5. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
5. Возможные варианты решения проблемы,
оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных
вариантах решения проблемы
Варианты решения поставленных в Программе проблем можно определить как оптимальный и умеренный.
Оптимальный вариант предусматривает существенную активизацию работ по научному и информационному обеспечению морской деятельности страны и обеспечению российского присутствия в Антарктике.
Значительное расширение по сравнению с существующим в настоящее время объемом получат комплексные экспедиционные работы во всех морях России и стратегически важных районах Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов с целью получения экспериментальных данных о морской среде и происходящих в ней процессах. На основе этих данных и развития информационных систем будет реализовано современное информационное обеспечение морской деятельности. Выполнение этих мероприятий должно в значительной мере обеспечить требования Морской доктрины и Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года в части расширения экспедиционных исследований в различных стратегически важных районах Мирового океана и его морей и совершенствования информационного обеспечения морской деятельности.
Предполагается в 3 этапа реализовать следующие программные мероприятия, направленные на решение ключевых проблем морских исследований и предусматривающие в большинстве случаев существенный экспедиционный компонент:
прикладные исследования по рациональному природопользованию Мирового океана и морей России, защита и сохранение морской среды;
комплексные экспедиционные исследования арктических морей России и центральной части Северного Ледовитого океана;
комплексные экспедиционные исследования Черного, Азовского и Балтийского морей и северо-восточной части Атлантики;
комплексные экспедиционные исследования дальневосточных морей России и северо-западной части Тихого океана;
комплексные экспедиционные исследования Каспийского моря;
создание современных средств исследований Мирового океана, включая покрытые льдом районы;
прикладные исследования климатических изменений и состояния окружающей среды Арктики, включая район архипелага Шпицберген;
управление морским природопользованием.
В области совершенствования информационного обеспечения морской деятельности планируется осуществить:
развитие межведомственной информационной и программно-технической инфраструктуры информационного обеспечения морской деятельности;
разработку методов и технологий информационно-аналитической поддержки управления морским природопользованием и морской деятельностью в целом, выполнения международных обязательств России в рассматриваемой области;
создание прикладных межведомственных комплексов поддержки морских перевозок, военно-морской деятельности, исследований Мирового океана и использования его ресурсов, спасания на море и других видов морской деятельности;
разработку методов и технологий информационного обеспечения комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий России.
На 1-м этапе производится формирование инфраструктуры информационного обеспечения морской деятельности на основе интеграции и рационального использования информационных систем, комплексов и средств различного подчинения, включая целевое наращивание информационных ресурсов единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане и создание инфраструктуры морских пространственных данных, обеспечение информационной безопасности, применение адаптивных средств обработки больших объемов данных и принятия решений, использование мобильных компонентов и других современных средств информационного обслуживания.
С использованием инфраструктуры морских пространственных данных реализуются пилотные проекты в приоритетных областях информационного обеспечения морской деятельности.
Для гарантированного выполнения запланированных на 2-м и 3-м этапах объемов экспедиционных работ на 1-м этапе запланировано строительство 7 научно-исследовательских судов взамен выходящих из строя, на 2-м и 3-м этапах - по одному судну.
создание интегрированного комплекса средств оперативно-аналитической оценки обстановки в Мировом океане и обоснования принятия решений;
наращивание информационно-технологических возможностей для поддержки всех основных видов морской деятельности посредством адаптации инфраструктурных технологий и средств к различным тематическим задачам, системам и регионам;
встраивание технологий в действующие процессы информационной поддержки морской деятельности на федеральном, региональном и объектовом уровнях и организация их применения.
На 3-м этапе выполняются дальнейшее развитие комплекса средств информационного обеспечения морской деятельности, его внедрение и вывод на уровень интегрированной автоматизированной межведомственной и межрегиональной системы информационного обеспечения морской деятельности во взаимодействии с другими глобальными, ведомственными и региональными, а также международными системами.
Информационное обеспечение морской деятельности Российской Федерации будет осуществляться в ходе всего периода выполнения Программы одновременно с разработкой и внедрением новых и усовершенствованных средств и ресурсов.
В области исследований Антарктики на 1-м этапе предусматриваются:
строительство зимовочных комплексов на российских антарктических станциях Восток и Мирный;
реконструкция топливной базы на российской антарктической станции Беллинсгаузен и инфраструктуры российской антарктической сезонной базы Русская.
Инвестиционные проекты на 2-м и 3-м этапах реализации Программы предусматривают реконструкцию инфраструктуры сезонных полевых баз Молодежная, Ленинградская, станций Беллинсгаузен и Новолазаревская.
Предусматривается проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по следующим направлениям:
определение текущих и будущих климатических изменений в Антарктике;
комплексные исследования подледникового озера Восток, палеоклимата и баланса массы ледникового покрова Антарктиды;
изучение влияния космо- и гелиогеофизических факторов на космическую погоду и развитие аномальных геофизических и атмосферных процессов, оказывающих негативное воздействие на технологические системы и среду обитания человека;
комплексные исследования литосферы Антарктики и изменений ее природной среды в геологическом прошлом;
исследование состояния антарктических экосистем как основы мероприятий по охране окружающей среды Антарктики и Южного океана;
оценка водных биологических ресурсов Антарктики на основе исследований по прогнозированию состояния их запасов для обеспечения экономически эффективного рыбного промысла;
развитие информационной системы о природной среде Антарктики и Южного океана;
разработка системы обеспечения безопасности деятельности и персонала в Антарктике.
На 1-м этапе реализации Программы по направлению "Прочие нужды" будут осуществлены:
очистка района сезонной базы Молодежная от отходов;
оснащение российских полевых баз и полевых лагерей типовыми модульными комплексами;
оснащение антарктических станций, судов и научно-исследовательских учреждений современными приборами, оборудованием и вычислительными комплексами для научных исследований;
работы по сокращению вредного воздействия на окружающую среду в районе станции Новолазаревская.
На 2-м и 3-м этапах намечено осуществление работ по обеспечению безопасного функционирования антарктических станций, их персонала, оснащению научным оборудованием, проведению экспедиционных мероприятий и решению неотложных природоохранных проблем в соответствии с международными требованиями.
Таким образом, оптимальный вариант предполагает развитие при государственной поддержке морских экспедиционных исследований и работ, модернизацию экспедиционного флота, его оснащение современными навигационными средствами и научными приборами, строительство новых научно-исследовательских судов для обеспечения поэтапного восстановления необходимого объема данных, получаемых в морях и открытых районах океанов, наращивание научного потенциала морских исследований и развитие технологий обеспечения морской деятельности Российской Федерации наблюденной, аналитической и прогностической информацией, необходимой для устойчивого развития морепользования, предотвращения угроз экономике и населению страны от опасных и стихийных природных явлений и резких изменений климата, обеспечения национальной безопасности страны с океанских и морских направлений и охраны ее морских границ.
В соответствии с этим вариантом существенно возрастает объем финансирования как научного и информационного обеспечения морской деятельности страны (в первую очередь за счет значительного роста экспедиционного компонента и строительства необходимых для этого научно-исследовательских судов), так и обеспечения российского присутствия в Антарктике.
Указанный вариант предусматривает финансирование из федерального бюджета в размере 87 200,2 млн. рублей (1-й этап - 51 222,5 млн. рублей, 2-й этап - 19 553,6 млн. рублей, 3-й этап - 16 424,1 млн. рублей), в том числе 63 003,3 млн. рублей на проведение морских научных исследований, включая экспедиционный компонент, и строительство необходимых для этого научно-исследовательских судов, 5 723,4 млн. рублей на совершенствование информационного обеспечения морской деятельности и 18 473,5 млн. рублей на обеспечение российской деятельности в Антарктике.
Значимым риском при осуществлении этого варианта может оказаться ограниченность возможностей федерального бюджета.
Умеренный вариант предусматривает строительство на 1-м этапе 4 научно-исследовательских судов взамен выходящих из строя и на 2-м этапе - одного судна для гарантированного выполнения запланированных на 2-м и 3-м этапах объемов экспедиционных работ.
В случае реализации этого варианта исключаются экспедиционные исследования в отдаленных, но стратегически важных районах Атлантического и Тихого океанов, включая соответствующие секторы Южного океана. Продолжатся исследования только в арктических, дальневосточных и южных морях России, а также работы в северо-восточной Атлантике, важные для изучения происходящих климатических изменений в Арктике и на европейской территории России.
Не будут выполнены такие задачи, как обеспечение присутствия России в отдаленных районах Мирового океана, исследование глубоководных акваторий морского дна, участие в международных программах по исследованию Мирового океана и ряд других.
Следует ожидать также ослабление интеграционных процессов в управлении информацией об обстановке в Мировом океане, снижение научно-технологических заделов, технологическое отставание и усиление зависимости качества информационного обеспечения морской деятельности от отраслевой конъюнктуры и зарубежных информационных систем.
Умеренный вариант предусматривает финансирование из федерального бюджета в размере 58 750,3 млн. рублей (1-й этап - 34 293,4 млн. рублей, 2-й этап - 13 174,4 млн. рублей, 3-й этап - 11 282,5 млн. рублей), в том числе 40 597,7 млн. рублей на проведение морских научных исследований, включая экспедиционный компонент, и строительство необходимых для этого научно-исследовательских судов, 4 292,6 млн. рублей на совершенствование информационного обеспечения морской деятельности и 13 860 млн. рублей на обеспечение российской деятельности в Антарктике.
Следует также отметить, что позиции России в сложившейся в последние полвека мировой табели о рангах в области освоения и использования ресурсов и пространств Мирового океана, как и в области изучения Антарктики, довольно высоки. В этом большую роль сыграл и высокий мировой рейтинг российских (советских) научных исследований океанов и морей и Антарктики. По-прежнему достижения России высоко оцениваются Межправительственной океанографической комиссией ЮНЕСКО (IOC UNESCO), другими организациями системы Организации Объединенных Наций, Международным научным союзом (ICSU) и его комитетами, Консультативными Сторонами Договора об Антарктике 1959 года, другими профильными международными организациями, в работе которых участвует Российская Федерация. Например, в 2013 году в России начал действовать партнерский центр ЮНЕСКО по поддержке портала океанологических данных Межправительственной океанографической комиссии, построенного на отечественных информационных технологиях.
Снижение исследовательской активности в Мировом океане и Антарктике переведет Россию в разряд рядовых в этих областях стран.
Другие варианты решения проблемы малоэффективны. Ориентация на аренду научных судов у зарубежных компаний бесперспективна, так как рынок предложений чрезвычайно ограничен, а стоимость аренды значительно превосходит стоимость эксплуатации собственных научных судов. Проведение экспедиционных исследований федеральными бюджетными организациями за счет внебюджетных источников может обеспечить незначительную часть требуемого объема исследований. Использование данных, получаемых в экспедициях, проводимых по хозяйственным договорам, маловероятно в связи с тем, что исключительное право на эти данные принадлежит заказчику, если это ресурсные исследования, или в связи с тем, что решается узковедомственная прикладная задача, если это морские научные исследования. Отсутствие собственной высокотехнологичной системы информационного обеспечения морской деятельности означает потерю информационной независимости от развитых зарубежных стран.
Кроме того, утрата конкурентоспособности стареющими отечественными научно-исследовательскими судами по сравнению с более экономичными зарубежными научными судами, оснащенными современным оборудованием и приборами, приведет в итоге к значительному сокращению финансирования экспедиций за счет внебюджетных источников, а затем и к их прекращению.
При рассмотрении оптимального и умеренного вариантов решения проблемы прикладных исследований Мирового океана, совершенствования информационного обеспечения морской деятельности и обеспечения российского присутствия в Антарктике предпочтение следует отдать оптимальному варианту.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей