<Письмо> ФГБУ "ФКП Росреестра" от 17.06.2015 N 05-0457-ИШ "О рассмотрении обращения"

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"

ПИСЬМО

от 17 июня 2015 г. N 05-0457-ИШ

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

ФГБУ "ФКП Росреестра" рассмотрело обращение, направленное в наш адрес письмом Росреестра от 10.06.2015 N 04-00733/15, и сообщает следующее.

Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (далее - сведения ГКН), и возврата платы за предоставление сведений ГКН регламентируются следующими нормативными актами:

- Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (статья 14);

- Приказом Минэкономразвития России от 27.02.2010 N 75 "Об установлении порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости" (далее - Порядок N 75);

- Приказом Минэкономразвития России от 30.07.2010 N 343 "О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и размерах такой платы" (далее - Порядок N 343);

- приказом ФГБУ "ФКП Росреестра" от 29.11.2012 N П/128 "Об утверждении Порядка возврата (зачета) платы за представление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, уточнения виде и принадлежности платежа" (далее - Порядок ФГБУ ФКП).

Согласно п. 9 Порядка N 75 при представлении запроса представителем заявителя, действующим на основании доверенности, к такому запросу прилагается надлежащим образом оформленная доверенность. Если запрос представляется в электронном виде, доверенность должна быть представлена в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, выдавшего (подписавшего) доверенность. Таким образом, действующее законодательство не препятствует получению сведений ГКН заявителю как лично, так и через представителя. При этом представитель должен обладать соответствующими полномочиями либо на основании закона или учредительных документов (в случае представления интересов юридического лица), либо в силу доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством.

Сведения о представителе заявителя и документе, подтверждающим полномочия представителя заявителя, отражаются в разделе 4 - 6 формы запроса о предоставлении сведений ГКН в виде бумажного документа (приложения 2 и 3 к Порядку N 75). Содержание запроса в электронной форме должно соответствовать содержанию запроса в виде бумажного документа (требование п. 4 Порядка N 75).

С учетом письма Министерства финансов Российской Федерации от 14 декабря 2012 г. N 03-05-04-03/99 само представительство означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств заявителя - представляемого лица. При этом важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма уплачена именно этим заявителем и именно за счет его собственных денежных средств.

Полагаем, что к указанным правоотношениям, возникающим в связи с внесением платы за предоставление сведений, внесенных в ГКН, можно применить аналогию с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросу об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2007 N 118), согласно которым государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. При этом отмечено, что уплата государственной пошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В этом случае в платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

Кроме того, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации отмечено, что уплата государственной пошлины за доверителя его поверенным не противоречит налоговому законодательству и сложившейся судебной практике (Определение от 11.04.2011 N ВАС-3950/11).

Исходя из изложенного, по мнению Учреждения, при внесении платы представителем заявителя в платежном документе на перечисление суммы с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого. Таким образом, в случае если наименование заявителя в запросе о предоставлении сведений ГКН отличается от наименования плательщика, то обязанность по внесению платы заявителем не может считаться исполненной, и сведения по такому запросу не предоставляются.

В указанном случае с запросом о возврате платежа должен обратиться плательщик (как за возвратом излишне перечисленных средств, письмо Минэкономразвития России от 29.06.2012 N Д23и-1907 и письмо Росреестра от 13.06.2012 N 14-4275-ГЕ).

Также сообщаем, что кроме вышеуказанных условий идентификация плательщика (соотнесение заявителя и плательщика) осуществляется согласно коду платежа, который является уникальным неповторяющимся номером и указывается в запросе и платежном документе (п. п. 22 - 23 Порядка N 75). Такой способ идентификации используется в том числе для случаев, когда оплата осуществляется посредством электронных платежей через расчетные организации.

В рассматриваемом обращении ООО выступает расчетной организацией, поэтому идентификация плательщика, осуществившего оплату через такую организацию, осуществляется посредством сверки кода платежа, указанного в платежном документе и запросе о предоставлении сведений ГКН. Если будет установлена идентичность кода в платежном документе и в запросе о предоставлении сведений ГКН, то заявитель, подавший такой запрос, будет считаться оплатившим предоставление сведений ГКН и, в случаях, установленных ч. 11 ст. 14 Закона о кадастре, такая плата будет возвращена заявителю.

Заместитель директора

И.Ю.ШУРЫГИН