6. Оптимизация процессов взаимодействия федеральной инспекции труда с работниками и работодателями

6. Оптимизация процессов взаимодействия федеральной

инспекции труда с работниками и работодателями

К настоящему времени назрела острая необходимость в создании автоматизированной системы управления контрольно-надзорной деятельностью в сфере трудовых отношений, внедрение которой должно обеспечить решение в том числе следующих задач:

автоматизация деятельности государственного инспектора труда на его рабочем месте;

создание базы знаний, обеспечивающей единообразное понимание требований трудового законодательства работодателями, работниками и государственными инспекторами труда (определенность надзора);

оптимизация статистической отчетности;

создание инструментов, обеспечивающих риск-ориентированное планирование деятельности государственных инспекций труда;

возможность составления и отслеживания рейтингов и показателей оценки эффективности государственных инспекций труда, государственных инспекторов труда и работодателей;

снижение расходов на содержание автоматизированной системы за счет централизации ресурсного обеспечения.

В целях оптимизации процессов взаимодействия федеральной инспекции труда с работниками и работодателями в электронном виде необходимо выполнить ряд мероприятий по модернизации существующих и созданию новых информационных систем. Наиболее оперативный и значимый эффект в этом направлении даст создание комплекса клиентоориентированных интерактивных онлайн-сервисов для работников и работодателей, которые позволят в том числе:

провести работодателю самостоятельно проверку соблюдения требований трудового законодательства и в случае выявления несоответствий получить рекомендации по их устранению;

получить информацию о перечне обязательных требований трудового законодательства, действующих в отношении хозяйствующего субъекта определенной категории;

получить шаблоны типовых документов по трудовым ситуациям, информацию о программах и мероприятиях по улучшению условий труда, информацию о рейтингах работодателей, содержащих сведения о работодателях на основе данных, полученных по результатам проверок, проведенных федеральной инспекцией труда, информацию о соблюдении требований трудового законодательства в конкретной организации;

без посещения государственной инспекции труда задать вопрос должностному лицу федеральной инспекции труда по любой проблеме в сфере трудовых отношений;

дать общественную оценку деятельности государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации;

обжаловать действия (бездействие) государственных инспекторов труда.

В целях оптимизации и улучшения качества информирования и консультирования по телефону необходимо реализовать комплекс мероприятий, способных обеспечить повышение количества оказанных информационно-консультационных услуг по телефону заявителям, а также повышение качества телефонного обслуживания за счет внедрения стандарта обслуживания заявителей по телефону и системы контроля за предоставлением информационно-консультационных услуг.

Повышение качества личного приема работников и работодателей должностными лицами государственных инспекций труда потребует разработки единых стандартов и требований к местам приема граждан и представителей работодателей в государственных инспекциях труда, к организации процессов взаимодействия государственных инспекций труда с работниками и работодателями, а также приведения помещений государственных инспекций труда в соответствие с установленными требованиями.

Реализация мероприятий по повышению качества взаимодействия государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации с работниками и работодателями обеспечит:

возможность выбора работниками и работодателями формы обращения в федеральную инспекцию труда для получения необходимой информации по вопросам обеспечения соблюдения их прав в социально-трудовой сфере;

повышение уровня удовлетворенности работников и работодателей качеством и доступностью оказываемых государственными инспекциями труда информационно-консультационных услуг;

повышение общественного доверия (популяризация) федеральной инспекции труда;

увеличение степени охвата поднадзорных субъектов федеральной инспекции труда мероприятиями по методическому обеспечению, информированию и консультированию.