Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, других нормативных актов по вопросам охраны труда и устанавливает основные требования охраны труда для локомотивных бригад электропоездов скоростного и высокоскоростного движения, в том числе машинистов, работающих без помощников машинистов, при эксплуатации электропоездов скоростного и высокоскоростного движения ОАО "РЖД".

На основе настоящей Инструкции в структурных подразделениях Дирекции скоростного сообщения - филиала ОАО "РЖД" (далее - Дирекция) разрабатываются инструкции по охране труда для локомотивных бригад с учетом типов и серий обслуживаемых ими электропоездов скоростного и высокоскоростного движения, выполняемых видов работ и специфики местных условий.

1.2. К работе машинистами, помощниками машинистов электропоездов скоростного и высокоскоростного движения (далее - электропоездов) допускаются лица, прошедшие в установленном порядке профессиональное обучение, профессиональный отбор, обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, психофизиологическое обследование, вводный и первичный инструктажи по охране труда, стажировку и дублирование, аттестацию, предусматривающую проверку знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - ПТЭ), проверку знаний по охране труда, правил пожарной безопасности, норм и правил работы в электроустановках.

Вновь принимаемый на работу машинист (помощник машиниста) при вводном инструктаже должен быть ознакомлен с действиями при возникновении несчастного случая и оказанию первой помощи пострадавшим.

1.3. До назначения на самостоятельную работу или при переходе на другую работу, а также при перерыве в работе свыше одного года, машинист (помощник машиниста) обязан пройти стажировку под руководством ответственного обучающего работника. Продолжительность стажировки должна быть от 2 до 14 рабочих смен в зависимости от уровня профессионального образования, опыта работы, профессии (должности) обучаемого.

1.4. Машинист (помощник машиниста), впервые принятый на работу или переведенный из подразделения в подразделение внутри Дирекции с существенным изменением характера работы и который впервые в зимних условиях выполняет работу, связанную с движением поездов ("первозимник"), должен проходить обучение для работника, впервые приступающего к работе в зимних условиях.

1.5. В процессе работы машинист (помощник машиниста) обязан проходить обязательные периодические медицинские осмотры, в установленном порядке повторные, внеплановые и целевые инструктажи по охране труда, инструктажи о порядке применения средств индивидуальной защиты, обучение по охране труда, пожарной и электробезопасности, очередную и внеочередную проверку знаний требований охраны труда, пожарной безопасности, норм и правил работы в электроустановках. Не реже 1 раза в год машинист, помощник машиниста должны проходить обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

1.6. Локомотивная бригада, эксплуатирующая электропоезда, относится к электротехническому персоналу. Машинисты должны иметь V группу по электробезопасности, помощники машинистов - IV - V группу и права оперативно-ремонтного персонала.

Права оперативно-ремонтного персонала предоставляются помощнику машиниста после прохождения дублирования. Дублирование должно проводиться на рабочем месте, под руководством опытного обучающего лица. Продолжительность дублирования должна быть от 2 до 12 рабочих смен. Для конкретного работника она устанавливается решением комиссии по проверке знаний в зависимости от уровня профессиональной подготовки, стажа и опыта работы.

В период дублирования работник локомотивной бригады должен принять участие в контрольных противоаварийных и противопожарных тренировках.

1.7. Работники, направляемые в командировку, должны проходить целевой инструктаж по месту постоянной работы, а по прибытию на место командирования - вводный и первичный инструктажи по охране труда с учетом особенностей выполнения работы в месте командирования.

1.8. При исполнении служебных обязанностей локомотивная бригада должна иметь при себе служебное удостоверение, удостоверение о присвоении группы по электробезопасности, предупредительный талон по охране труда.

1.9. Во время работы на машиниста, помощника машиниста могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

а) физические:

движущийся подвижной состав;

повышенный уровень шума на рабочем месте;

повышенный уровень вибрации;

повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и воздуха рабочей зоны;

повышенный уровень инфразвуковых колебаний;

повышенный уровень статического электричества;

повышенный уровень электромагнитных излучений;

б) психофизиологические:

физические перегрузки;

нервно-психические перегрузки.

1.10. Машинист (помощник машиниста) должны знать:

ПТЭ в объеме, необходимом для выполнения своих должностных обязанностей;

правила внутреннего трудового распорядка;

конструкцию электропоезда, способы и безопасные приемы эксплуатации и устранения неисправностей его оборудования;

схемы электрических цепей электропоездов, расположение электрических проводов, машин, приборов и аппаратов электропоезда;

действие на человека опасных и вредных производственных факторов, которые могут возникнуть во время работы, и меры защиты от их воздействия;

видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности и порядок ограждения подвижного состава;

требования охраны труда, пожарной и электробезопасности при эксплуатации электропоездов;

правила нахождения на железнодорожных путях, маршруты служебных проходов по территории станции, структурного подразделения Дирекции, негабаритные места;

места, выделенные для курения на территории структурного подразделения Дирекции;

места хранения на электропоезде средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), аптечки, первичных средств пожаротушения, инструмента, сигнальных принадлежностей;

способы оказания первой помощи пострадавшим;

места хранения на электропоезде аварийного оборудования, аварийных устройств и правила их использования;

порядок действий в случае пожара на электропоезде и правила пользования первичными средствами пожаротушения;

требования настоящей Инструкции.

1.11. В процессе работы машинист (помощник машиниста) обязаны:

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

руководствоваться требованиями по выполнению режимов труда и отдыха в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

содержать в чистоте рабочее место;

использовать и содержать в исправном состоянии спецодежду, спецобувь и другие СИЗ;

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих надписей и знаков безопасности;

немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья;

соблюдать требования настоящей Инструкции и другие нормативные документы по охране труда, пожарной и электробезопасности, установленные для выполняемой ими работы.

1.12. При исполнении служебных обязанностей локомотивная бригада должна быть в форменной одежде, а при проведении осмотра и технического обслуживания электропоезда для защиты от загрязнений и иных производственных факторов должна надевать спецодежду, спецобувь и в необходимых случаях пользоваться СИЗ.

1.13. Машинист, помощник машиниста электропоезда должны быть обеспечены следующей специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ:

костюмом для защиты от общих производственных загрязнений;

ботинками (полуботинками) с антистатическим покрытием на полиуретановой подошве;

перчатками комбинированными или перчатками с полимерным покрытием;

очками защитными открытыми;

жилетом сигнальным 2 класса защиты.

Дополнительно, в зимнее время:

комплектом для защиты от пониженных температур;

рукавицами утепленными или перчатками утепленными;

сапогами утепленными на нефтеморозостойкой подошве в I и II климатических поясах;

сапогами утепленными в III, IV и особом климатических поясах.

Дополнительно при выполнении работ на тоннельных участках - противогазом фильтрующим.

1.14. Локомотивная бригада электропоезда должна быть обеспечена исправными переносными радиостанциями установленным порядком.

1.15. Локомотивная бригада должна соблюдать требования личной гигиены.

Личную одежду машинист (помощник машиниста) должны хранить отдельно от спецодежды и спецобуви в специально предназначенных для этого шкафах в помещениях гардеробных.

Машинист (помощник машиниста) должны следить за чистотой и исправностью спецодежды, спецобуви и других СИЗ, а также содержать места для их хранения в чистоте и порядке.

1.16. В случае получения травмы или ухудшения состояния здоровья одного из работников локомотивной бригады при стоянке электропоезда на станции, в депо (пункте оборота), другой работник обязан оказать первую помощь пострадавшему и сообщить о случившемся поездному диспетчеру, дежурному по станции, дежурному по депо (пункту оборота).

В случае получения травмы или ухудшения состояния здоровья одного из работников локомотивной бригады при следовании с поездом, другой работник локомотивной бригады обязан остановить электропоезд и сообщить о случившемся начальнику поезда, бортинженеру, поездному диспетчеру, дежурным по станциям, ограничивающим перегон, дежурному по депо и приступить к оказанию первой помощи пострадавшему.

При внезапно возникшем недомогании в пути следования машинист, работающий без помощника, обязан сообщить о случившемся начальнику поезда, бортинженеру, поездному диспетчеру, дежурным по станциям, ограничивающим перегон, ответственному лицу поездной бригады и дежурному по депо. При невозможности довести поезд до станции необходимо остановить поезд и по радиосвязи сообщить о случившемся машинистам вслед идущего и встречного поездов, поездному диспетчеру и дежурным по станциям, ограничивающим перегон.

1.17. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья, вследствие нарушения требований охраны труда, машинист, помощник машиниста имеют право отказаться от выполнения работ до устранения такой опасности, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

1.18. На территории станции, структурного подразделения Дирекции, при следовании к месту приемки электропоезда локомотивная бригада обязана следить за передвижением подвижного состава, грузоподъемных кранов, автомобилей и другого транспорта. Запрещается находиться под поднятым грузом и на пути его перемещения.

1.19. При нахождении на железнодорожных путях машинист, помощник машиниста обязаны соблюдать следующие требования безопасности:

быть в сигнальном жилете со световозвращающими полосами и надписью с наименованием принадлежности к структурному подразделению;

обращать внимание на показания светофоров, видимые и звуковые сигналы и предупреждающие знаки;

проходить к месту работы и обратно по установленным маршрутам служебного прохода, обозначенным указателями "Служебный проход";

при проходе вдоль железнодорожных путей идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса. При этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава по смежным путям и смотреть под ноги;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 30.12.2014 N 3213р)

(см. текст в предыдущей редакции)

переходить железнодорожные пути следует в установленных местах (по пешеходным мостикам, тоннелям, настилам), а при их отсутствии - под прямым углом, перешагивая через рельс, не наступая на концы шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись в том, что в этом месте с обеих сторон нет приближающегося подвижного состава;

при переходе железнодорожного пути, занятого подвижным составом, следует пользоваться переходными площадками вагонов. Переходить через переходную площадку вагона во время движения поезда запрещается. Перед подъемом и при спуске с площадки следует предварительно убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналах, подаваемых локомотивом перед отправлением состава. При подъеме на переходную площадку и сходе с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов. Перед спуском с переходной площадки вагона на междупутье следует осмотреть место схода - нет ли на междупутье посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе, а также убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава. В темное время суток место схода необходимо осветить фонарем. Эти требования должны соблюдаться при подъеме и спуске с электропоезда;

обходить подвижной состав, стоящий на железнодорожном пути, следует на расстоянии не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона (локомотива, электропоезда);

проходить между расцепленными вагонами (локомотивами) допускается, если расстояние между автосцепками не менее 10 м;

оказавшись на пути следования подвижного состава, следует отойти на обочину земляного полотна на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч и не менее 5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения более 140 км/ч;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 30.12.2014 N 3213р)

(см. текст в предыдущей редакции)

при выходе из помещения вблизи железнодорожных путей в условиях плохой видимости, а также из-за угла здания, затрудняющего видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава, а в темное время выждать некоторое время, пока глаза привыкнут к темноте, а окружающие предметы будут различимы;

при нахождении работников на путях станций допускается отойти на середину широкого междупутья (в случае движения поезда по смежному пути);

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2014 N 3213р)

при приближении поездов по обоим (соседним) путям необходимо заблаговременно сойти на обочину или другое свободное междупутье, чтобы не оказаться между движущимися поездами. При вынужденном нахождении между движущимися поездами по соседним путям необходимо немедленно присесть или лечь на землю параллельно железнодорожным путям.

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2014 N 3213р)

1.20. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:

находиться и передвигаться внутри колеи пути;

переходить или перебегать железнодорожные пути при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава, а также отходить на соседний путь (внутрь колеи пути или на край его балластной призмы) на время пропуска проходящего поезда;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 30.12.2014 N 3213р)

(см. текст в предыдущей редакции)

запрыгивать на подножки единиц подвижного состава и сходить (спрыгивать) с них во время движения, а также находиться на подножках, лестницах и других наружных частях единиц подвижного состава при их движении;

перемещаться под стоящим на железнодорожных путях подвижным составом, через автосцепки или под ними;

переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков, а также становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком в желоба на стрелочном переводе и на концы шпал;

располагаться в негабаритном месте при пропуске подвижного состава или автотранспорта;

находиться в междупутье при следовании поездов и других отдельных единиц подвижного состава по смежным путям;

становиться или садиться на рельсы, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные устройства;

пользоваться мобильной сотовой связью, аудио- и видеоплеерами и другими устройствами, отвлекающими внимание работника от соблюдения необходимых мер безопасности.

1.21. В целях соблюдения требований электробезопасности машинисту (помощнику машиниста) при нахождении на территории, в цехах и помещениях станции, депо (пункта оборота) запрещается:

наступать на электрические кабели и провода;

открывать двери электрошкафов, находящихся под напряжением;

приближаться на расстояние менее 2 м к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети и воздушной линий электропередач (далее - ВЛ);

касаться электроприборов, их зажимов, арматуры общего освещения и опор контактной сети;

заходить за защитные ограждения электрооборудования;

прикасаться к оборванным проводам контактной сети, ВЛ и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций.

Любые провисающие, оборванные и лежащие на деревьях, земле, балластной призме или шпалах провода представляют опасность для жизни человека. Их следует считать находящимися под напряжением. Нельзя приближаться к ним на расстояние менее 8 м. При этом необходимо принять меры к ограждению опасного места и сообщить о случившемся дежурному по депо, поездному диспетчеру, дежурному по станции, энергодиспетчеру и далее действовать по их указанию.

Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного провода, для предотвращения попадания под шаговое напряжение, следует выходить из опасной зоны небольшими (не более 0,1 м) шагами, передвигая ступни ног по земле и не отрывая их одну от другой.

1.22. Локомотивная бригада обязана соблюдать следующие требования пожарной безопасности:

не провозить посторонние предметы, горючие или легковоспламеняющиеся вещества в кабине управления электропоезда;

содержать в чистоте кабину управления электропоезда;

уметь пользоваться средствами и установками пожаротушения, используемых на подвижном составе;

контролировать исправное состояние системы пожарной сигнализации и средств пожаротушения, используемых на электропоезде.

Запрещается принимать в эксплуатацию электропоезд, не имеющий полного комплекта первичных средств пожаротушения, с неисправными средствами пожаротушения, неисправной пожарной сигнализацией, а также с неисправностями, которые могут привести к пожару.

1.23. Запрещается курение и использование открытого огня в кабине управления и других помещениях электропоезда.

1.24. Помощник машиниста может отлучаться из кабины электропоезда только с разрешения машиниста.

1.25. Машинист электропоезда должен осуществлять контроль соблюдения помощником машиниста требований охраны труда, пожарной и электробезопасности.

1.26. Машинисту, помощнику машиниста запрещается находиться на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.

1.27. Машинист, помощник машиниста, не выполняющие требования настоящей Инструкции, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.