1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития Российской Федерации
Мировой океан, занимающий более 70 процентов площади Земли, является существенным источником ресурсов, необходимых для жизнедеятельности человека. Уже сейчас морские акватории обеспечивают более 60 процентов мировой продукции рыболовства и аквакультуры, около 30 процентов мировой добычи энергоресурсов, морской транспорт обеспечивает перевозку 90 процентов тоннажа мировой торговли, морские курорты являются лидерами развития мировой туристической индустрии.
В то же время до 80 процентов поступающих в прибрежные морские акватории загрязняющих веществ приходит из удаленных от побережий районов суши.
В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. под суверенитетом Российской Федерации находится около 1 млн. кв. километров морских акваторий (внутренние морские воды Российской Федерации и территориальное море Российской Федерации). Еще более 6 млн. кв. километров морских акваторий, включая дно и недра, находятся под юрисдикцией Российской Федерации (исключительная экономическая зона Российской Федерации и континентальный шельф Российской Федерации, границы которого находятся в стадии определения). Здесь Россия имеет суверенные права на природные ресурсы и юрисдикцию в отношении таких видов деятельности, как создание искусственных островов и установок, проведение буровых работ для любых целей, определение трасс подводных кабелей и трубопроводов, научные и ресурсные исследования.
Таким образом, площадь морских пространств, находящихся под суверенитетом или юрисдикцией Российской Федерации, составляет около 7,5 млн. кв. километров, что превышает площадь крупнейших макрорегионов страны. Это обеспечивает обоснованные перспективы для ресурсного обеспечения страны в обозримом будущем и в то же время требует серьезных усилий в сфере обеспечения национальной безопасности страны с океанских и морских направлений и охраны ее морских границ.
Благодаря своей способности сохранять и перераспределять тепло и углерод океан оказывает большое влияние на изменения климата и играет ключевую роль в формировании погоды на планете. Особенности этих изменений в последние десятилетия настоятельно требуют тщательного изучения всех определяющих их факторов и в первую очередь роли океана.
Современные климатические изменения ведут к увеличению частоты и интенсивности экстремальных явлений на морях (штормы, волнение) и связанных с ними стихийных бедствий на побережье (штормовых нагонов и связанной с ними эрозии берегов, наводнений, экстремальных осадков и аномальных разливов рек). Активизирующаяся экономическая деятельность в океане и на побережье требует эффективного обеспечения ее безопасности. Также необходимо обеспечить безопасность населения приморских регионов и смягчение последствий от морских стихийных бедствий (ураганы, цунами и вызывающие их землетрясения, извержения вулканов). Это требует создания опирающихся на современные научные знания и достоверные данные систем прогноза связанных с океаном опасных и катастрофических явлений.
Понимание гидрофизических процессов, происходящих в океане, а также сведения о физических параметрах морской среды необходимы для обеспечения деятельности Военно-Морского Флота.
При этом необходимым условием для любого вида использования ресурсов и пространств Мирового океана являются наличие научных знаний и современное информационное обеспечение морской деятельности Российской Федерации.
Позиция России как одной из ведущих морских держав мира определена в Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 г. (далее - Морская доктрина), и Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 2205-р.
Так, Морская доктрина одним из принципов национальной морской политики определяет проведение комплексных морских научных исследований в интересах Российской Федерации и развитие систем мониторинга состояния морской природной среды и прибрежных территорий. Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года определяет одними из стратегических целей возобновление экспедиционной деятельности в ключевых районах Мирового океана, Арктике и Антарктике, необходимой для воспроизводства ресурсной базы, предупреждения и уменьшения опасных последствий стихийных бедствий, а также постоянного мониторинга природных, антропогенных и техногенных явлений глобального и регионального масштабов, совершенствование информационного обеспечения морской деятельности на основе интеграции и рационального использования систем, комплексов и средств различного подчинения путем развития и использования единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане как базового межотраслевого информационно-технологического комплекса.
Федеральная целевая программа "Мировой океан" на 2016 - 2031 годы (далее - Программа) направлена на реализацию приоритетных задач, определенных Стратегией развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2010 г. N 1926-р, Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 8 февраля 2013 г., Стратегией российского присутствия на архипелаге Шпицберген до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2012 г. N 356-р, и Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г.
Цели Программы соответствуют приоритетной задаче повышения национальной конкурентоспособности, в том числе задачам по развитию науки, национальной инновационной системы и технологий, высокотехнологичных отраслей в части информационно-коммуникационных технологий, конкурентных преимуществ в сфере природопользования, определенным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
Программа должна способствовать достижению научного и технологического лидерства России в морском природопользовании и исследованиях Антарктики, а также внести свой вклад в обеспечение безопасности страны с океанических и морских направлений и охраны ее морских границ.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей