Правительством РФ утверждены Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года.

III. Развитие институтов социальной сферы

В целях улучшения комфортности проживания в городах и сельской местности, а также поддержки платежеспособного спроса на жилье намечена реализация следующих мер:

решение задачи переселения граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, реализация мероприятий, направленных на создание и запуск механизмов расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 г.;

использование средств материнского капитала на оплату первоначального взноса при предоставлении кредита на строительство или приобретение жилья без ограничения срока на оплату обязательств по кредиту, включая не только оплату основного долга и процентов, но и первоначального взноса;

завершение программ по обеспечению постоянным и служебным жильем военнослужащих;

реструктуризация ипотечных жилищных кредитов для лиц, оказавшихся в затруднительном материальном положении.

В целях координации действий по стимулированию предложения жилья экономического класса и спроса на него предусматривается создание единого института развития на базе открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" и Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства.

Основными направлениями повышения качества услуг, финансируемых государством в социальной сфере, станут:

развитие практики бюджетного финансирования услуг в социальной сфере на конкурсной основе, включая механизмы закупок для государственных и муниципальных нужд, предоставление грантов и иных видов субсидий поставщикам услуг на конкурсной основе, а также целевых потребительских субсидий (ваучеров);

устранение барьеров, препятствующих участию негосударственных организаций в предоставлении социальных услуг, финансируемых из бюджетных источников;

расширение направлений государственной поддержки социального предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, субсидирование процентных ставок, в том числе с участием институтов развития, поддержка благотворительной деятельности и добровольчества;

формирование условий для развития механизмов государственно-частного партнерства в социальной сфере (образование, здравоохранение, социальное обслуживание, физкультура, спорт, строительство социального жилья), включая расширение практики заключения концессионных соглашений, передачу части объектов социальной инфраструктуры в управление негосударственным организациям, а также оказание негосударственными организациями отдельных видов услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями;

внедрение независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, введение публичных рейтингов, выявление и распространение лучшей практики деятельности организаций в социальной сфере;

сокращение объемов бумажного документооборота и формальной отчетности специалистов организаций социальной сферы;

содействие развитию практики корпоративной социальной ответственности, формирование механизмов координации благотворительных и спонсорских программ компаний с государственным участием с приоритетами государственной политики в социальной сфере, спорте, образовании, науке и культуре.

Предпосылкой для роста национальной конкурентоспособности и производительности труда является модернизация системы образования.

Будет обеспечена возможность получения высшего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, удовлетворяющих установленным требованиям к качеству и актуальному содержанию реализуемых образовательных программ.

Расширится практика вовлечения бизнеса в управление и финансирование деятельности профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования. Предусматривается содействие развитию корпоративных образовательных организаций, а также присоединению к ним профессиональных образовательных организаций. Реализация программы поддержки инноваций в образовании, в том числе через поддержку коммерциализации и распространения инновационных разработок позволит существенно повысить качество подготовки специалистов.

Повысится общественный престиж среднего профессионального образования и рабочих профессий, в том числе за счет организации и проведения региональных, национальных и отраслевых чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по профессиям и специальностям среднего профессионального образования.

В части высшего образования предполагаются:

совместная (федеральный, региональный, университетский уровень) поддержка программ развития опорных образовательных организаций высшего образования для региональных экономических систем, а также поддержка программ развития лидирующих отраслевых образовательных организаций высшего образования, обеспечивающих повышение уровня конкурентоспособности предприятий реального сектора экономики;

использование на основе опыта программы "5-100" проектного подхода в реализации задачи комплексной модернизации системы менеджмента образовательных организаций высшего образования, отбираемых на конкурсной основе;

обучение по практико-ориентированным программам ("прикладной бакалавриат") до 30% обучающихся по образовательным программам высшего образования за счет средств федерального бюджета;

разработка механизма предоставления преференций компаниям, участвующим в развитии материальной и учебно-лабораторной базы профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, в том числе участвующим в формировании фонда целевого капитала;

реструктуризация сети образовательных организаций высшего образования и реорганизация образовательных организаций высшего образования, выпускники которых не востребованы на рынке труда и которые не ведут актуальные научные исследования.

Поддержка проектов модернизации заочного образования, создание национального портала открытого образования и реализация программы "Глобальное образование" позволят развить концепцию непрерывного образования.

Продолжится работа по обеспечению доступности дошкольного образования.

Предусматривается обновление содержания и технологий общего образования, завершение перехода к профильному обучению старшеклассников.

Совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации будет обеспечена реализация мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях.

Продолжится работа по повышению доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов посредством развития программ инклюзивного образования, продолжится развитие программ профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках мер по увеличению охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет образовательными программами дополнительного образования до 75% будут совершенствоваться механизмы финансирования системы дополнительного образования детей с целью обеспечения равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственных, муниципальных и частных организаций дополнительного образования детей.

Продолжится работа по:

возрождению интереса к чтению, в том числе популяризации чтения среди детей и молодежи, совершенствованию инфраструктуры чтения;

созданию условий для развития книгоиздания и книжной торговли, поддержке социально ориентированной деятельности издательств и предприятий книжной торговли.

Приоритетными направлениями государственной политики в обеспечении здоровья станут:

повышение структурной эффективности системы здравоохранения, обеспечение приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи, внедрение новых организационных форм оказания медицинской помощи в первичном звене здравоохранения, включая расширение функциональных обязанностей медицинских работников со средним медицинским образованием;

укрепление службы охраны материнства и детства, развитие профилактического направления, совершенствование технологий оказания высокотехнологичной медицинской помощи, обеспечение лекарственными препаратами и продуктами специализированного питания, включая детей с орфанными заболеваниями;

создание комплекса инновационного здравоохранения на принципах трансляционной медицины, внедрение системы оказания медицинской помощи в рамках апробации новых методов диагностики, профилактики, лечения и реабилитации;

разработка национальных клинических рекомендаций (протоколов лечения) для обеспечения единых подходов к оказанию медицинской помощи;

приоритетное развитие биомедицины, разработка и внедрение в практическое здравоохранение биомедицинских клеточных продуктов, тканевых и генно-инженерных технологий;

балансировка объемов обязательств государства по предоставлению бесплатной медицинской помощи с учетом потребности населения с имеющимися финансовыми возможностями, повышение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования (ОМС);

формирование системы информирования граждан об их праве на получение доступной и качественной медицинской помощи в системе ОМС, расширение возможностей информированного выбора населением медицинских организаций на основе независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями;

осуществление перехода на страховые принципы системы ОМС, включая развитие механизмов эффективного управления средствами ОМС, разделение финансовой ответственности между участниками системы ОМС (фондами ОМС, страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями), совершенствование механизма распределения объема оказания медицинской помощи между медицинскими организациями с учетом ее доступности и качества;

создание экономических и организационных условий для привлечения частного капитала к наиболее востребованным населением видам медицинской помощи, формирование адекватных (экономически привлекательных) тарифов по ее оплате;

внедрение электронной записи к врачу, единой электронной карты, развитие телемедицины;

обеспечение доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных средств, проведение мониторинга цен на лекарственные препараты и медицинские изделия в амбулаторном и госпитальном сегментах в субъектах Российской Федерации, совершенствование методики регистрации предельных отпускных цен производителей на жизненно необходимые лекарственные препараты;

внедрение института оценки медицинских технологий с целью эффективного использования имеющихся ресурсов системы здравоохранения, повышения качества оказания медицинской помощи.

Будут созданы условия для повышения культуры занятий спортом, существенно увеличен уровень обеспеченности спортивными сооружениями в 2018 году по сравнению с 2014 годом, при этом обеспечен доступ к ее использованию. Будут созданы условия для привлечения частных инвестиций в сферу физической культуры и спорта.

В целях совершенствования механизмов социальной поддержки населения будут обеспечены:

учет нуждаемости при осуществлении мер социальной поддержки, предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления возможности применения критериев нуждаемости при осуществлении мер социальной поддержки;

развитие практики применения социального контракта, предусматривающего взаимные обязательства государства и получателей социальной помощи;

продолжение реализации мер, направленных на создание комфортной среды для семьи с детьми и способствующих поддержанию рождаемости, в первую очередь на основе удовлетворения потребности населения в услугах присмотра и ухода за детьми, в том числе до трех лет, развития гибких форм занятости;

создание условий воспитания детей в детских домах и домах ребенка, максимально приближенных к семейным, а также совершенствование механизма предоставления дополнительных гарантий лицам из числа детей-сирот, в том числе при обеспечении их жилыми помещениями;

расширение масштабов реализуемых мер по профилактике семейного неблагополучия и отказов от детей при рождении, по предотвращению лишения родителей родительских прав и поддержке устройства детей-сирот в семьи с целью многократного сокращения количества детей, находящихся без попечения родителей в детских домах и домах ребенка;

внедрение современных технологий медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, основанных на принципах ранней помощи, пересмотр нормативов и номенклатуры технических средств реабилитации, продолжение работы по созданию "безбарьерной" среды для лиц с ограниченными возможностями;

модернизация системы социального обслуживания граждан на основе расширения объема услуг, предоставляемых негосударственными организациями, привлечения труда добровольцев некоммерческими организациями, расширения частных инвестиций в сферу социального обслуживания, в том числе в рамках механизмов государственно-частного партнерства;

создание на базе Пенсионного фонда Российской Федерации единой государственной информационной системы социального обеспечения, учитывающей весь комплекс социальных льгот по всем категориям граждан, получающих государственную социальную поддержку из бюджетов всех уровней.

В целях повышения устойчивости пенсионной системы и уровня пенсионных выплат предусматриваются:

сохранение накопительной составляющей системы обязательного пенсионного страхования;

создание новых стимулов для формирования дополнительных пенсионных накоплений, позволяющих повысить уровень пенсионного обеспечения;

совершенствование механизма формирования доходов на финансирование страховых пенсий, исходя из сложившегося уровня обязательств и их индексации;

стандартизация негосударственного пенсионного обеспечения, в том числе в части порядка заключения договоров, условий и порядка уплаты пенсионных взносов, условий доходности пенсионных средств, а также создания механизма гарантирования их сохранности;

совершенствование индивидуального (персонифицированного) учета и расширение информационного взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации с органами исполнительной власти и организациями с целью повышения эффективности управления в системе обязательного пенсионного страхования.

Намечается провести детальный анализ и на его основе широкое обсуждение с привлечением институтов гражданского общества, в том числе профессиональных союзов, объединений работодателей, общественных организаций и экспертного сообщества, целесообразности повышения пенсионного возраста для лиц, вновь выходящих на пенсию, а также возможных сроков и порядка указанного повышения.