В дополнение к данному документу направлены письма Минкультуры России от 05.09.2016 N 269-01-39-НМ и от 31.08.2016 N 265-01-39-НМ.

I. Общие подходы по введению нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях сферы культуры

I. Общие подходы по введению нормирования

труда в государственных (муниципальных) учреждениях

сферы культуры

Нормирование труда представляет собой составную часть (функцию) управления и включает в себя определение необходимых затрат труда (времени) на выполнение работ (изготовление единицы продукции, оказание услуг) отдельными работниками (группами работников) и установление на этой основе норм труда.

Введение нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях, утвержденных приказом Минтруда России от 30.09.2013 N 504.

Введение типовых отраслевых норм труда осуществляется с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждениях с использованием оборудования, материалов, технологий и методик выполнения работ и других организационно-технических факторов, которые могут существенно повлиять на величину нормы труда.

1. При расчете норм труда и штатной численности в государственных (муниципальных) учреждениях используются:

- типовые отраслевые нормы труда;

- типовые межотраслевые нормы труда;

- типовые профессиональные и иные нормы труда с учетом специфики конкретного учреждения <1>;

--------------------------------

<1> С учетом специфики учреждения допускается использование установленных норм труда для учреждений и организаций других отраслей, необходимых для достижения определенных уставом целей деятельности этого учреждения.

- регламенты выполнения работ по типам учреждений (ЕКС, ЕТКС, профессиональные стандарты).

При этом рекомендуется учитывать все факторы, влияющие на величину затрат труда, и условия выполнения работ <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 4 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минкультуры России от 30.12.2014 N 2479.

2. Разработка нормирования труда в учреждениях должна осуществляться специалистами, обладающими необходимыми знаниями и умениями в сфере организации и нормирования труда. С учетом численности работников и специфики деятельности учреждения рекомендуется создание в учреждениях специализированного структурного подразделения (службы) для выполнения работ, связанных с нормированием труда. При его отсутствии нормирование труда может быть возложено на структурное подразделение (работника), в ведении которого находятся вопросы кадрового обеспечения деятельности учреждения, организации труда и заработной платы <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 6 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 30.09.2013 N 504.

3. При планировании мер по повышению эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг типовые нормы рекомендуется использовать:

- для учреждений, где организационно-технические условия ниже уровня, на который они рассчитаны;

- при исследовании затрат рабочего времени и анализе потерь рабочего времени.

После анализа организационно-технических условий и потерь рабочего времени нормы труда должны быть пересмотрены.

4. Разрабатываемые нормы должны быть технически обоснованными, т.е. нормы, установленные аналитическим методом на основе комплексного обоснования величины затрат труда применительно к той технике и технологии, с использованием которых должна быть выполнена данная работа.

При закупке в установленном порядке нового оборудования учреждениям рекомендуется в конкурсной документации предусматривать обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей, участвующих в конкурсе, проводить сравнительный расчет влияния на норму труда внедрения закупаемого оборудования.

5. Ответственность за разработку, пересмотр и утверждение норм труда в государственных (муниципальных) учреждениях, а также на их основе формирование штатной численности возлагается на руководителя учреждения.

Пересмотр норм труда на уровне учреждений рекомендуется осуществлять через каждые 5 лет с даты их утверждения и введения в действие, а также при изменении организации труда, внедрении новой техники и технологии.

6. Формализацию норм труда учреждений рекомендуется осуществлять в Положении о системе нормирования труда учреждения (далее - Положение), которое с учетом мнения представительного органа работников либо утверждается локальным нормативным актом учреждения, либо включается в качестве отдельного раздела в коллективный договор в общем порядке в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

В Положение рекомендуется включать следующие разделы:

а) применяемые в учреждении нормы труда. В данном разделе приводятся: ссылки на типовые нормы труда, используемые при определении норм труда; применяемые методики определения нормы численности на основе типовой нормы времени; расчет коррекции типовых норм труда с учетом организационно-технических условий (если проводилась коррекция); методы и способы установления норм труда по отдельным должностям (профессиям рабочих), видам работ (функциям), по которым отсутствуют типовые нормы труда;

б) порядок введения норм труда;

в) порядок организации замены и пересмотра норм труда;

г) меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.

7. При заключении трудового договора работник должен быть проинформирован о нормах труда. В случае установления работнику норм времени на выполнение работ (оказание услуг) или норм обслуживания, рекомендуется в трудовом договоре с работником указать, что их выполнение осуществляется в пределах установленной ему продолжительности рабочего времени.

Работники извещаются о внедрении новых норм труда не позднее, чем за два месяца до их введения в действие <1>. О снижении ошибочных норм труда работники могут быть уведомлены и в более короткий срок, определяемый с учетом мнения представительного органа работников.

--------------------------------

<1> Статьи 161 - 162 Трудового кодекса Российской Федерации.

Форма извещения о внедрении новых норм труда определяется учреждениями самостоятельно. При этом рекомендуется указать ранее действовавшие нормы труда; новые нормы труда; факторы, послужившие основанием введения новых норм труда.

8. Перед введением новых норм труда рекомендуется провести инструктаж и обучение работников наиболее эффективным приемам и методам выполнения работ, при этом могут быть использованы как индивидуальные, так и групповые формы их проведения.

Все вновь принятые на работу работники должны проходить вводный (общий) инструктаж по технике безопасности, охране труда и противопожарной безопасности, затем первичный инструктаж непосредственно на рабочем месте, в процессе работы - повторные инструктажи и при необходимости - внеплановые и целевые инструктажи.

9. При освоении норм труда рекомендуется провести следующие мероприятия:

а) проанализировать степень освоения работ каждым работником на основе данных о выполнении норм;

б) в связи с введением новой техники и технологии провести обучение работников с целью необходимости приобретения новых теоретических и практических знаний для рационального использования приемов труда работниками.

10. При освоении новых видов работ (стандартов оказания государственных (муниципальных) услуг) или несоответствии фактических организационно-технических условий выполнения работ, запроектированных во вновь вводимых нормах труда, рекомендуется применять поправочные коэффициенты.