постановлением Президиума
Верховного Суда
Российской Федерации
от 18 марта 2015 г.
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Президиума Верховного Суда РФ от 25.05.2016)
Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", статьи 8.1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", а также Указа Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 года N 613 "Вопросы противодействия коррупции".
1. Положением определяется порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах и расходах), представляемых судьями верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судов, районных судов, гарнизонных военных судов, арбитражных судов округов, специализированных арбитражных судов, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации, мировыми судьями (далее - судья), контроля за расходами указанных лиц, а также порядок предоставления этих сведений российским средствам массовой информации.
2. Сведения о доходах, об имуществе, принадлежащем на праве собственности, и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей судья представляет согласно пункту 1 статьи 8.1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным периодом.
3. В соответствии с пунктом 1.1 статьи 8.1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" судья обязан также представлять сведения о своих расходах, а также о расходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей в случаях, определяемых Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", и в порядке, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации".
4. Указанные сведения о доходах и расходах представляются по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации".
Данные сведения о доходах и расходах судья передает в соответствующий суд, где он осуществляют правосудие, а мировой судья - в районный (городской) суд по территории нахождения судебного участка (далее - районный суд).
5. В случае если судья обнаружил, что в представленных им сведениях о доходах и расходах не отражены или неполностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, он вправе в течение одного месяца после окончания срока подачи справки представить уточненные сведения в порядке, установленном настоящим Положением.
6. Сведения о доходах и расходах, представляемые в соответствии с настоящим Положением судьей, являются сведениями конфиденциального характера и могут быть использованы в порядке и объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
7. Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, расходах, об имуществе, принадлежащем на праве собственности, и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с настоящим Положением судьей, несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации.
8. Основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами судьи, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является достаточная информация о том, что данным судьей, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) на общую сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. Указанная информация в письменной форме может быть представлена в установленном порядке:
1) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, работниками (сотрудниками) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, Банка России, государственной корпорации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федеральных законов, организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
2) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;
3) Общественной палатой Российской Федерации;
4) общероссийскими средствами массовой информации.
9. В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" контроль за расходами судьи, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей включает в себя:
1) истребование от судьи сведений:
- о его расходах, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если общая сумма сделки (сделок) превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду совершения сделки;
- об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, указанная в первом абзаце настоящего подпункта;
2) проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе, принадлежащем судье на праве собственности, об обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и их обязательствах имущественного характера, представленных им в соответствующий суд, где он (судья) осуществляет правосудие, а мировым судьей - в районный (городской) суд;
3) определение соответствия расходов судьи, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) их общему доходу.
10. В верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области и суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде, арбитражном суде округа, специализированном арбитражном суде, арбитражном апелляционном суде и арбитражном суде субъекта Российской Федерации, а также в многосоставном (со штатом, как правило, десять и более судей) районном суде и гарнизонном военном суде должны быть созданы комиссии по проверке полноты и достоверности представляемых судьей сведений о его доходах и расходах, а также о доходах и расходах его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей (далее - комиссия).
В состав комиссии суда включаются судьи, работник суда, в должностные обязанности которого входит осуществление противодействия коррупции, а также работник управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, в чьи должностные обязанности входит осуществление противодействия коррупции, который является секретарем комиссии.
В отдельных случаях для обеспечения деятельности комиссии в ее состав могут быть включены и иные работники кадровых служб этих судов или иные работники аппаратов этих судов.
11. Проверка достоверности сведений о доходах и расхода судей малосоставных судов осуществляется комиссией районного суда по согласованию с председателем суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.
12. Сведения о доходах и расходах судья подает председателю суда.
По поручению председателя суда работник суда, в должностные обязанности которого входит осуществление противодействия коррупции, ведет учет поступивших сведений в журнале регистрации (по прилагаемой форме), осуществляет предварительное ознакомление с поступившими сведениями и обращает внимание судьи на недочеты технического характера.
По окончании отчетного периода указанный работник суда передает сведения судьи о доходах и расходах секретарю комиссии по передаточному акту, в котором в обязательном порядке указываются фамилия, имя, отчество судьи, дата представления им сведений, фамилия, имя, отчество работника суда, принявшего сведения, дата передачи в управление судебного департамента.
13. Своевременное изучение и проверку достоверности и полноты сведений, а также контроль за расходами лиц, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего Положения, осуществляют комиссии судов.
14. Основаниями для проведения заседания комиссии являются:
1) поступившее в комиссию заявление судьи о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
2) письменное решение Председателя Верховного Суда Российской Федерации либо первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, председателя суда или председателя комиссии соответствующего суда при наличии сомнений в достоверности и полноте сведений, представленных судьей либо при получении письменной информации от органов судейского сообщества или общероссийских средств массовой информации, а также достаточной письменной информации от органов и лиц, перечисленных в пунктах 1 - 4 части 1 статьи 4 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", о представлении судьей недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
3) представление Председателем Верховного Суда Российской Федерации, председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, специализированного арбитражного суда, арбитражного апелляционного суда и арбитражного суда субъекта Российской Федерации, районного суда и гарнизонного военного суда материалов проверки, свидетельствующих о представлении судьей недостоверных или неполных сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам";
4) поступление от судьи сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 Положения, требующих их обсуждения и вынесения решения о передаче в соответствующий кадровый орган для приобщения к личному делу судьи;
5) выявившиеся неполнота и (или) недостоверность сведений, представленных судьей, требующие получения от него соответствующих пояснений;
6) рассмотрение письменной информации, полученной от органов судейского сообщества либо от общероссийских средств массовой информации, а также достаточной письменной информации от органов и лиц, перечисленных в пунктах 1 - 4 части 1 статьи 4 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ о предоставлении судьей недостоверных или неполных сведений;
7) рассмотрение вопросов о проведении проверки сведений, представленных судьей, а также результатах проведения проверки, об осуществлении контроля за расходами судьи и его результатах;
8) обсуждение мотивированного предложения по вопросу о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности в случае несвоевременного представления либо представления недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
9) обсуждение вопросов, связанных с обращением общероссийского средства массовой информации о предоставлении для опубликования сведений о доходах, расходах, об имуществе, принадлежащем судье на праве собственности, и обязательствах имущественного характера, а также о доходах его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и их обязательствах имущественного характера;
10) обсуждение иных вопросов, связанных с работой комиссии.
Комиссия не рассматривает анонимные сообщения.
15. Секретарь комиссии, которым является работник управления Судебного департамента в соответствующем субъекте Российской Федерации, в чьи должностные обязанности входит осуществление противодействия коррупции, по поручению председателя комиссии:
- докладывает председателю комиссии или его заместителю о поступлении сведений о доходах и расходах, качестве документов и необходимости их обсуждения на заседании комиссии;
- ведет протоколирование заседания комиссии;
- готовит проекты запросов (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-розыскной деятельности или ее результатов) в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения об имеющихся у них сведениях: о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судьи, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
16. Указанные запросы подписывает председатель соответствующего суда, в котором создана комиссия. Мотивированный письменный отказ председателя суда от подписи запроса прикладывается к материалам проверки.
17. Заседания комиссии проводятся при возникновении повода, предусмотренного настоящим Положением. Периодичность заседаний не устанавливается.
Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии. Заседания комиссии проводятся под председательством председателя комиссии, в случае его отсутствия - под председательством заместителя председателя комиссии. Решения принимаются большинством голосов. При равном числе голосов решающим является мнение председательствующего.
При осуществлении голосования секретарь комиссии имеет право совещательного голоса.
18. При рассмотрении отнесенных к правомочиям комиссии вопросов, касающихся судьи, входящего в состав комиссии, данный судья не принимает участия в соответствующем заседании комиссии.
19. При необходимости Верховным Судом Российской Федерации могут быть запрошены из соответствующего суда копии представленных судьей сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также копии материалов по контролю за расходами и проведена их дополнительная проверка.
20. Основанием для проверки сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных председателем суда, а также для принятия в отношении его решения об осуществлении контроля за расходами является письменное решение председателя вышестоящего суда (в отношении председателей верховных судов республик и равных им судов, арбитражных судов округов - письменное решение Председателя Верховного Суда Российской Федерации или первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации).
Информация анонимного характера не может служить основанием для проверки.
21. Комиссия вправе пригласить на заседание судью и получить от него необходимые пояснения по существу представленных сведений.
22. Представление судьей дополнительной уточняющей информации в период до одного месяца после истечения установленного срока для представления сведений не может расцениваться как нарушение установленных сроков их представления.
23. По результатам ознакомления с поступившими от судьи сведениями комиссия вправе принять мотивированное решение о проведении проверки их полноты и достоверности.
24. При проведении проверки направляются письменные запросы (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-розыскной деятельности или ее результатов) председателя соответствующего или вышестоящего суда либо председателя комиссии соответствующего суда (в отношении мировых судей - председателя районного или вышестоящего суда либо председателя комиссии районного суда) в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные подразделения федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения (далее - государственные органы и организации) об имеющихся у них сведениях: о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судьи, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
25. В запросе, предусмотренном пунктом 24 Положения, указываются:
а) фамилия, имя, отчество руководителя государственного органа и организации, в которые направляется запрос;
б) нормативный правовой акт, на основании которого направляется запрос;
в) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место регистрации, жительства и (или) пребывания судьи, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, полнота и достоверность которых проверяется;
г) содержание и объем сведений, подлежащих проверке;
д) срок представления запрашиваемых сведений;
е) фамилия, инициалы и номер телефона секретаря комиссии, подготовившего запрос;
ж) другие необходимые сведения.
26. Председатель комиссии, а в его отсутствие - заместитель председателя комиссии в семидневный срок уведомляет в письменной форме судью о принятом в отношении его решении о проведении проверки представленных им сведений либо об осуществлении контроля за расходами.
27. В ходе проверки и по ее результатам судья вправе давать пояснения в письменной форме, представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения, которые приобщаются к материалам проверки.
28. По окончании проверки лицом, принявшим решение о ее проведении, судье официально сообщается о результатах проверки.
29. В случае непредставления предусмотренных настоящим Положением сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в установленные сроки либо представления судьей заведомо недостоверных сведений, а также при установлении несоответствия представленных сведений о доходах расходам председатель соответствующего суда вправе обратиться в соответствующий совет судей с предложением о проведении проверки и, при наличии оснований, постановке вопроса о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности.
30. Председатели федеральных судов общей юрисдикции, в соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 29 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", председатели арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации на основании соответственно пункта 6 части 2 статьи 32, пункта 6 части 2 статьи 33.9 и пункта 6 части 2 статьи 42 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", могут обратиться, при наличии оснований, в квалификационную коллегию судей с представлением о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности.
Решение о направлении такого обращения председателем соответствующего суда может быть принято как самостоятельно, так и на основании мотивированного предложения председателя комиссии.
31. По окончании проверочных мероприятий сведения судьи о его доходах и расходах, сведения о доходах и расходах его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей передаются в соответствующую кадровую службу по месту нахождения личного дела судьи, а материалы проведенных проверок о достоверности и полноте представленных судьей сведений о доходах и расходах направляются для хранения в управление Судебного департамента в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Ответственность за надлежащее формирование и хранение данных материалов возлагается на секретаря комиссии.
32. Копии сведений председателей и заместителей председателей верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов, окружных (флотских) военных судов, арбитражных судов о доходах, расходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера, а также копии сведений о доходах, расходах, об имуществе, принадлежащем на праве собственности, и обязательствах имущественного характера их супругов и несовершеннолетних детей направляются в Верховный Суд Российской Федерации в течение 15 дней после представления этих сведений - для приобщения к личным делам.
(в ред. Постановления Президиума Верховного Суда РФ от 25.05.2016)
(см. текст в предыдущей редакции)
33. Порядок предоставления сведений о доходах судьи, его расходах и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, общероссийским средствам массовой информации определен Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей