Профессиональные компетенции (ПК)

ПК-1

Способность и готовность разрабатывать локальные и индивидуальные правовые акты по направлениям своей деятельности, планы по защите прав и интересов ребенка.

ПК-2

Способность и готовность к выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

ПК-3

Способность и готовность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности по направлениям работы органов опеки и попечительства, осуществлению и защите прав несовершеннолетних, контролю за деятельностью законных представителей несовершеннолетних.

ПК-4

Способность и готовность принимать оптимальные управленческие и организационные решения по профилю деятельности.

ПК-5

Способность и готовность квалифицированно проводить различные виды мониторингов, включая правовой мониторинг, мониторинг соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, эффективности работы органа опеки и попечительства; формировать базы данных мониторингов, различных категорий детей, взрослых и семей.

ПК-6

Способность и готовность организовывать и проводить исследования и обобщения актуальных проблем по направлениям своей деятельности; выявлять и анализировать региональный опыт, вырабатывать рекомендации и предложения по совершенствованию работы.

ПК-7

Способность и готовность эффективно осуществлять правовое воспитание детей и взрослых.

ПК-8

Способность и готовность к урегулированию конфликтных ситуаций, досудебному разрешению спорных ситуаций, использованию технологий медиации в своей деятельности.

ПК-9

Способность и готовность общаться с разными категориями граждан.

ПК-10

Способность и готовность общаться с детьми разных возрастных групп, выявлять их мнение по вопросам, затрагивающим их жизнь.

ПК-11

Способность и готовность к обеспечению и защите права ребенка жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками.

ПК-12

Способность и готовность к обеспечению и защите личных неимущественных прав несовершеннолетних.

ПК-13

Способность и готовность к обеспечению и защите имущественных прав несовершеннолетних.

ПК-14

Способность и готовность к выявлению и учету детей, нуждающихся в помощи государства, обеспечению защиты их прав и интересов.

ПК-15

Применять законодательные и иные нормативные правовые акты при подготовке конкретных документов: разрешений; согласий по одобрению сделок; заявлений; справок по учету и выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по формированию списков на предоставление жилья; претензий и исков; различного рода запросов.

ПК-16

Способность и готовность к оказанию помощи семьям, имеющим детей, находящимся в трудной жизненной ситуации.

ПК-17

Способность и готовность к подготовке материалов для принятия решения по определению формы защиты прав ребенка, нуждающегося в помощи государства.

ПК-18

Способность и готовность проводить контрольные мероприятия за исполнением своих обязанностей законными представителями несовершеннолетних.

ПК-19

Способность и готовность определять виды помощи и перечень услуг, которые необходимо оказать ребенку и семье для восстановления нарушенных детско-родительских отношений, социальных связей и привязанностей, восстановления и защиты прав и интересов несовершеннолетних.

ПК-20

Способность и готовность к групповому и индивидуальному юридическому, социально-психологическому консультированию законных представителей несовершеннолетних, самих несовершеннолетних в вопросах осуществления и защиты прав детей, исполнения обязанностей законных представителей.

ПК-21

Способность и готовность к приоритетному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

ПК-22

Способность и готовность к защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи граждан.

ПК-23

Способность и готовность оказывать содействие семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ПК-24

Способность и готовность к защите прав и интересов детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ПК-25

Способность и готовность к применению на практике знаний в области психологии развития, социальной психологии, медицины, социальной педагогики.

ПК-26

Способность и готовность к защите прав и интересов выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

ПК-27

Способность и готовность к предотвращению нарушений, обеспечению и защите прав и законных интересов детей, их социальных и иных государственных гарантий, включая права, законные интересы и гарантии, установленные в международных договорах и соглашениях с участием Российской Федерации, надзору за деятельностью опекунов и попечителей.

6. По завершении обучения слушатель должен знать:

6.1. Нормы международного права, законодательство Российской Федерации в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, профилактики социального сиротства, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

6.2. приоритеты государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развития семейных форм их устройства, организации деятельности, в том числе реформирования и реструктуризации системы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

6.3. формы защиты прав ребенка, нуждающегося в помощи государства; основы возрастной психологии, психологии общения, социальной психологии;

6.4. причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия;

6.5. психологию девиантного и делинквентного поведения (алкоголизации, наркомании, конфликта с законом, жестокости, агрессии и других форм девиантного и делинквентного поведения);

6.6. основы психологии депривации, привязанности; особенности воспитания и развития детей в условиях институционализации;

6.7. основы конфликтологии и технологии разрешения конфликтов (медиации);

6.8. основы педагогики, воспитания;

6.9. педагогику и психологию детско-родительских отношений;

6.10. социально-психологические особенности развития выпускников и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

6.11. основы и особенности социализации и адаптации выпускников различных категорий в постинтернатный период;

6.12. основные медицинские термины и понятия (понимать последствия заболеваний для развития ребенка, влияние наследственных и генетических факторов на состояние здоровья и развития ребенка, последствия жестокого обращения и насилия);

6.13. инфраструктуру социальной защиты детства;

6.14. принципы организации профессионального сопровождения семей;

6.15. инфраструктуру помощи и поддержки семей, услуги, предоставляемые семьям различными организациями;

6.16. специфику работы социозащитных учреждений, реабилитационной работы; технологии и методы работы с неблагополучными семьями;

6.17. основания для признания ребенка нуждающимся в помощи государства и оставшимся без попечения родителей;

6.18. порядок устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, виды деятельности (услуг), осуществляемые этими организациями, порядок обследования ребенка, основания принятия решения по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от видов деятельности (услуг), осуществляемых организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных организациях; требования к проведению проверок условий жизни подопечного и оформлению их результатов;

6.19. основы работы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

6.20. методы проведения социологических опросов;

6.21. основы экономического регулирования социальной сферы (порядок осуществления социальных выплат детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, особенности проверки документов на возмещение денежных средств, начисление выплат материальной помощи и другие формы экономического регулирования социальной сферы);

6.22. формы материальной и нематериальной поддержки граждан, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

6.23. стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения;

6.24. требования к ведению личного дела подопечного;

6.25. основы знаний в области сбора, обработки и анализа статистической информации;

6.26. судебное делопроизводство;

6.27. права и обязанности родителей и детей; основания отнесения детей и семей к категориям "находящийся в трудной жизненной ситуации" и "находящийся в социально опасном положении";

6.28. основания (показатели и критерии) для немедленного отобрания ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью;

6.29. правовые основания ограничения родителей в родительских правах и лишения родительских прав;

6.30. структуру и ведение журнала первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей;

6.31. принципы и условия обработки персональных данных;

6.32. формы работы со средствами массовой коммуникации по информированию граждан о возможности стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, а также о детях, оставшихся без попечения родителей (производная информация), в том числе через официальные сайты органов опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

6.33. правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;

6.34. требования к содержанию программы подготовки кандидатов в замещающие родители и организации ее проведения;

6.35. правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

6.36. правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного;

6.37. правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье;

6.38. правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;

6.39. правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации;

6.40. правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства;

6.41. форму отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом;

6.42. особенности осуществления и защиты жилищных прав несовершеннолетних граждан; принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

7. По завершении обучения слушатель должен уметь:

7.1. анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты;

7.2. анализировать получаемую информацию и осуществлять ее первичную статистическую обработку;

7.3. анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений;

7.4. организовывать и проводить мониторинговые исследования;

7.5. описывать конкретные практические случаи;

7.6. представлять интересы несовершеннолетнего;

7.7. общаться с разными категориями граждан, с детьми разных возрастных групп;

7.8. устанавливать доверительные отношения с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7.9. разрешать конфликты, содействовать их разрешению;

7.10. применять навыки консультирования и знания в области медиации;

7.11. консультировать родителей по различным вопросам функционирования семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7.12. проводить обследование условий жизни (в том числе жилых помещений) детей разных возрастных групп;

7.13. оценивать потребности ребенка, условия, необходимые для его развития и воспитания;

7.14. оценивать ситуации с точки зрения благополучия ребенка;

7.15. выявлять проблемы, возникающие в семье, и способствовать их разрешению;

7.16. организовывать и проводить проверки организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7.17. проверять соблюдение прав и законных интересов воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7.18. проводить оценку уровня содержания, развития, воспитания и образования подопечного в динамике, привлекать профильных специалистов;

7.19. выявлять признаки и определять последствия жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних, в том числе вовлечения детей в порнографию, проституцию, и других форм жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних;

7.20. выявлять признаки пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей;

7.21. планировать работу и осуществлять самоконтроль за ее выполнением;

7.22. взаимодействовать с органами исполнительной власти, организациями, специалистами;

7.23. работать в межведомственной команде;

7.24. обладать навыками делового общения, публичного выступления;

7.25. вести деловые переговоры;

7.26. владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и другие программные средства);

7.27. составлять и выполнять административные регламенты предоставления услуг;

7.28. составлять договоры в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

7.29. составлять запросы, акты проверок, планы по защите прав несовершеннолетнего, проекты распорядительных документов, правовых актов;

7.30. составлять служебные документы аналитического, делового и справочно-информационного характера и работать с ними;

7.31. формировать личное дело подопечного, вести и хранить его;

7.32. вести учет выпускников, в том числе электронный;

7.33. вести документацию и электронный документооборот;

7.34. владеть русским языком, грамотно выражать свои мысли, грамотно писать.

8. Примерный учебный план программы определяет перечень учебных предметов, наименований их разделов, трудоемкость, последовательность, виды учебных занятий и учебных работ (лекции, практические, семинарские занятия, формы аттестации.