3.2. Деятельность назначенного оператора почтовой связи (ФГУП "Почта России")

Для целей настоящей Концепции под назначенным оператором почтовой связи понимается оператор почтовой связи, оказывающий на всей территории Российской Федерации основные услуги почтовой связи, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации в области почтовой связи, и на которого согласно актам Всемирного почтового союза возложены обязательства по обеспечению международного почтового обмена <1>.

--------------------------------

<1> Часть 1 статьи 2 Всемирной почтовой конвенции, материалы XXV Конгресса Всемирного почтового союза (г. Доха, 2012), утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.01.2014 N 16-р). В терминологии Всемирной почтовой конвенции, изложенной на английском языке, ФГУП "Почта России" является "universal postal service (UPS)", то есть "оператором универсального обслуживания" или "универсальной почтовой службой".

Назначенным оператором почтовой связи является ФГУП "Почта России".

Деятельность в качестве назначенного оператора почтовой связи создает для ФГУП "Почта России" ряд обременений и социальных обязательств, связанных с оказанием на постоянной основе и по доступным ценам качественных основных услуг почтовой связи на всей территории Российской Федерации, в том числе в отдаленных и труднодоступных районах, оказание которых убыточно для операторов почтовой связи.

Вместе с тем федеральные государственные унитарные предприятия, являясь коммерческими организациями, при осуществлении своей деятельности не должны рассчитывать на государственную финансовую поддержку, несмотря на возложенные на них обременения и социальные обязательства.

Начиная с 2015 года в федеральном бюджете не предусматриваются бюджетные ассигнования, направленные на поддержку деятельности ФГУП "Почта России".

Стратегия развития ФГУП "Почта России" на период до 2018 года, утвержденная 31.12.2014 (далее - Стратегия), не предполагает субсидирования со стороны государства. При этом развитие ФГУП "Почта России" будет осуществляться с надлежащим исполнением возложенных государством на предприятие обязательств.

В Стратегии определены цели и задачи развития ФГУП "Почта России" по основным направлениям деятельности:

в сегменте письменной корреспонденции - за счет выхода в сегмент адресных рекламных и информационных рассылок, а также за счет повышения качества оказываемых услуг (соблюдение контрольных сроков пересылки на 95%);

в сегменте посылок - за счет повышения качества оказания услуг, внедрения дополнительных сервисов в рамках "последней мили" (создания выделенных центров выдачи посылок, предоставления услуги "доставка до двери" и пр.) и развития международного партнерства;

в сегменте государственных услуг - за счет развития услуг по доставке почтовых отправлений в электронной форме от государственных и муниципальных органов и оказания госуслуг в формате "одного окна" на базе региональных отделений;

увеличение выручки на одного работника, обеспечение конкурентной заработной платы при одновременном создании высокотехнологичных рабочих мест;

повышение качества и эффективности логистики - за счет строительства сети автоматизированных логистических центров по стране, открытия центров консолидации международных отправлений за рубежом;

повышение эффективности работы сети отделений - за счет изменения бизнес- и технологических процессов, модернизации ИТ-систем;

структурные преобразования для повышения эффективности управления предприятием, в том числе оптимизация организационной структуры аппарата управления предприятия и создание условий по закреплению профессиональных кадров;

инвестиционная программа предприятия;

обеспечение финансовой устойчивости за счет сбалансированного привлечения при обеспечении текущей деятельности и реализации инвестиционной программы собственных и заемных средств;

повышение финансовой дисциплины, в том числе за счет внедрения автоматизированных систем управления на предприятии.

Общий объем инвестиций ФГУП "Почта России" для реализации мероприятий Стратегии, включая обязательства предприятия по повышению качества услуг почтовой связи, в том числе сокращения контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, составляет около 130 млрд. руб. на период до 2018 года.

Основными статьями капитальных затрат являются модернизация сети отделений почтовой связи, логистики, обновление ИТ-систем.

В качестве одной из мер, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия, рассматривается возможность реорганизации ФГУП "Почта России" в акционерное общество.

Планируемое повышение производительности труда на ФГУП "Почта России" в 2020 г. относительно 2014 г. составит не менее 20%.

ФГУП "Почта России" планируется создание собственного подписного агентства предприятия, позволяющего обеспечить прямое взаимодействие между издательствами и подписчиками, что будет способствовать обеспечению сдерживания роста стоимости услуг по распространению периодических печатных изданий на уровне, не превышающем уровень инфляции в Российской Федерации. При этом подписка на периодические печатные издания будет осуществляться в том числе посредством он-лайн сервиса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

С целью поддержания доступности периодических печатных изданий слабозащищенным слоям населения ФГУП "Почта России" в 2014 году предприятие предоставило скидку на услугу по подписке и доставке районных изданий в размере 25% вне зависимости от тиражей, для подписчиков федеральных и региональных изданий, пользующихся максимальным спросом у населения, предприятие предоставило специальный пониженный тариф, который на 17% ниже базового тарифа. Также ФГУП "Почта России" разрабатывается система предоставления скидок на издания, рассчитанные на пенсионеров, и региональные издания общественно-политического и социального содержания.