К 2018 году необходимо сформировать условия для реализации основных элементов новой модели экономического развития, отечественная экономика должна выйти на уровень темпов роста не ниже среднемировых, базирующегося на ускоренном росте частных инвестиций с использованием современных технологических решений. Способствовать этому будут увеличение объемов и диверсификация экспорта, снижение доли потребительских товаров и услуг в общем объеме импорта. Будет обеспечен достойный уровень социальной поддержки незащищенным слоям населения.
Для достижения этого состояния необходимо активизировать ранее не задействованные в полной мере факторы роста российской экономики. Девальвационный эффект кризиса 2014 - 2015 годов привел к повышению конкурентоспособности предприятий по сравнению с иностранными компаниями. Это дает возможность активизировать замещение импортных товаров, повысить уровень конкурентоспособности при экспорте. Основным драйвером этого процесса могут стать малые и средние компании, способные в кратчайшие сроки перестроиться на выпуск соответствующей продукции.
Необходима реализация как долгосрочных структурных мер по реформированию экономики и социальной сферы, так и краткосрочных мер, обеспечивающих для бизнеса возможности "быстрого старта" - использования полученных конкурентных преимуществ еще до качественного улучшения бизнес-среды и завершения структурной перестройки экономики.
Совокупность сложившихся вызовов и условий экономического развития определяет в качестве основной цели повышение конкурентоспособности российской экономики на основе повышения производительности труда и роста эффективности использования других ресурсов, массового создания новых и интенсивного роста действующих малых и средних предприятий, осуществляющих замещение импорта и расширение несырьевого экспорта, изменения структуры занятости за счет снижения доли расширенного государственного сектора. Необходимы развитие конкуренции на внутренних рынках, повышение инвестиционной и деловой привлекательности российской экономики, резкое усиление инновационной составляющей экономического развития, укрепление международных позиций России, расширение использования преимуществ международной интеграции.
Формирование новой модели роста основывается также на необходимости расшивки "узких мест" и развитии транспортной и энергетической инфраструктуры, в том числе с использованием пенсионных накоплений и других внебюджетных источников долгосрочных инвестиционных ресурсов, создании условий для привлечения частных инвестиций в проекты развития транспортных сетей и энергетики, жилищной и инженерной инфраструктуры.
Результатом реализации структурных преобразований станет выход на траекторию устойчивого роста российской экономики и достижение к 2020 году следующих целевых показателей:
повышение доли общего объема инвестиций в ВВП (нормы накопления основного капитала) до 22 - 24% (в 2015 году ожидается 17,8%);
снижение доли расходов консолидированного бюджета до 35% ВВП, в первую очередь за счет приведения обязательств федерального бюджета в соответствие с экономической ситуацией;
увеличение доли несырьевого экспорта в общем объеме экспорта до 45% (2014 год - 30,2%);
увеличение доли инвестиционного импорта в объеме импорта до 32 - 35% (2014 год - 25,2%);
снижение доли импорта в товарных ресурсах розничной торговли до 38% (2014 год - 44%);
повышение позиций Российской Федерации в рейтингах глобальной конкурентоспособности;
вхождение не менее 3 российских университетов в 100 и не менее 10 университетов в 200 лидирующих мировых университетов к 2018 году;
приватизация большинства нестратегических активов, находящихся в собственности Российской Федерации к 2018 году;
увеличение ожидаемой продолжительности жизни в Российской Федерации до 74 лет к 2018 году.
Целевыми ориентирами являются также задачи, определенные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" в части увеличения производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года и создания к 2020 году не менее 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест.
Запуск новой модели роста сможет стать эффективным при реализации двух ключевых условий.
Первое условие - макроэкономическая стабильность.
Ориентиром макроэкономической политики станет достижение целевого показателя инфляции на уровне 4% и бездефицитности федерального бюджета начиная с 2017 года при отсутствии увеличения уровня налоговой нагрузки.
Для достижения этих целей необходима подготовка и реализация комплекса мер, направленного на сохранение бюджетной устойчивости в долгосрочной перспективе, повышающих эффективность социальных расходов, расходов инвестиционного характера (с учетом их влияния на будущие темпы экономического роста), оптимизирующих расходы на государственный аппарат, национальную оборону и безопасность.
Ориентиром для динамики расходов федерального бюджета должно стать их снижение до 5% в реальном выражении каждый год в 2016 и в 2017 годах. Такая динамика наряду с другими мерами позволит создать условия для снижения уровня инфляции до целевых значений, что даст большую гибкость Банку России при принятии решений по денежно-кредитной политике и обеспечит рост доступности кредитных ресурсов в рамках инвестиционного процесса.
Второе условие - повышение качества государственного управления.
Сложность стоящих перед страной вызовов задает высочайшие требования к работе государственного аппарата, координации работы между всеми ветвями власти, совместной работе ведомств, отвечающих за выработку политики в отраслях экономики и социальной сферы, за контроль, надзор и правоприменения, за реализацию правоохранительных функций. Для эффективной реализации этих задач необходимы модернизация сложившейся в настоящее время системы государственного управления, ее оптимизация, повышение квалификации управленческого аппарата и переход к использованию современных информационных и управленческих технологий. Одним из основных направлений ее совершенствования станет внедрение современных общепризнанных методов проектного управления.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей