего структурного подразделения ЦА ФНС России (УФНС) и датой согласования проектов документов;

заключение по результатам рассмотрения возражений по акту проверки (при наличии возражений);

рецензию на акт по соответствующему разделу (разделам) акта проверки и проекты документов (заключения, письма-поручения) при наличии замечаний к их содержанию.

3.3.5.7. Позиция структурных подразделений ЦА ФНС России (УФНС), сформированная по результатам рассмотрения материалов проверки и отраженная в заключениях по результатам рассмотрения возражений и рецензиях на акт учитывается при доработке проектов заключения по материалам проверки и письма-поручения.

3.3.5.8. Доработка проекта заключения по материалам проверки, письма-поручения и (при необходимости) уточнение Информации о суммовых оценках неисчисленных (недопоступивших) платежей, неприменения мер взыскания задолженности и занижения налоговых баз по результатам аудиторской проверки (приложение N 15 к Регламенту) с учетом полученных от структурных подразделений ЦА ФНС России (УФНС) заключений по результатам рассмотрения возражений и рецензий на акт, осуществляется УКНО ФНС России (ПВА УФНС) с участием руководителя проверки.

3.3.5.9. Доработанное заключение по материалам проверки подписывается начальником УКНО ФНС России (начальником ПВА УФНС) и является приложением к докладной записке по результатам проверки и письму-поручению, направляемому в проверенный налоговый орган.

3.3.5.10. Докладная записка по результатам проверки (объемом не более 5 (пяти) печатных страниц) составляется на имя руководителя налогового органа, назначившего проверку.

Докладная записка по результатам проверки (далее - докладная записка) должна содержать перечень направлений деятельности (вопросов) проверенного налогового органа, по которым установлены наиболее существенные нарушения и недостатки, с указанием государственных гражданских служащих, курирующих данные направления деятельности, а также оценку деятельности налогового органа, как в целом, так и по отдельным направлениям.

При наличии в деятельности проверяемого налогового органа положительного опыта в части применения новых эффективных форм и методов налогового администрирования, механизм которых возможно распространить на деятельность других налоговых органов, в докладную записку может включаться информация об этих методах и эффекте от их применения.

3.3.5.11. При выявлении в ходе проверки фактов нарушений, содержащих признаки совершенных дисциплинарных проступков, докладная записка может содержать предложения о рассмотрении вопроса о целесообразности проведения служебных проверок в отношении конкретных государственных гражданских служащих проверенных налоговых органов.

В указанном случае в докладной записке отражаются факты нарушений, имеющих признаки дисциплинарных проступков, совершенных государственными гражданскими служащими проверенных налоговых органов, а также информация:

о государственном гражданском служащем, допустившем неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение должностных обязанностей;

в чем выразилось неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение гражданским служащим должностных обязанностей с указанием положений нарушенных законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, актов ФНС России.

При наличии возражений по акту проверки, представленных проверенным налоговым органом, указанная информация отражается в докладной записке с учетом заключений структурных подразделений ЦА ФНС России (УФНС) по результатам рассмотрения таких возражений.

3.3.5.12. Устанавливается следующий порядок подписания, согласования и представления докладной записки:

докладные записки по результатам проверок, проведенных ФНС России и МИ ФНС России по ФО, подписываются начальником УКНО ФНС России, согласовываются заместителями руководителя ФНС России, курирующими вопросы внутреннего аудита и федеральный округ, в состав которого входит проверенный налоговый орган, после чего направляются руководителю ФНС России для принятия решения;

докладные записки по результатам всех проверок, проведенных УФНС, подписываются начальником ПВА УФНС, согласовываются заместителем руководителя, курирующим вопросы внутреннего аудита и заместителем руководителя, курирующим проверенный налоговый орган, и направляются на имя руководителя УФНС (при наличии признаков совершения дисциплинарных проступков начальниками ИФНС - на имя руководителя ФНС России).

3.3.5.13. Письмо-поручение должно содержать:

информацию о фактическом состоянии организации деятельности налогового органа по проверенным направлениям;

обобщенные сведения о выявленных проверкой нарушениях и недостатках;

поручения по устранению нарушений, недостатков и их причин.

3.3.5.14. Поручения должны быть:

конкретными, лаконичными и понятными;

ориентированными на принятие проверенными налоговыми органами действенных мер по устранению выявленных нарушений, недостатков и их причин, выполнение которых можно проверить.

3.3.5.15. Приложением к письму-поручению является заключение налогового органа, назначившего проверку (ФНС России, УФНС) по материалам проверки.

3.3.5.16. Согласованное со структурными подразделениями ЦА ФНС России (УФНС), участвующими в процессе рассмотрения материалов проверки и согласовании документов по ее результатам, письмо-поручение визируется заместителем руководителя ФНС России, курирующим федеральный округ, в состав которого входит проверенный налоговый орган (заместителем руководителя УФНС, курирующим проверенный налоговый орган) и подписывается заместителем руководителя ФНС России, курирующим вопросы внутреннего аудита (руководителем или заместителем руководителя УФНС, курирующим вопросы внутреннего аудита).

3.3.5.17. Подписанное заместителем руководителя ФНС России, курирующим вопросы внутреннего аудита (руководителем или заместителем руководителя УФНС, курирующим вопросы внутреннего аудита), письмо-поручение направляется руководителю проверенного налогового органа для исполнения.

По проверкам, назначенным ФНС России, письмо-поручение направляется также руководителю МИ ФНС России по ФО, проводившей проверку, для осуществления постпроверочного контроля.