ВС РФ: соответствие налогоплательщика критериям отбора для выездных проверок не доказывает нарушение (29.05.2024)

Налогоплательщики, а также Минюст обратились в суд, чтобы признать недействующим п. 7 критериев отбора налогоплательщиков для выездных проверок. Заявители настаивали:

- по содержанию акт нормативный (дает право налоговой вызывать для дачи пояснений, устанавливает для ряда налогоплательщиков размер вычета по отношению к доходам);

- у налоговой нет права устанавливать цифровые относительные показатели между доходами и расходами. Иначе они вмешиваются в предпринимательскую деятельность, поскольку налогоплательщик вынужден соблюдать показатели, чтобы не попасть в зону риска;

- ФНС не может осуществлять нормативно-правовое регулирование и у нее нет полномочий на издание данного акта.

ВС РФ заявителей не поддержал. Он в том числе указал:

- приказ определяет общую систему планирования выездных проверок, но он не регламентирует порядок их проведения;

- планирование проверок и выбор налогоплательщика для проверки происходит на усмотрение налоговой. Она оценивает все аспекты деятельности и отбирает тех, кто попал сразу в несколько зон налоговых рисков;

- суммовые показатели (рентабельность продаж и пр.) - это лишь критерии для отбора при планировании выездных проверок;

- соответствие критериям не влечет для налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий и не доказывает нарушение. Такое соответствие лишь указывает на большую долю вероятности, что его включат в план выездных проверок.

Документы: Решение ВС РФ от 18.04.2024 N АКПИ23-1033

Как планируют выездные налоговые проверки

По каким критериям отбирают налогоплательщиков для выездной проверки