<Письмо> ПФ РФ от 22.12.2014 N ЛЧ-28-26/16772 "О плате за стационарное обслуживание"
В связи с многочисленными запросами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросу о возможности взимания с лиц, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, платы за стационарное обслуживание из сумм ежемесячной денежной выплаты, устанавливаемой гражданам льготных категорий после принятия Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ), Пенсионный фонд Российской Федерации сообщает следующее.
С 1 января 2015 г. вступает в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ), который устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, а также права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.
Статьей 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ установлено, что социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату или частичную плату, размер которой рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги и не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
Согласно подпункту "ж" пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. N 1075, при расчете среднедушевого дохода учитываются следующие доходы, полученные в денежной форме: пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Устанавливать аналогичность выплаты, получаемой гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации, пенсии или пособию в целях решения вопроса о возможности ее учета при расчете среднедушевого дохода следует исходя из ее правовой природы и ее места в системе правового регулирования.
Согласно выявленному в определениях Конституционного Суда Российской Федерации конституционно правовому смыслу законоположений Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в которые Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ внесены изменения в части установления ежемесячной денежной выплаты, указанная выплата по своей правовой природе является элементом механизма восполнения потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и направлена на сохранение лицам, обладающим особым правовым статусом, реальных возможностей располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 г. N 502-О, от 4 апреля 2006 г. N 89-О, от 4 апреля 2007 г. N 331-О-П и др.).
При этом, как закреплено Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, в рамках длящихся правоотношений при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены (пункт 1 статьи 153).
Правовая оценка взимания платы за стационарное обслуживание из сумм ежемесячных денежных выплат как умаляющей права и законные интересы получателей ежемесячной денежной выплаты, проживающих в организациях социального обслуживания, дана в многочисленных определениях Верховного Суда Российской Федерации (определения Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 72-Г05-11, от 4 октября 2006 г. N 56-Г06-28, от 26 декабря 2007 г. N 4-Г07-44).
Исходя из изложенного, правовых оснований для проведения удержаний из сумм ежемесячной денежной выплаты в счет платы за стационарное обслуживание граждан, проживающих в организациях социального обслуживания, не имеется.
Председателя Правления
Л.И.ЧИЖИК
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей