6. По завершении обучения слушатель должен знать:
6.1. Нормы международного права, законодательство Российской Федерации в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, профилактики социального сиротства, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
6.2. приоритеты государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развития семейных форм их устройства, организации деятельности, в том числе реформирования и реструктуризации системы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
6.3. формы защиты прав ребенка, нуждающегося в помощи государства; основы возрастной психологии, психологии общения, социальной психологии;
6.4. причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия;
6.5. психологию девиантного и делинквентного поведения (алкоголизации, наркомании, конфликта с законом, жестокости, агрессии и других форм девиантного и делинквентного поведения);
6.6. основы психологии депривации, привязанности; особенности воспитания и развития детей в условиях институционализации;
6.7. основы конфликтологии и технологии разрешения конфликтов (медиации);
6.8. основы педагогики, воспитания;
6.9. педагогику и психологию детско-родительских отношений;
6.10. социально-психологические особенности развития выпускников и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
6.11. основы и особенности социализации и адаптации выпускников различных категорий в постинтернатный период;
6.12. основные медицинские термины и понятия (понимать последствия заболеваний для развития ребенка, влияние наследственных и генетических факторов на состояние здоровья и развития ребенка, последствия жестокого обращения и насилия);
6.13. инфраструктуру социальной защиты детства;
6.14. принципы организации профессионального сопровождения семей;
6.15. инфраструктуру помощи и поддержки семей, услуги, предоставляемые семьям различными организациями;
6.16. специфику работы социозащитных учреждений, реабилитационной работы; технологии и методы работы с неблагополучными семьями;
6.17. основания для признания ребенка нуждающимся в помощи государства и оставшимся без попечения родителей;
6.18. порядок устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, виды деятельности (услуг), осуществляемые этими организациями, порядок обследования ребенка, основания принятия решения по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от видов деятельности (услуг), осуществляемых организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных организациях; требования к проведению проверок условий жизни подопечного и оформлению их результатов;
6.19. основы работы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
6.20. методы проведения социологических опросов;
6.21. основы экономического регулирования социальной сферы (порядок осуществления социальных выплат детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, особенности проверки документов на возмещение денежных средств, начисление выплат материальной помощи и другие формы экономического регулирования социальной сферы);
6.22. формы материальной и нематериальной поддержки граждан, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
6.23. стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения;
6.24. требования к ведению личного дела подопечного;
6.25. основы знаний в области сбора, обработки и анализа статистической информации;
6.26. судебное делопроизводство;
6.27. права и обязанности родителей и детей; основания отнесения детей и семей к категориям "находящийся в трудной жизненной ситуации" и "находящийся в социально опасном положении";
6.28. основания (показатели и критерии) для немедленного отобрания ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью;
6.29. правовые основания ограничения родителей в родительских правах и лишения родительских прав;
6.30. структуру и ведение журнала первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей;
6.31. принципы и условия обработки персональных данных;
6.32. формы работы со средствами массовой коммуникации по информированию граждан о возможности стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, а также о детях, оставшихся без попечения родителей (производная информация), в том числе через официальные сайты органов опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
6.33. правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;
6.34. требования к содержанию программы подготовки кандидатов в замещающие родители и организации ее проведения;
6.35. правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
6.36. правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного;
6.37. правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье;
6.38. правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;
6.39. правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации;
6.40. правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства;
6.41. форму отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом;
6.42. особенности осуществления и защиты жилищных прав несовершеннолетних граждан; принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
7. По завершении обучения слушатель должен уметь:
7.1. анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты;
7.2. анализировать получаемую информацию и осуществлять ее первичную статистическую обработку;
7.3. анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений;
7.4. организовывать и проводить мониторинговые исследования;
7.5. описывать конкретные практические случаи;
7.6. представлять интересы несовершеннолетнего;
7.7. общаться с разными категориями граждан, с детьми разных возрастных групп;
7.8. устанавливать доверительные отношения с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7.9. разрешать конфликты, содействовать их разрешению;
7.10. применять навыки консультирования и знания в области медиации;
7.11. консультировать родителей по различным вопросам функционирования семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7.12. проводить обследование условий жизни (в том числе жилых помещений) детей разных возрастных групп;
7.13. оценивать потребности ребенка, условия, необходимые для его развития и воспитания;
7.14. оценивать ситуации с точки зрения благополучия ребенка;
7.15. выявлять проблемы, возникающие в семье, и способствовать их разрешению;
7.16. организовывать и проводить проверки организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7.17. проверять соблюдение прав и законных интересов воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7.18. проводить оценку уровня содержания, развития, воспитания и образования подопечного в динамике, привлекать профильных специалистов;
7.19. выявлять признаки и определять последствия жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних, в том числе вовлечения детей в порнографию, проституцию, и других форм жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних;
7.20. выявлять признаки пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей;
7.21. планировать работу и осуществлять самоконтроль за ее выполнением;
7.22. взаимодействовать с органами исполнительной власти, организациями, специалистами;
7.23. работать в межведомственной команде;
7.24. обладать навыками делового общения, публичного выступления;
7.25. вести деловые переговоры;
7.26. владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и другие программные средства);
7.27. составлять и выполнять административные регламенты предоставления услуг;
7.28. составлять договоры в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
7.29. составлять запросы, акты проверок, планы по защите прав несовершеннолетнего, проекты распорядительных документов, правовых актов;
7.30. составлять служебные документы аналитического, делового и справочно-информационного характера и работать с ними;
7.31. формировать личное дело подопечного, вести и хранить его;
7.32. вести учет выпускников, в том числе электронный;
7.33. вести документацию и электронный документооборот;
7.34. владеть русским языком, грамотно выражать свои мысли, грамотно писать.
8. Примерный учебный план программы определяет перечень учебных предметов, наименований их разделов, трудоемкость, последовательность, виды учебных занятий и учебных работ (лекции, практические, семинарские занятия, формы аттестации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей