Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Приложение. Вопросы и ответы по постановлению Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям"

Приложение

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ПО ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 28 ФЕВРАЛЯ 2015 Г. N 184 "ОБ ОТНЕСЕНИИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ

ОБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА К ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ

СЕТЕВЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ"

N п/п

Вопрос

Ответ

1

Относится ли ограничение по суммарной установленной мощности силовых трансформаторов ко всему оборудованию собственника, используемого и при передаче электрической энергии на собственные нужды, и при передаче электрической энергии сторонним потребителям? Если указанный критерий относится только к трансформаторам, используемым для оказания услуг по передаче сторонним потребителям, то нужно ли и каким образом определять долю мощности, приходящейся на оборудование с установленной мощностью не менее 10 МВА, используемое при оказании услуг по передаче электроэнергии сторонним потребителям, если через указанное оборудование трансформируется электрическая энергия, и используемая на собственные нужды, и передаваемая сторонним потребителям (например, заводы, перерабатывающие предприятия?)

Если организация владеет тремя трансформаторами, мощность каждого - 5 МВА. Две из них работают на нужды самой организации, одна - на прочих потребителей. Является ли данная организация ТСО?

Согласно пункту 1 Критериев территориальная сетевая организация должна владеть на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования силовыми трансформаторами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 МВА.

В свою очередь, согласно пункту 2 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), под регулируемой деятельностью понимается деятельность в сфере электроэнергетики, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по ценам (тарифам), которые в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" подлежат государственному регулированию.

При потреблении электроэнергии на собственные нужды отсутствуют соответствующие квалифицирующие признаки, т.е. факт поставки продукции (услуг), расчеты по регулируемым ценам (тарифам).

Таким образом, количественная характеристика должна определяться в отношении тех трансформаторов, которые непосредственно используются для осуществления регулируемой деятельности. При этом доля мощности одного трансформатора, приходящаяся непосредственно на оказание регулируемых услуг, значения не имеет.

Учитывая изложенное, соответствие данному Критерию должно определяться в каждом конкретном случае, в частности, в ситуации, описанной в вопросе, когда для оказания регулируемой деятельности используется трансформатор мощностью 5 МВА, а на собственные нужды - 2 трансформатора по 5 МВА каждый, можно сделать вывод о том, что такая организация не соответствует Критериям.

2

Необходимость формирования предложений по технологическому расходу электроэнергии (мощности) - потерям в электрических сетях на 2016 год в целях формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности), с учетом отнесения организаций, осуществляющих деятельность по передаче электрической энергии, к территориальным сетевым организациям в соответствии с критериями отнесения владельца объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2015 г. N 184, принимая во внимание то обстоятельство, что обосновывающие документы, опосредующие соответствие вещного права на электросетевое оборудование организации, подтверждающие количественные показатели, удовлетворяющие критериям, могут быть представлены организацией до момента принятия соответствующего тарифного решения - до начала очередного финансового года (до начала 2016 года).

Территориальные сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии в текущем 2015 году, предоставляют предложения по технологическому расходу электрической энергии и мощности (потерям) в электрических сетях на 2016 год в порядке и сроки, установленные приказом ФСТ России от 12 апреля 2012 г. N 53-э/1.

В случае выявления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год, предложения по технологическому расходу электрической энергии и мощности (потерям) в электрических сетях на 2016 год таких юридических лиц не учитываются (исключаются).

3

Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2015 г. N 184 утверждены критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Должен ли применяться регулирующими органами анализ соответствия организации Критериям при перерегулировании тарифов в течение 2015 года?

При любом пересмотре тарифных решений в течение 2015 года (в том числе в случае пересмотра тарифов на основании пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 11 мая 2015 г. N 458, предписаний ФСТ России, выданных по итогам рассмотрения разногласий), подлежат применению положения постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184, в том числе о проведении предварительной оценки соответствия владельца объектов электросетевого хозяйства Критериям, что следует из положений пункта 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила государственного регулирования), согласно которым основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

4

В какой период проводится анализ отнесения организаций по критериям к ТСО (N 184), до подачи заявления на регулирование или в момент рассмотрения заявления с последующим открытием дела или отказом в открытии дела по причине несоответствия критериям? (Запрос информации у ТСО о соответствии указанным критериям?)

Также прошу сообщить, на основании каких документов органы регулирования должны принимать указанное решение (имеющихся в тарифном деле или вновь запрошенных у ТСО)?

В соответствии с п. 24 Правил государственного регулирования основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО.

Вместе с тем, до вступления в силу Постановления N 184 вышеуказанные Правила не предусматривали представление в регулирующий орган субъекта Российской Федерации отдельных обосновывающих материалов для анализа соответствия юридического лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, Критериям отнесения к ТСО, утвержденным Постановлением N 184.

Изменения, внесенные в Правила государственного регулирования постановлением Правительства Российской Федерации 28.02.2015 N 184, также не предусмотрели предоставление в регулирующий орган отдельных обосновывающих материалов для целей определения соответствия организации Критериям (не считая предоставления справки о наличии сайта в сети "Интернет" и выделенного абонентского номера).

Вместе с тем, руководствуясь положениями пункта 7 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", а также пункта 19 Правил государственного регулирования, орган регулирования вправе запросить соответствующие материалы для целей тарифного регулирования, в том числе для оценки соответствия Критериям.

Кроме того, необходимо учитывать, что имеющиеся в тарифном деле материалы могут быть не актуальны на момент принятия решения в соответствии с п. 3 Постановления N 184.

В соответствии с п. 8 Правил государственного регулирования, в случае если пересмотр цен (тарифов) осуществляется в течение финансового года в соответствии с актом Правительства Российской Федерации, дело об установлении цены (тарифа) не открывается, а материалы при необходимости запрашиваются регулирующими органами.

На основании вышеизложенного, при принятии решения о пересмотре установленных цен (тарифов), полагаем целесообразным запросить у юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, соответствующие материалы.

Касательно вопроса о моменте определения соответствия организации Критериям в рамках тарифной кампании на очередной период регулирования отмечаем, что прямо данный вопрос не урегулирован. Единственным предусмотренным законодательством случаем отказа в открытии дела является неопубликование организацией тарифной заявки. Однако несоответствие критериям напрямую обусловливает невозможность осуществления регулируемого вида деятельности.

Исходя из системного толкования положений Правил государственного регулирования анализ на предмет соответствия Критериям осуществляется после открытия дела в случае необходимости его открытия либо после принятия заявления от организации об установлении (пересмотре) тарифов в случае, если открытие дела не требуется. Несоответствие Критериям должно являться основанием для неустановления тарифов.

5

Как рассматривать 3 пункт Критериев в отношении организаций, деятельность которых регулируется менее 3 лет?

Отсутствие соответствующего периода регулирования означает отсутствие факта применения понижающего коэффициента. В случае, если организация регулируется менее трех лет, количество фактов применения понижающих коэффициентов должно считаться по имеющимся предшествующим периодам регулирования.

6

Подлежат ли отнесению по критериям к ТСО организации обслуживающие преимущественно одного потребителя?

Да, подлежат.

7

У организации в аренде подстанция 110/35/10 кВ, суммарная мощность трансформаторов 100 МВА, но отсутствуют воздушные и кабельные линии двух напряжений. Подпадает ли организация под критерии ТСО?

Указанная организация не соответствует пункту 2 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

8

Требование к владению линиями электропередачи на срок не менее очередного расчетного периода регулирования относится к периоду регулирования сроком не менее 12 месяцев или к долгосрочному периоду регулирования сроком не менее 5 лет (не менее 3 лет)?

Как определить срок очередного периода регулирования для выявления соответствия условию 2 Критериев в случае применения методов долгосрочного регулирования (RAB и долгосрочная индексация)?

В соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, "период регулирования" - период не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы).

Таким образом, срок владения линиями электропередачи относится к очередному периоду регулирования сроком не менее 12 месяцев (очередному году долгосрочного периода регулирования).

9

Применяются ли критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям к предприятиям, впервые вышедшим на регулирование в течение 2015 года?

Да, применяются. Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям применяются к владельцам объектов электросетевого хозяйства, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, на текущий период регулирования (2015 регулируемый год) с даты начала действия постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 - 12 марта 2015 г.

10

Как и когда в соответствии с ПП РФ от 28 февраля 2015 г. N 184 новым ТСО будут устанавливать тарифы, если они взяли в аренду объекты электросетевого хозяйства в середине регулируемого периода?

Касательно организаций, арендующих соответствующее имущество с середины периода регулирования, полагаем целесообразным формулировать разъяснения по данному вопросу исходя из особенностей конкретных ситуаций.

В частности, для организаций, деятельность которых ранее не регулировалась, возможно осуществить регулирование, когда срок аренды имущества менее года, но совпадает с периодом менее года, на который устанавливаются тарифы.

11

В связи с вступлением в действие постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184, что ждет сетевые организации, не подходящие под утвержденные критерии? И каким образом будет осуществляться вывод их с рынка и в течение какого времени? В отношении территориальной сетевой организации введено конкурсное производство с 17.04.2014. Имущество находится в хозяйственном ведении и подлежит продаже. Каким образом, иная, более крупная сетевая организация, сможет забрать на обслуживание линии и оборудование, которое изъято у предприятия, находящегося в стадии банкротства нельзя?

В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).

В указанном случае владельцы объектов электросетевого хозяйства могут принять следующие решения:

1) "объединиться" (укрупниться) с другими владельцами объектов электросетевого хозяйства, взять в аренду (эксплуатацию) или приобрести в собственность дополнительные объекты электросетевого хозяйства;

2) передать в аренду (эксплуатацию) или продать свои объекты электросетевого хозяйства;

3) продолжить эксплуатировать объекты электросетевого хозяйства самостоятельно (нести бремя содержания) в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. N 6 (зарегистрирован Минюстом России 22 января 2003 г. N 4145), и не препятствовать перетоку электрической энергии через его объекты электросетевого хозяйства в соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861.

12

Пунктом 3 ПП РФ от 28 февраля 2015 г. N 184 органам исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования до 01.01.2016 поручено принять решение об (установлении) пересмотре:

- единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям;

- индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии.

Вместе с тем с 01.04.2015 ожидается изменение действующего законодательства, предусматривающее изменение подхода определения мощности для населения исходя из 7500 часов использования мощности, с необходимостью перерегулирования в течение 2015 года единых (котловых) тарифов на услуги по передаче и индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые услуги по передаче электрической энергии.

Прошу Вас разъяснить необходимость пересмотра регулируемых цен (тарифов) в соответствии с положениями пункта 3 ПП РФ от 28 февраля 2015 г. N 184 с 01.04.2015 при вступлении в силу проекта постановления Правительства РФ в части изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства РФ в целях совершенствования порядка определения объемов покупки мощности на оптовом рынке для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей и объемов покупки мощности организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 11 мая 2015 г. N 458 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов поручено принять решения об установлении (пересмотре) с 1 июля 2015 г. в том числе:

единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для населения и приравненных к нему категорий потребителей с учетом абзаца двадцатого пункта 81 Основ ценообразования и Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей;

индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии.

В указанном случае применяются положения постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184.

13

В части признаков несоответствия критериям ТСО в части владения электросетевым имуществом на законных основаниях на срок не менее расчетного периода.

В большинстве случаев договоры аренды электросетевого имущества между организациями, для которых установлены тарифы на услуги по передаче электроэнергии, и владельцами электросетевого имущества заключены на срок 11 месяцев (менее расчетного периода) с последующим продлением, если ни одна из сторон не заявит о расторжении договора.

Является ли наличие такого договора аренды соответствием критериям?

Возможна ситуация, когда сетевая организация в целом соответствует критериям, но по отдельным сетевым объектам, в части сроков аренды имущества, данные сетевые объекты не соответствуют критериям.

Необходим ли учет в составе тарифов для сетевых организаций расходов на содержание отдельных сетевых объектов, по которым владение на законном основании не удовлетворяет критериям.

В части срока владения объектами электросетевого хозяйства не менее очередного расчетного периода регулирования, сообщаем, что владение организацией объектами электросетевого хозяйства на основании договора аренды, заключенного на срок менее очередного периода регулирования с последующим продлением срока действия указанного договора приводит к несоответствию указанной организации критериям в части срока владения объектами электросетевого хозяйства, поскольку период регулирования в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, составляет период не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы).

Для организаций, деятельность которых ранее не регулировалась, возможно осуществить регулирование, когда срок аренды имущества менее года, но совпадает с периодом менее года, на который устанавливаются тарифы.

В части учета в составе тарифа на услуги по передаче электрической энергии расходов на содержание иных объектов электросетевого хозяйства (свыше 10 МВА), не соответствующим критериям в части срока владения объектами электросетевого хозяйства, при условии, что в целом организация соответствует критериям, сообщаем, что постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 не устанавливает требований в отношении указанных объектов электросетевого хозяйства. При этом решение об учете либо неучете в составе тарифа на услуги по передаче электрической энергии расходов на содержание объектов электросетевого хозяйства принимается органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в том числе на основании анализа документов, подтверждающих право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов электросетевого хозяйства, используемых для осуществления регулируемой деятельности, и (или) договоров на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица передаточных актов), предоставляемых организациями в соответствии с пунктом 17 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178.

14

На 2015 год приняты решения регулирующего органа об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии на новый долгосрочный период регулирования 2015 - 2019 гг. и первый период регулирования для новых организаций 2014 - 2016 гг. Отсутствие тарифа на услуги по передаче электрической энергии для мелких территориальных сетевых организаций на 2016 год может привести к возникновению многочисленных бесхозных сетей на территории края (Приморский край). Должен ли РЭК руководствоваться указанными критериями в середине долгосрочного периода регулирования при принятии решения о пересмотре тарифов для данных сетевых организаций на 2016 год? Возможно ли применение указанных критериев только после завершения долгосрочного периода регулирования?

На территории края существует порядка 20 сетевых организаций, услуги по передаче электрической энергии для которых не являются основной деятельностью предприятия (заводы, порты и прочие потребители), однако осуществляют транспортировку электрической энергии не только для нужд основной деятельности, но и для других потребителей края. В случае подпадания под один из критериев (отсутствие двух уровней напряжения либо трансформаторной мощности менее 10 МВА), индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии с 2016 года для таких организаций устанавливаться не будет. Поскольку продажа либо передача объектов сетевого хозяйства, находящихся в собственности такого предприятия, на эксплуатацию в другую компанию весьма осложнена, возникает вопрос, каким образом тогда организация будет компенсировать расходы на эксплуатацию сетевого имущества, используемого для транспортировки электрической энергии потребителям?

Обращаем внимание на отсутствие отлагательного условия вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184. Следовательно, в настоящее время любое установление (пересмотр) тарифов на услуги по передаче электроэнергии в соответствии с законодательством, в том числе, установление тарифов на годовой период регулирования в рамках долгосрочного периода регулирования, должно осуществляться исходя из соответствия/несоответствия организации Критериям.

В случае несоответствия критериям владельцы объектов электросетевого хозяйства должны будут продолжить эксплуатировать объекты электросетевого хозяйства самостоятельно (нести бремя содержания) в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. N 6 (зарегистрирован Минюстом России 22 января 2003 г. N 4145), и не препятствовать перетоку электрической энергии через его объекты электросетевого хозяйства в соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861.

15

Организация (физическое или юридическое лицо) владеет на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, но не соответствует критериям отнесения к ТСО и соответственно не может обратиться за установлением тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

Имеет ли право данная организация (физическое или юридическое лицо) в случае обращения в ее адрес заявителя с целью осуществления технологического присоединения взимать плату без обращения в уполномоченный орган по регулированию тарифов (то есть в любом размере).

Имеет ли право данная организация (физическое или юридическое лицо) взимать плату за передачу электрической энергии по ее сетям согласно гражданско-правовым договорам между двумя хозяйствующими субъектами при отсутствии установленного тарифа на услуги по передаче электрической энергии (так как не соответствует критериям отнесения к ТСО).

В соответствии со статьей 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" плата за технологическое присоединение к электрическим сетям, а также цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям подлежит государственному регулированию.

Таким образом, взимание платы за технологическое присоединение без обращения в уполномоченный регулирующий орган (в любом размере) не правомерно.

Организация, не соответствующая Критериям, не вправе требовать плату за передачу электрической энергии в соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861.

16

Следует ли учитывать для подтверждения соответствия утвержденным Критериям установленную мощность силовых трансформаторов, которыми владеет организация на праве собственности или на ином законном основании, но которые не используются для осуществления регулируемой деятельности и (или) находятся в резерве?

Силовые трансформаторы, не используемые для осуществления регулируемой деятельности, в том числе по причине их нахождения в резерве, не могут быть учтены при расчете суммарной установленной мощности силовых трансформаторов (МВА) при определении соответствия либо несоответствия организации критериям, поскольку в соответствии с пунктом 1 критериев предусматривается владение на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования силовыми трансформаторами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 МВА.

17

Необходимость предоставления каких документов предусмотрена пунктом 1 критериев для подтверждения владения на праве собственности или ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования силовыми трансформаторами, используемых для осуществления регулируемой деятельности, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 МВА (зачастую в предоставляемых территориальными сетевыми организациями свидетельствах о государственной регистрации права на подстанции не указывается мощность установленных силовых трансформаторов, а зарегистрированным имуществом является здание самой подстанции)?

В случае если в предоставляемых владельцами объектов электросетевого хозяйства свидетельствах о государственной регистрации права на подстанции не указывается мощность установленных силовых трансформаторов, а зарегистрированным имуществом является здание самой подстанции, считаем, что суммарная установленная мощность силовых трансформаторов (МВА) в соответствии с пунктом 1 критериев может быть рассчитана как сумма фактических номинальных мощностей (МВА), определяемых по техническим паспортам силовых трансформаторов, установленных на подстанциях.

18

Организации - владельцы объектов электросетевого хозяйства, утратившие "статус" сетевой организации, не могут быть отнесены к субъектам электроэнергетики, и, следовательно, они не обязаны нести ответственность за надежность обеспечения электрической энергии и ее качество перед потребителями. На кого при этом возлагается соответствующая ответственность?

В соответствии с пунктом 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, в случае опосредованного присоединения потребитель электрической энергии заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство. В указанном случае именно сетевая организация (в пределах своей ответственности) отвечает перед потребителями электрической энергии (в том числе при опосредованном присоединении) за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

19

В рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 не урегулирован вопрос исключения организаций из Реестра СЕМ (субъектов естественных монополий) при несоответствии критериям ТСО, что вызывает конфликт в нормативной правовой базе государственного тарифного регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

Введение статуса сетевой организации определено в рамках полномочий ФСТ России:

- Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях";

- Приказ ФСТ России от 13.10.2010 N 481-э "Об утверждении Порядка рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, и перечня таких документов";

- Приказ ФСТ России от 30.08.2010 N 417-э "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по тарифам государственной функции по формированию и ведению Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль".

В то же время Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 предусмотрено: "Орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов ежегодно, до 1 ноября года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, опубликовывает на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о территориальных сетевых организациях, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования, а также о территориальных сетевых организациях, оказывающих услуги по передаче электрической энергии в текущем расчетном периоде регулирования, в отношении которых не устанавливаются (не пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования, с указанием полного и сокращенного (при наличии) наименования и организационно-правовой формы организации, идентификационного номера налогоплательщика (кода причины постановки на учет), адреса официального сайта организации в сети Интернет и выделенного организацией абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению".

В рамках реализации указанных положений орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов уведомляет ТСО об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии на предстоящий период, лишая тем самым организацию статуса ТСО.

Возникает правовой конфликт - в отношении сетевой организации федеральным органом власти (ФСТ России) введено государственное регулирование, организация включена в Реестр СЕМ. Орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при несоответствии критериям ТСО направляет уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на предстоящий период.

Административным регламентом предоставления Федеральной службой по тарифам государственной услуги по формированию и ведению Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, предусмотрена сложная и длительная по времени процедура исключения из Реестра СЕМ. По мнению РЭК, области необходимо предусмотреть упрощенную процедуру исключения из Реестра СЕМ и принятия решения о прекращении государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, в соответствии с порядком рассмотрения вопроса о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий указанных выше организаций.

Правовой конфликт отсутствует, поскольку включение в реестр СЕМ организации не является обязательным условием для получения ею тарифа на услуги по передаче электрической энергии и фактическое оказание этих услуг.

Вместе с тем, в случае несоответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям и неустановления ей тарифа на услуги по передаче электрической энергии, такая организация не вправе осуществлять соответствующую регулируемую деятельность и в установленном порядке должна быть исключена из реестра СЕМ.

20

Не урегулирован вопрос учета тарифного уровня напряжения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 предусмотрен критерий: "Владение на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, не менее 2 уровней напряжения из следующих уровней напряжения: высокое напряжение (ВН) - 110 кВ и выше; среднее первое напряжение (СН1) - 35 кВ; среднее второе напряжение (СН2) - 1 - 20 кВ; низкое напряжение (НН) - ниже 1 кВ".

Возникают затруднения по принятию решения по данному критерию при условиях:

- граница балансовой принадлежности (ГБП) на отходящих губках ячейки ТП (питание потребителя предусмотрено непосредственно с подстанции);

- наличие прямого транзитного межсетевого перетока.

В случае если питание потребителя предусмотрено непосредственно с шин подстанции и линия электропередачи на соответствующем уровне напряжения принадлежит потребителю, то указанная линия электропередачи не используются для осуществления регулируемой деятельности организации и не учитывается при определении его соответствия либо несоответствия пункту 2 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В случае осуществления транзитного межсетевого перетока (оказания услуг по передаче электрической энергии смежной территориальной сетевой организации) по линиям электропередачи только одного уровня напряжения, организация не будет соответствовать пункту 2 критериев отнесения объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

При этом следует отметить, что соответствие либо несоответствие организации пункту 2 критериев отнесения объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям определяется органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не по отдельному участку электрической сети, имеющему непосредственную электрическую связь (подстанция с подходящими и отходящими линиями электропередачи), а в целом по электрической сети владельца объектов электросетевого хозяйства в административных границах субъекта Российской Федерации.

21

По организациям, совмещающим регулируемый вид деятельности с основным видом экономической деятельности (регулируемый вид деятельности непрофильный (не является основным)). Вопрос актуален для организаций, у которых передача электрической энергии является совмещаемым видом деятельности.

Установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 критерий: "Владение на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования силовыми трансформаторами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 МВА".

Корректно ли принимать решение о соответствии указанному критерию в случае, если для осуществления регулируемой деятельности из указанного объема установленной мощности используется только 10% мощности, остальные 90% - на собственные нужды (на основной вид экономической деятельности)?

В случае невозможности разделения оборудования (силовых трансформаторов) электрической сети предприятия на оборудование, используемое только для собственного потребления электрической энергии, и оборудование, участвующее в процессе передачи электрической энергии субабонентам, проверка соответствия пункту 1 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям осуществляется по суммарной установленной мощности всех таких силовых трансформаторов (МВА), при этом объем (доля) оказанных услуг по передаче электрической энергии субабонентам не учитывается.

22

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 определен критерий по наличию выделенного абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению без указания (принадлежности) прямой связи с Едиными стандартами качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций (Приказ Минэнерго России от 15.04.2014 N 186). Едиными стандартами качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций установлено обязательное наличие телефонного номера горячей линии по вопросам электроснабжения - единого и бесплатного для потребителей на территории эксплуатационной ответственности сетевой организации (п. 27), бесплатных телефонных каналов связи между сетевой организацией и потребителями (п. 28). В подтверждение исполнения указанных пунктов ТСО необходимо представить документы на право владения номера под кодом 8-800 (являются многоканальными). Установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 критерий по наличию выделенного абонентского номера для обращений потребителей услуг позволяет сетевой организации заявить номер телефона секретаря (бухгалтерии, технической службы и т.п.) организации, что позволяет соответствовать критерию ТСО, но нарушать исполнение Единых стандартов.

Пункт 4 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям предусматривает наличие выделенного абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению. Наличие выделенного абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению, подтверждается соответствующей справкой, подписанной руководителем или иным уполномоченным лицом заявителя и заверенной печатью заявителя.

Вопрос "усиления" критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям путем синхронизации с Едиными стандартами качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденными приказом Минэнерго России от 15 апреля 2014 г. N 186, предусматривающими более "жесткие" требования по наличию единого и бесплатного для потребителей на территории эксплуатационной ответственности сетевой организации телефонного номера горячей линии по вопросам электроснабжения в круглосуточном режиме, который указывается в договорах энергоснабжения, а также размещается на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет и в офисах обслуживания потребителей, будет рассмотрен в 2016 году по итогу анализа информации о соблюдении сетевыми организациями требований указанных Единых стандартов.