<Письмо> ФСТ России от 26.06.2015 N ЕП-7333/12 "О расчете и установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям"
от 26 июня 2015 г. N ЕП-7333/12
ПЛАТЫ ЗА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ
К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ
Федеральная служба по тарифам рассмотрела обращение по вопросам расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и в порядке поставленных вопросов сообщает следующее.
1. В связи с тем, что на уровне напряжения выше 35 кВ или максимальной мощности более 8 900 кВт ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт) не утверждаются, то в случае соблюдения только одного из условий (уровня напряжения или максимальной мощности) при условии наличия технической возможности плата за технологическое присоединение рассчитывается по стандартизированным тарифным ставкам.
2. Согласно пункту 8 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила технологического присоединения), для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
Под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.
Согласно абзацу 1 пункта 17 Правил технологического присоединения плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Из представленных выше норм следует, что под электрическими сетями необходимого класса напряжения следует понимать любые электрические сети, необходимые заявителям, указанным в пунктах 12(1), 14 и 34 Правил технологического присоединения, класс напряжения которых составляет до 20 кВ (например: 0,4 кВ, 6 кВ, 10 кВ и пр.).
Также согласно пункту 6 Правил технологического присоединения, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами технологического присоединения.
Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям заключается на основании поданной заявки.
Таким образом, в случае если энергопринимающие устройства заявителя расположены на расстоянии от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно, плата за такое технологическое присоединение не может превышать 550 рублей.
3. Согласно подпункту "г" пункта 33 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 11.09.2012 N 209-э/1 (далее - Методические указания), плата за технологическое присоединение в виде формулы утверждается регулирующим органом, исходя из стандартизированных тарифных ставок, способа присоединения и реализации соответствующих мероприятий, определенных в Приложении N 1 к Методическим указаниям с учетом следующего положения. Если при технологическом присоединении Заявителя согласно техническим условиям срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению предусмотрен на период больше одного года, то стоимость мероприятий, учитываемых в плате, рассчитанной в год подачи заявки, индексируется следующим образом:
- 50% стоимости мероприятий, предусмотренных техническими условиями, умножается на произведение прогнозных индексов-дефляторов по подразделу "Строительство", публикуемых Министерством экономического развития Российской Федерации на соответствующий год (при отсутствии данного индекса используется индекс потребительских цен на соответствующий год) за половину периода, указанного в технических условиях, начиная с года, следующего за годом утверждения платы;
- 50% стоимости мероприятий, предусмотренных техническими условиями, умножается на произведение прогнозных индексов-дефляторов по подразделу "Строительство", публикуемых Министерством экономического развития Российской Федерации на соответствующий год (при отсутствии данного индекса используется индекс потребительских цен на соответствующий год) за период, указанный в технических условиях, начиная с года, следующего за годом утверждения платы.
Таким образом, в случае если техническими условиями не подтверждено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению больше одного года, то применение в расчете платы по стандартизированным тарифным ставкам прогнозных индекс-дефляторов неправомерно.
Одновременно сообщаем, по мнению ФСТ России, возможно применение прогнозных индексов-дефляторов по подразделу "Строительство", публикуемых Министерством экономического развития Российской Федерации на соответствующий год (при отсутствии данного индекса используется индекс потребительских цен на соответствующий год).
В целях возмещения экономически обоснованных расходов сетевой организации и при подтверждении техническими условиями срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению на период больше одного года, по мнению ФСТ России, применение прогнозных индексов-дефляторов, предусмотренных подпунктом "г" пункта 33 Методических указаний, возможно для всех заявителей, указанных в Методических указаниях.
4. Согласно пункту 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), территориальные сетевые организации ежегодно, не позднее 1 ноября, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прогнозные сведения о расходах за технологическое присоединение на очередной календарный год в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям с учетом стоимости каждого мероприятия в отдельности, а также с разбивкой по категориям потребителей, уровням напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, и (или) объемам присоединяемой максимальной мощности, а также сведения о расходах, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в плату за технологическое присоединение, в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям. Указанная информация представляется независимо от наличия или отсутствия заявок на следующий период регулирования.
На основе представленных сведений уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на очередной календарный год устанавливают не позднее 31 декабря года, предшествующего очередному году, плату за технологическое присоединение к электрическим сетям, не отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети (за исключением платы по индивидуальному проекту и платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям энергопринимающих устройств отдельных потребителей и объектов по производству электрической энергии максимальной мощностью не менее 8900 кВт и на уровне напряжения не ниже 35 кВ), в виде формулы платы за технологическое присоединение, стандартизированных тарифных ставок и ставки за 1 кВт максимальной мощности с разбивкой по категориям потребителей, уровням напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, и (или) объемам присоединенной максимальной мощности.
Учитывая вышеизложенное, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - регулирующий орган) должны утвердить ставки для всех территориальных сетевых организаций с учетом дифференциации, предусмотренной пунктом 87 Основ ценообразования.
Методическими указаниями не предусмотрено расширение регулирующим органом тарифного меню после утверждения тарифных решений на период регулирования.
Одновременно отмечаем, что в силу части 7 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в случае непредставления необходимых сведений орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вправе запрашивать и получать необходимую информацию по вопросам установления и изменения регулируемых цен (тарифов).
Кроме того, согласно пункту 19 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила), в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 дней со дня поступления запроса.
Согласно пункту 24 Правил в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность (за исключением вновь созданных территориальных сетевых организаций), материалов, предусмотренных Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).
Обращаем внимание, что непредставление территориальными сетевыми организациями в установленные нормативно-правовыми актами сроки в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прогнозных сведений о планируемых расходах за технологическое присоединение на очередной календарный год является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, ввиду того, что утверждение ставок за единицу максимальной мощности, стандартизированных тарифных ставок и формулы платы за технологическое присоединение на период регулирования предусмотрено пунктом 87 Основ ценообразования и пунктом 7 Методических указаний, все указанные виды ставок должны быть утверждены.
5. При расчете размера платы за технологическое присоединение к двум независимым источникам электроснабжения учитывается величина мощности, присоединяемая к каждому независимому источнику электроснабжения. Так, например, при изменении категории надежности электроснабжения заявителем на первую или вторую с одновременным увеличением присоединенной мощности энергопринимающих устройств, расчет размера платы за технологическое присоединение должен производиться следующим образом: по первому источнику электроснабжения плата рассчитывается только за дополнительно присоединяемую максимальную мощность, а по второму источнику электроснабжения - за объем максимальной мощности, запрашиваемый по I или II категории надежности.
При этом резервный объем присоединяемой мощности по I или II категории надежности может быть меньше объема, присоединяемого к основному источнику электроснабжения.
Вместе с тем отмечаем, что при подаче заявки на технологическое присоединение по II категории надежности заявитель самостоятельно определяет величину максимальной мощности по каждому независимому источнику электроснабжения.
Пункт 27 Методических указаний применим только в случае, если заявитель при технологическом присоединении запрашивает третью категорию надежности электроснабжения, при этом ставки за единицу максимальной мощности по мероприятиям "последней мили" должны утверждаться регулирующим органом для третьей категории надежности электроснабжения.
6. 1) В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), регулируемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом технические решения, в результате которых будет осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, определяются в технических условиях, являющихся неотъемлемым приложением к договору, подготавливаемых сетевой организацией.
По мнению ФСТ России, если регулирующим органом на основании проведенной экспертизы выявлено, что расходы на осуществление технологического присоединения в соответствии с выданными техническими условиями экономически не обоснованы, то регулирующий орган при определении размера платы вправе не учитывать указанные расходы при утверждении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям.
2) При возникновении необходимости изменения заявителем мощности присоединяемых энергопринимающих устройств, если плата за технологическое присоединение утверждена по индивидуальному проекту, расчет размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям при повторном обращении заявителя производится только за дополнительно присоединяемую мощность.
3) Правилами технологического присоединения предусмотрено, что договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
Типовыми договорами предусмотрено, что договор может быть изменен по письменному соглашению сторон или в судебном порядке.
Изменение в одностороннем порядке условий договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
7. Право воспользоваться беспроцентной рассрочкой платежа в размере 95 процентов платы за технологическое присоединение с условием ежеквартального внесения платы равными долями от общей суммы рассрочки на период до 3 лет с даты подписания сторонами акта об осуществлении технологического присоединения предоставляется заявителям - юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 15 и до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) в соответствии с пунктом 17 Правил технологического присоединения.
8. 1) Владельцы квартир в многоквартирных домах не являются собственниками всего жилого дома, и при его сдаче в эксплуатацию технологическое присоединение осуществляется согласно типовому проекту в рамках общего договора на технологическое присоединение с сетевой организацией, исходя из суммарного объема присоединяемой мощности, приходящегося на каждую квартиру и на общедомовые нужды.
При этом точка присоединения будет одна (главный распределительный щит многоквартирного дома), и соответственно, владельцы квартир не могут выступать заявителями.
В случае необходимости увеличения максимальной мощности отдельных квартир ранее присоединенных устройств многоквартирного дома заявителем выступает многоквартирный дом в целом, а не отдельный собственник квартиры.
Пунктом 16.1 Правил технологического присоединения определено, что заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка. До границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.
Таким образом, при увеличении максимальной мощности ранее присоединенных устройств многоквартирного дома сетевая организация осуществляет необходимые мероприятия по технологическому присоединению до ввода в многоквартирный дом (до главного распределительного щита).
2) Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств, находящихся в жилых помещениях, в том числе расположенных в многоквартирных домах, рассчитывается на общих основаниях, т.е. по утвержденным регулирующим органом стандартизированным тарифным ставкам или ставкам за единицу максимальной мощности.
9. Расчет размера расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, не включаемых в состав платы за технологическое присоединение, производится на основе Методических указаний по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 11.09.2014 N 215-э/1 (далее - Методические указания по определению выпадающих доходов).
1) Для определения плановых показателей (ст. 6) и расчетных (фактических) данных (ст. 9) должны быть использованы стандартизированные тарифные ставки за полный период регулирования, в данном случае - за 2013 год.
2) Согласно примечанию 7 приложения N 1 к Методическим указаниям по определению выпадающих доходов при расчете размера расходов по мероприятиям "последней мили", связанных с осуществлением технологического присоединения ст. 3 (п. 2.1 - 2.5), применяется в качестве делителя тот индекс изменения сметной стоимости по строительно-монтажным работам для субъекта Российской Федерации (Zизм.ст), который использовался при определении размера платы за технологическое присоединение, в отношении которого определяется размер выпадающих доходов.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 33 Методических указаний плата по ставкам , , рассчитанная в ценах 2001 года, приводится к ценам регулируемого периода с применением индекса изменения сметной стоимости по строительно-монтажным работам, определяемого федеральным органом исполнительной власти в рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности (далее - индекс изменения сметной стоимости), на квартал, предшествующий кварталу, в котором рассчитывается плата за технологическое присоединение.
Таким образом, при расчете размера расходов по мероприятиям "последней мили" ст. 3 и ст. 8 (п. 2.1 - 2.5), если плата за технологическое присоединение в размере 550 рублей, в отношении которой определяется размер выпадающих доходов без использования индексов, применяется индекс изменения сметной стоимости по строительно-монтажным работам, определяемый федеральным органом исполнительной власти в рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности (далее - индекс изменения сметной стоимости), на квартал, предшествующий кварталу, в котором рассчитывается плата за технологическое присоединение (в данном случае, когда устанавливается плата за технологическое присоединение для заявителя в размере 550 рублей).
3) Согласно пункту 6 Методических указаний по определению выпадающих доходов утверждение размера выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в соответствии с Основами ценообразования.
В соответствии с абзацем 10 пункта 87 Основ ценообразования регулирующий орган в своем решении по утверждению платы за технологическое присоединение отражает расходы сетевой организации, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение.
Пунктом 10 Методических указаний по определению выпадающих доходов определен механизм расчета выпадающих расходов, указанных в пунктах 7 - 9 Методических указаний по определению выпадающих доходов (при расчете указанных расходов используются планируемые и фактические значения показателей).
Согласно примечанию 11 приложения N 1 к Методическим указаниям по определению выпадающих доходов в случае если расходы сетевой организации за предыдущий период регулирования, связанные с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощности, не превышающей 15 кВт включительно, при присоединении объектов, отнесенных к третьей категории надежности при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю уровня напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности (п. 4, ст. 5), превышают размер средств, рассчитанный с применением стандартизированных тарифных ставок, утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (п. 4, ст. 8), величина превышения подлежит исключению из размера расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в состав платы за технологическое присоединение (п. 4, ст. 11).
10. Внесение изменений в Методические указания по определению выпадающих доходов в настоящий момент ФСТ России не планируется.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей